Елена Подкорытова
Инсценировка сказки в старшей группе «Ленивая внучка»
Инсценировка сказки "Ленивая внучка"
в старшей группе.
Подготовила воспитатель: Подкорытова Е. В.
Цель: развитие умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
Задача: формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Содействовать разностороннему развитию детей. Формировать умение двигаться по кругу в танце, выполнять подскоки. Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат: Дети адекватно воспринимают в театре художественный образ, воплащаются в роли используя художественные выразительные средства (мимику, интонацию). Умеют выполнять танцевальные движения (подскоки, движение по кругу).
Материалы, оборудование: декорации к сказке, маски животных (лягушка, ёж, заяц, дятел).
Предварительная работа: Чтение сказки, составление модели - схемы, пересказ сказки, п. игра "Кто как двигается", разучивание песни "Пять ленивых лягушат" и движений к ней, д. игра "Кто в сказке живёт", "Угадай сказку".
Словарная работа: старенькая, запричитала, запыхтел, пригорюнилась, спинка как пружинка, дрожащим, зашептал.
Ход инсценировки сказки "Ленивая внучка".
Воспитатель: Ребята, а вы любите трудиться? (ответы детей) А я вот знаю что не все дети любят трудиться, есть дети которые ленятся и не хотят ничего делать. Давайте мы с вами посмотрим сказку про одну девочку, которая была ленивая и ничего не хотела делать.
Жила в одной деревеньке одна девочка и звали её Дуняша, и бала у девочки бабушка старенькая - престаренькая. Вот как то раз пошли они за грибами, набрали полную корзину и пошли домой. Дуняша остановилась и говорит;
Дуняша:- Не могу идти, возьми меня на ручки!
Бабушка: - Ай-яй-яй, Дуняша! Как не стыдно! Ты ведь уже большая. А у меня корзина тяжёлая. Иди сама, не ленись, совсем немного осталось. Я не возьму тебя на ручки.
Дуняша: - Хочу на ручки! Хочу на ручки! - захныкала Дуняша.
Но бабушка повернулась и пошла по тропинке. Села Дуняша на травку и заплакала, запричитала:
Дуняша: - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла с собой Дуню не взяла.
Выполз из под кустика ёжик.
Ёж: - Садись Дуняша, я тебя отвезу домой. Обрадовалас ь девочка села ёжику на спинку.
Дуняша: - Ой, ой, ой! - тут же подскочила Дуняша. - Не поеду с тобой, ты колючий!
Ёж: - Ну как знаешь, - обиделся ёжик, запыхтел и поспешил дальше по своим делам.
Опять Дуняша плачет, причитает:
Дуняша - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла, с собой Дуню не взяла. Не помог мне добрый ёж - на колючку он похож.
Выпрыгнула из травы лягушка; - Садись Дуняша я тебя отвезу.
Села Дуняша на спинку к лягушке. Быстро помчалась лягушка.
Дуняша: - Ой, ой сейчас упаду! и тут же упала. А лягушка поскакала дальше.
Села Дуняша на пенёк, пригорюнилась;
Дуняша: - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла, с собой Дуню не взяла. Не помог мне добрый ёж - на колючку он похож, у лягушки спинка скачет, как пружинка.
Подбежал к ленивой внучке зайчик.
Зайчик: - Садись Дуняша я тебя отвезу!
Села она на зайчика, а зайчик прыг в кусты и сидит не дышит.
Зайчик: - Тише, тише. Там чья-то тень: дрожащим голосом зашептал зайка.
Слезла Дуняша с зайки и опять сидит причитает: - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла, с собой Дуню не взяла. Не помог мне добрый ёж - на колючку он похож, у лягушки спинка скачет, как пружинка. Зайка не везёт домой он от страха чуть живой. Пропадёт в лесу Дуняша дорогая внучка ваша.
Тук, тук - раздалось над головой у Дуняши. Посмотрела она на верх и увидела дятла.
Дуняша - Дятел, дятел, отнеси меня домой! - захныкала ленивая внучка.
Дятел: - Некогда мне - надо дерево лечить, детей кормить. А ты попробуй сама пойти, ножками. Они у тебя уже отдохнули, наверно - сказал дятел и полетел свои дела делать.
