Лев николаевич толстой белка и волк. Пересказ сказки Л

Лев Николаевич Толстой

Ответы к стр. 77 — 78

Лев Толстой
Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

1. Точное слово
Какими автор рисует персонажей басни? Запишите.

2. Сравнение
Перечитайте ответ белки. Подчеркните разными цветами слова, которые говорят о хорошем человеке и о плохом .

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт . А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем .

3. Соответствие
Какая пословица может быть моралью этой басни? Подчеркните.

Злому злое, а доброму доброе .
Как аукнется, так и откликнется.
Кто в радости живёт, того горе не берёт.
Веселье делу не помеха.

4. Проталинки
Перечитайте басню. Впишите пропущенные слова.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.

Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Мораль басни и главная мысль

Злость это плохое чувство. Нужно в себе и в других добро искать. Злым людям невесло живется.

Анализ

Басня показывает, что есть два взгляда на окружающий мир. Можно на него смотреть по доброму или по злому. И от того, что выберешь и будет зависеть какая жизнь человека ожидает.

Слушать басню с картинками на видео

Несколько интересных Басен

Задачи:
-Закреплять умение пересказывать литературный текст
(сказка Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»).
- Учить детей понимать образные выражения.
-Активизировать в речи употребление сложных предложений.
-Обогатить словарь детей прилагательными, глаголами и наречиями, ввести их в активный словарь.
- Учить детей высказываться, грамматически правильно строить предложения.
- Развивать доказательную речь.
Материал для занятия:
Портрет Л.Н. Толстого, иллюстрации к сказке; магнитная доска; маски волка и белки; шкатулка, конверт с загадками.
Использование современных технологий:
-метод игровой технологии
-личностно-ориентированые технологиии-здоровьесберегающие технологии
Ход занятия:
Орг. момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я хочу пригласить вас в сказку. Закройте глазки «Раз, два, повернись, в сказке очутись».
Сегодня я для вас принесла шкатулку не простую, а сказочную, давайте посмотрим, что там лежит (достаю конверт).
Отгадывание загадок
Это конверт, здесь есть загадки, давайте мы с вами их отгадаем
Я люблю орешки,
И наряд мой прост,
Рыжая шубка
И пушистый хвост
С ветки прыгаю на ветку
По земле гуляю редко.
Дети: отгадка(белка)
Злой и страшный серый зверь
Водится в лесу теперь
Всех зайчат перепугал
Белочек он разогнал
Он и хищный и голодный
Хоть и страшный и проворный
Дети: отгадка (волк)
Воспитатель: Молодцы, умеете отгадывать загадки. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой, которую написал Л.Н.Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» давайте внимательно ее послушаем (чтение сказки)
Основная часть:
Зачитывание сказки
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
-Хорошо я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотреть, вы там вверху все играете и играете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
-Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Краткая беседа по сказке
Воспитатель: Про кого эта сказка?
Д:Эта сказка про белку и волка
В:Что произошло с героями сказки?
Д:Белка прыгала и упала на спящего волка.
В:Почему волк отпустил белку?
Д:(ответы детей)
В:Почему волк решил что белки всегда веселы?
(ответы детей)
В:Отчего белки веселы, а волку всегда скучно? Как об этом сказано в сказке?(после ответов детей зачитывается фрагмент сказки)
В: В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как еще они веселятся, что они делают?
Д: скачут, резвятся, перепрыгивают с ветки на ветку…
В:Ребята,послушайте как по другому можно назвать беличье веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело.
В. Ребята, как вы считаете, что означает выражение «злость сердце жжет».
Физкультминутки
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже
Мы с тобой на них похожи (вращение корпусом вправо, влево)
Вот по веткам белка мчится
Белка ветра не боится.Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.(прыжки на месте)
Ну а нам пора садиться
Заниматься не лениться.
В:Послушайте сказку еще раз (зачитывается повторно сказка).
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Мы перескажем сказку по ролям. Нам нужны: автор, волк и белка.
Пересказ по ролям.
Итог занятия
Ребята, кто из артистов вам понравился больше? Почему? Кто использовал больше слов автора в пересказе? Молодцы вы сегодня были очень активны, все старались, отвечали на вопросы.


Приложенные файлы

Эльнара Алибекова
Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка и волк» (подготовительная группа)

Пересказ сказки Л . Н Толстого

«Белка и волк »

Задачи :

-связная речь : учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает)

-словарь и грамматика : активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, вести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку Л . Н Толстого

«Белка и волк »

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка . Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить :

– Пусти меня.

Волк сказал :

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки , так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала :

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил , а белка ушла на дерево и оттуда сказала :

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

После чтения проводится краткая беседа по содержанию сказки .

После ответов детей зачитывается соответствующий фрагмент сказки .

1. Про кого эта сказка ?

2. Что произошло с героями сказки ?

3. Почему волк опустил белку ?

4. Почему волк решил , что белки всегда веселы ?

5. Отчего белки веселы , а волку всегда скучно ? Как об этом

говориться в сказке ?

6. В сказке белки веселые , добрые, а волк злой и скучный . Как о

волке говорится в сказке ?

После беседы воспитатель еще раз читает сказку и просит обратить внимание на выразительность авторского текста.

После повторного чтения воспитатель предлагает детям рассказать эту сказку , записать пересказы и поместить на

«Доске для родителей» чтобы все мамы и папы смогли

Воспитатель объясняет правила пересказа .

Начинает рассказывать тот ребенок на которого указывает воспитатель. Дальше так же продолжают до конца сказки .

В конце записанный воспитателем текст читает целиком, в него вносят поправки.

Продолжаем беседу.

В сказке говорилось , что белки веселые . Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как ещё они веселятся, что делают?

Дети. Скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку ,качаются на ветках.

Воспитатель. Послушайте,как по –разному можно сказать о беличьем веселье : веселые белки , белки веселы , белки вселятся , белкам весело . (Подчеркнуто произносит однокоренные слова)

Белки веселые , а волк совсем не веселый , а какой?

Дети. Грустный.

Воспитатель. Белки веселятся , а волк … .

Дети. Грустит.

Воспитатель. Белкам весело , а волку …

Дети. Грустно.

Воспитатель. Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке :

Грустный, грустит, грустно. Слова разные, но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже. Это слова - родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже. (При произнесении однокоренных слов всегда подчеркивает голосом сходство звучания).

Воспитатель. Предлагает детям подобрать родственные слова к слову «радостный» .

Если дети затрудняются в подборе слов, то воспитатель задает наводящие вопросы.

Составляем предложения с родственными словами.

Вспоминаем слова противоположные по смыслу к словам

Весёлые, весенний, радостный.

Воспитатель. Про что можно сказать весёлый ?

Воспитатель. Про что можно сказать весенний ?

Дети. День, снег, ручей, лёд …

Воспитатель. Вслушайтесь, как звучат эти слова : веселый, весенний.

Звучат очень похоже. Но по смыслу эти не связаны, они- не родственные, и у них разные родственные слова : у слова веселый -весело, веселье, веселиться; у слова весенний- весна, веснушки, веснянка.

В конце занятия воспитатель предлагает детям, когда они пойдут на прогулку, отыскать предметы, названия которых обозначаются родственными словами.