Презентация "подчинительные союзы". Презентация - союзы и союзные слова в спп Синтаксическая роль подчинительных союзов презентация

Cлайд 1

Подчинительные союзы Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Cлайд 2

Цель Повторить сведения о подчинительных союзах Познакомить с разрядами подчинительных союзов по значению Учить определять вид союза по строению и разряд по значению

Cлайд 3

Творческое задание Вставьте подходящие по смыслу союзы. Определите их вид по строению и разряд по значению. Редеет мгла ненастной ночи, … близкий день уж настает. (А.Пушкин) Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И.Крылов) Мал золотник … дорог. (Пословица) Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М.Лермонтов) Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А.Пушкин) И ни ни да но то то

Cлайд 4

Понаблюдаем! Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (почему?) Мы отправились в поход рано утром, … до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?) Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (когда?) Мы бы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (при каком условии?) потому что чтобы когда если бы

Cлайд 5

Составим таблицу Подчинительные союзы Причинные Оттого что Так как Ввиду того что Потому что Изъяснительные Что Чтобы Как Сравнительные Как Будто Словно Как будто Точно Целевые Для того чтобы С тем чтобы Временные Едва Лишь Лишь только Пока Условные Раз Ли Как скоро Если

Cлайд 6

Творческое задание Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза. Мать если бы она осталась с сыном чувствовала бы себя спокойнее. Какой-то с молоду Скворец так петь щегленком научился как будто бы щегленком сам родился. Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем.

Cлайд 7

Cлайд 8

Задания в рамках ЕГЭ В каком предложении нет предлога? Он продолжал путь, несмотря на усталость. Плохо, когда не с кем поговорить. Дом напротив построили лет десять назад. Остановка находится около школы.

Союзы сочинительные и подчинительные

Выполнила учитель русского языка и литературы Кормачева Нина Александровна


Цели урока:

  • 1. Повторить и закрепить понятие союза;
  • 2. Закрепить знания по теме союзы сочинительные и подчинительные;
  • 3. Продолжать работу по теме союз.

Актуализация знаний

  • 1. Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
  • 2. К служебным частям речи относятся…
  • 3. Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это…
  • 4. Союзы бывают… .

Сравните предложения

  • Небо потемнело, и пошел снег.
  • Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным свежими хлопьями.
  • Небо потемнело, потому что пошел снег.

Союзы сочинительные и подчинительные

И, а, но, да, зато, однако, же, то-то, или, либо, не то- не то.

Что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока

Подчинительные

Сочинительные


Спишите расставляя пропущенные знаки препинания, укажите типы союзов

  • По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла () и в ней пропадают очертания низких берегов.
  • Вечерняя заря начинается () когда солнцеи уже заходит за край земли.
  • Река сверкала () то голубым () то зеленым цветом.
  • Накануне выглянуло солнце () но дороги еще не совсем просохли.

Составьте схемы предложений

Вариант 2

  • По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
  • Мы прошли по лосинному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
  • Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
  • Солнце уже зашло, и по низким луговым местам всеи затопил туман.
  • Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах .

Вариант 1

  • Когда мы вернулись в деревню, все уже спали.
  • Веет теплый ветер и, легкий пар клубится у реки.
  • Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
  • Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
  • На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое лето.

Проверим себя

Вариант 2

  • , да .
  • , (что).
  • , (где).
  • , и .
  • [ (у которого) ].

Вариант 1

  • (Когда), .
  • , и .
  • , a .
  • , ().
  • [ (что) ].


1. Служебная часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного называется…

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение .

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные


3. Выберите ответ, где все слова в ряду – союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) где, зато, также

Б) и однако, же

В) что, когда, да


5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не раставлены):

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

6. Укажите сложносочиненное предложение:

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.


  • Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались в дали.

В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.


Проверим себя


Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите союзы, определите, какие они: сочинительные или подчинительные.

Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. Мы мож..м (з/с)делать себя такими какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё удаётся лучше чем слаб..характерным. С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями д..водить дело до конца это в..йдёт в привычку и когда выр..стете у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.


Подведем итог урока

  • Что такое союз?
  • На какие 2 разряда делятся союзы?
  • Приведите примеры сочинительных союзов?
  • Приведите примеры подчинительных союзов?
  • Какие трудности возникли при изучении данной темы?

Домашнее задание

Напишите мини сочинение (3-5 предложений), употребив в нем союз КАК.


Цель Повторить сведения о подчинительных союзах Повторить сведения о подчинительных союзах Познакомить с разрядами подчинительных союзов по значению Познакомить с разрядами подчинительных союзов по значению Учить определять вид союза по строению и разряд по значению Учить определять вид союза по строению и разряд по значению


Творческое задание Творческое задание Вставьте подходящие по смыслу союзы.Вставьте подходящие по смыслу союзы. Определите их вид по строению и разряд по значению.Определите их вид по строению и разряд по значению. 1. Редеет мгла ненастной ночи, … близкий день уж настает. (А.Пушкин) 2. Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И.Крылов) 3. Мал золотник … дорог. (Пословица) 4. Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М.Лермонтов) 5. Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А.Пушкин) И ни-ни да но то то


Понаблюдаем! 1. Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (почему?) 1. Мы отправились в поход рано утром, … до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?) 1. Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (когда?) 1. Мы бы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (при каком условии?) была солнечная погода. (при каком условии?) потому что чтобы когда если бы


Составим таблицу Подчинительные союзы Причинные Оттого что Так как Ввиду того что Потому что Изъяснительные ЧтоЧтобы КакСравнительные КакБудто Словно Как будто Точно Целевые Для того чтобы С тем чтобы Временные ЕдваЛишь Лишь только Пока УсловныеРаз Ли Как скоро Если


Творческое задание Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза.Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза. 1. Мать если бы она осталась с сыном чувствовала бы себя спокойнее. 2.Какой-то с молоду Скворец так петь щегленком научился как будто бы щегленком сам родился. 3. Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем.








Задания в рамках ЕГЭ Из данного предложения выпишите производный предлог.Из данного предложения выпишите производный предлог. Вдоль по улице метелица метет, за метелицей мой миленький идет. Вдоль по улице метелица метет, за метелицей мой миленький идет.