Подождала Дуняша, посидела, встала и пошла потихоньку по тропинке. Сначала тихонько шла, а потом и ножки быстрее пошли и побежали. Прибежала она домой а там уже бабушка ждала её, стол накрыла.
Бабушка:-Молодец, внученька! - посадила внучку за стол и всех друзей пригласила. Чай они пили и песни пели.
Песня: Песенка ленивых лягушат.
музыка и слова Вячеслава Тюльканова
Пять ленивых лягушат
Пять ленивых лягушат
Замерли, в траве лежат
Забрались под кочку в тень,
Им даже квакать лень.
Но сказала им сова
Очень мудрые слова
«Хватит, детки вам лежать
Давайте танцевать!»
Мы танцевать умеем
Мы танцевать хотим
Мы ква-ква-ква красивый
Мы танец сочиним
Мы тоже так умеем
Мы тоже так хотим
Мы ква-ква-ква красивый
Мы танец сочиним
А ну-ка быстро по местам
Я уроки танцев дам
Просыпайся, мошкара
Танцуем до утра.
Принесли аккордеон,
Подключили микрофон
Эй, кто хочет стать звездой!
Танцуй ква-ква и пой
Проигрыш
Публикации по теме:
На родительской конференции по игре, которая прошла у нас недавно, я с детьми подготовила и показала сказку "Приключения весёлых пирожков".
Во второй младшей группе "Теремок" в феврале был реализован творческий проект на тему: "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского". Дети познакомились.
Инсценировка осенней сказки в стихотворной форме «Ленивая лиса» Сочинила новую сказку,которую дети могут показать на осеннем празднике,ведь не за горами осень,скоро нам на работу,и всегда хочется чего-то.
Комплексно-тематическое планирование игры-инсценировки по мотивам русской народной сказки «Репка» Ознакомление с окружающим Обучающие игры Предметно-развивающая среда Активизирующее общение 1. Чтение сказки «Репка». 2. Рассматривание.
Здравствуйте дорогие друзья! Хочу познакомить с творчеством моей внучки. Ей 10 лет, учится в четвертом классе общеобразовательной школы и.
НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.
Инсценировка рассказа
«Вальс под гитару»
Действующие лица:
Мальчик, подросток лет четырнадцати.
Попутчик, мужчина средних лет.
Елена Степановна, учительница по классу баяна.
Мама мальчика.
Два друга мальчика.
Вахтер в клубе.
Действие первое.
Явление первое.
На сцене на переднем плане - открытая автобусная остановка.
(Слышится звук подъехавшего автобуса).
Мальчик, попутчик.
Разговор в автобусе.
Попутчик: Чего это у тебя гитара без струн?
Мальчик (после небольшого молчания, во время которого бережно положил гитару на колени, стащил с головы шапочку) : Ездил в город, думал можно её починить (взглядом показывает на гитару) В этом году я музыкальную школу по классу баяна заканчиваю, но хочу ещё и на гитаре научиться. Чужую брал на неделю, вроде получалось. А эта гитара моего отца…. (задумчиво проводит руками по грифу). Погиб он, когда я ещё совсем маленький был. На новую мать денег не даёт. Ворчит: «Расти и зарабатывай сам. Я не успеваю за всем одна». (Вздыхая, отворачивается к окну)
Попутчик: Выходит, ты настоящий музыкант, раз уже специальную школу заканчиваешь?
Мальчик: Ну, настоящий-ненастоящий, а в концертах участвую.
Попутчик: Когда есть талант - дивьё! У тебя, по всему чувствуется - есть.
Мальчик (не сразу, помедлив, грустно и благодарно улыбаясь, поворачивается в пол-оборота к собеседнику) : А знаете, я ведь свою «музыкалку» один раз чуть не бросил...
Попутчик: Что так?
Мальчик: Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я очень плохо учился. Не понимал. Принимался зубрить. Не получалось…(со вздохом) И по баяну то же самое: ну, орёт училка на меня - и всё... А дома еще и мать исходит на крик - и за двойки, и за баян. Поверите - жить не хотелось. Я даже ножик брал, приставлял к руке, но потом как подумаю...
Тихо звучат первые аккорды вальса «На сопках Манчжурии».
Продолжает рассказ: Встал однажды рано. Первый урок - русский. Домашку опять не сделал. Блин! Мне же двойка выходит. Опять на меня наорут все. По остальным предметам тоже. Ну, может, там по рисованию «хорошо», наверное. А ещё и на баян идти. Господи! (музыка звучит сильнее) Когда же этот день кончится?
Сижу я раздетый, темно, кровать разложена, постель тёплая; вот, думаю, потрогаю сейчас деревянную спинку кровати, этот лак на фанере, эту родную щербинку. И когда ненавистный день пройдёт, коснусь снова. Пусть между прикосновениями быстро пролетит день. (Музыка обрывается. Мальчик встает, идет по сцене вперед и произносит медленно и несколько пафосно, жестикулируя):
Чтобы не видеть ничего.
Чтобы не слышать никого.
Чтобы скорее окутал сон - мой рай.
Чтобы как свободный, будто бы.
Чем такой «свет» - лучше всегда «тьма».
(На мгновение гаснет свет, затем вновь доносятся отдаленные аккорды вальса…)
Явление второе.
Действие происходит в музыкальной школе, в кабинете по классу баяна.
Учительница музыки и мальчик.
Елена Степановна (строгим и нервным голосом): Ну, начинай играть! (После первых аккордов) Нет, не так! Неправильно! Ты опять не понимаешь. Слушай, как надо! (громко и отчаянно стучит по столу, в нем что-то грохочет – грозным эхом отзывается содержимое стола).
Елена Степановна (стучит изо всех сил): Я же тебе подсказываю, слушай! Помогаю тебе! Почему ты играешь в другом темпе?
Мальчик: Я стараюсь, как могу, Елена Степановна…
Елена Степановна: Хорошо, ступай домой! Попробуй еще раз, порепетируй один.
Явление третье.
Действие происходит в комнате мальчика.
Мальчик. Дворовые ребята.
Мальчик: (один, на фоне полутемной комнаты): Опять новое произведение… (со слезами ) Да не получается ничего у меня. И зачем это всё надо? Эти дурацкие “сольфеджио”, “интервалы”, “гаммы”, “мажоры”, “миноры” - всё. Зачем? Мне ещё два года учиться. Что же, ещё два года она на меня будет так орать? (Встает, подходит к столу, вырывает чистый листочек из тетрадки и пишет): Заявление. «Хочу уйти и прошу вычеркнуть меня из третьего класса музыкальной школы». (Чуть громче) Так, вот месяц, число, год, вот моя подпись. (Затем немного спокойнее): «Ну, всё!» Буду свободен, как все!
В окно заглядывают два друга мальчика .
Первый друг: Айда на улицу! Да на фиг тебе этот баян? Такую гробину таскать! Второй друг: Давай лучше в карты сыграем. Эка невидаль – баян! Это ж гармошка, на ней раньше только старые дедушки играли. Ну и сиди себе дома, музыкант!
Мальчик встает, берет баян, снова пробует играть.
Явление четвертое.
Мальчик по пути в музыкальную школу идет мимо берез и тополей.
Мальчик: А ведь я и не замечал ни берез, ни тополей, все было некогда. (Вдруг решительно произносит): Вот сейчас загадаю: подниму голову, сколько берез увижу, такую оценку и получу за урок! (поднимает медленно голову ): Вот это да! Сразу четыре березы… значит, и за урок получу четверку! (повторяет громко ): Как я хочу, чтоб у меня была «четверка»!
На уроке в музыкальной школе.
Елена Степановна, мальчик.
Мальчик: Здравствуйте, Елена Степановна!
Елена Степановна: Начни с этюда. Помни, здесь одни шестнадцатые ноты.
(Мальчик осторожно растягивает меха, затем начинает играть смелее. На лице появляется улыбка)
Елена Степановна (кивает одобрительно головой): А ведь ты молодец! Ставлю тебе «четыре» и в дневник, и в журнал по музыке.
Негромко начинает звучать вальс «На сопках Манчжурии». От неожиданной радости мальчик берет стул и кружится по комнате. Учительница восторженно смотрит на мальчика.
Действие второе.
Явление первое.
Мальчик: У меня сейчас с баяном всё хорошо. Хочу теперь на гитаре научиться, как папка. Мама его за гитару и полюбила. Он лучше всех у нас на селе играл. Знаете, я хочу выбрать музыку себе и дальше по жизни. Спасибо березкам, это ведь они мне помогли. Я чувствую, что музыка - везде. Машина гудит - музыка. Мы с вами говорим - тоже музыка. Да вот, послушайте, я топаю ногой, - и это музыка!
Попутчик: Так уж и музыка?
Мальчик: (вдохновенно и уверенно): Да, так и знайте, музыка!
Явление второе.
Действие происходит в клубе.
Елена Степановна, мальчик.
Елена Степановна (советует перед концертом мальчику): Будут в зале кто-то из близких, мама или кто-нибудь ещё, ты не смотри на них, не маши им, ладно? Иначе собьёшься. Ты смотри поверх в одну точку. Играй для этой точки. Скажи: “Вот смотри, точка, как я играю”. Разговаривай с ней. Пускай даже будут светить всякими фонариками в глаза, пулять в тебя. Если собьёшься, всё равно доигрывай.
Мальчик: Хорошо, Елена Степановна, я все понял. Я обязательно справлюсь.
Первые аккорды вальса «на сопках Манчжурии».
Явление третье.
Разговор в автобусе.
Попутчик и мальчик.
Мальчик: Я первый раз вышел выступать. Знаете, как я боялся! Сел на стул и сходу заиграл. А колени-то мои дрожат... Сжал их сильно-сильно, как мог, они всё равно трясутся. Нажимаю на клавиши - и слышно: «Ды-ды-ды». Всем слышно. Дрожь с музыкой. Взгляд бегает по залу. А народу-то... Пацаны наши. Они же обсмеять меня могут. Я один, маленький такой. Играю, играю. Хоп! Ошибся. Сам уже хочу заплакать и убежать со сцены.
И вот тут я вспомнил слова учительницы, поднял голову и посмотрел поверх всех. Но только я уставился не в точку. Представляете, я вдруг увидел вдали папу. Он смотрел на меня. Я стал играть для него... (начинает звучать вальс «На сопках Манчжурии»). И всё тогда вокруг исчезло. Только я и он.
Чувствую, перестал дрожать. Играю по-настоящему. Уже думаю о том, как у меня пальцы расположены. То громче, то тише играю. Когда форте, когда пиано - слежу. Исполнял я вальс «На сопках Маньчжурии». Вы слышали его?
Попутчик: Да, очень хороший вальс.
Мальчик: Вот слушайте дальше. Сначала идёт тихая музыка. Играю для папы, а сам представляю: он как бы уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки - он.
С этого момента вальс звучит еще сильнее, заглушая голос мальчика, а в это время на ярко освещенной сцене появляется пожилой мужчина в военной форме. Он идет, ищет себе пару и выбирает маму мальчика, которая выходит с другой стороны сцены. Они танцуют счастливые, улыбаются. Музыка громче. Вот они посмотрели друг другу
в глаза. На миг они останавливаются, затем опять начинают кружиться, здесь крещендо - музыка усиливается. Затем пара, танцуя, постепенно уходит за кулисы. Звуки вальса приглушены. Свет почти лишь на заднем плане сцены.
Мальчик: Я полгода разучивал пьесу, и теперь то, над чем трудился, всё сжалось до двух минут выступления. Не каждый так сможет. А я научился… Специально для папы научился…
В эту минуту мальчик так увлечен рассказом об игре – он вскакивает и громко произносит: «Папа, я играл для тебя. Тебе ведь понравилось, папа?!» Из-за кулис вновь появляется отец мальчика в военной форме, машет рукой, словно прощаясь, и исчезает.
Мальчик, как бы опомнившись, снова подходит к попутчику, садится на сидение:
Я доиграл и заплакал от счастья, потом убежал со сцены. Понимаете - не мог я никого видеть в этот момент. Зал долго хлопал мне. Потом все говорили, что получилось здорово.
Попутчик: (крепко сжимая ему руку, сочувствуя): Да, брат, понятно…
Действие третье.
Явление первое.
Комната мальчика. Он сидит с гитарой, которую взял у приятеля.
Мальчик, мама.
Мама : Слышу, сынок, ты аккорды подбираешь? Да знакомое что-то… Вроде, папа это играл?
Мальчик: Гляди, мам, это вот папина гитара. Он играл тебе на ней, помнишь?
Мама (смахивая слезы): Помню, сынок, как не помнить. Играл-то лучше всех и всегда
был душой компании…
Мальчик (задумчиво): Когда-то до неё дотрагивался мой папа. Мам, я помню, у него, когда не брился, щетина росла, и он тёрся об мою щеку, а щека делалась красной. А мне весело и приятно было, счастливо даже. Вот теперь я касаюсь гитары, которая помнит его прикосновения… И мне так захотелось исполнить ваш любимый вальс «На сопках Маньчжурии» для него, но уже под гитару. Понимаешь? Чтобы он порадовался и за меня, и тебя, мамочка. Если бы он был сейчас с нами! Знаешь, я поэтому и хочу ее отремонтировать! Может, получится, а, мам? Ну, вдруг?
Мама: (с надеждой): А и правда, сына, может, найдется мастер, съезди-ка ты в город!
Явление второе.
Попутчик, один.
Попутчик (идя медленно по сцене): Он рассказал мне, что в городе просил отремонтировать гитару, но ее не взяли. «Нет, - сказали, - слишком старая. Гриф треснул, так что и новые струны не помогут. Чудес, парень, не бывает!»
(После паузы) Мы молчали с ним до самой остановки, ведь самое главное было уже сказано. Перед тем, как выходить, он крепко, по-мужски, пожал мне руку и сказал на прощанье: «Завтра у нас в клубе праздничный концерт. Я тоже выступаю. Приезжайте».
Он вышел на ледяную обочину и, прижав к груди заветную гитару, зашагал в темноту.
А я… (вздохнув) даже имени его не узнал.
Явление третье.
Действие происходит в здании клуба после концерта.
Вахтёр (вынося из боковой комнатушки упакованную в полиэтилен новую акустическую гитару): Это тебе, милый! Просили передать. А кто уж и не знаю.
Мальчик: (бережно держа гитару, медленно идет к двери): Спасибо!!
Был день Светлого Христова Воскресенья. (Развернув зонт, медленно уходит со сцены).
Вальс «На сопках Манчжурии» звучит под гитару…
Журавль и цапля
Действующие лица: Сказочник Журавль Цапля
На сцене справа и слева стоят избушки . Управой избушки стоит журавль, у левой - цапля. Между ними болото. В центре сцены на переднем плане сказочник.
Сказочник (обращается к зрителям). Летала сова - веселая голова; вот она летала-летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела...
Это присказка, сказка вся впереди.
Журавль и цапля начинают двигаться, украшают свои избушки, хлопочут по хозяйству. Журавль то и дело останавливается, вздыхает. Цапля заходит в свой домик.
Сказочник (отходит к правому краю сцены и смотрит теперь уже на персонажей). Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
Журавль . «Дай пойду посватаюсь на цапле!»
Журавль двигается по направлению к цапле, но идет не прямо, а петляет.
Сказочник . Пошел журавль - тяп, тяп! Семь верст болото месил.
Журавль подходит к избушке цапли. Стучит в дверь.
Журавль . Дома ли цапля?
Цапля . Дома .
Цапля выходит из избушки.
Журавль . Выдь за меня замуж.
Цапля (осмотрев журавля с головы до ног). Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!
Журавль молча поворачивается и таким же путем, как шел к цапле, возвращается домой. Цапля садится на скамеечку возле избушки и смотрит вслед журавлю, вздыхает.
Цапля . Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.
Цапля решительно встает и отправляется в путь. Подходит к избушке журавля.
Цапля . Журавль, возьми меня замуж!
Журавль. Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!
Цапля плачет и уходит. Журавль смотрит ей вслед, вздыхает.
Журавль . Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.
Журавль отправляется вслед за цаплей.
Журавль . Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня.
Цапля . Нет, журавль, нейду за тя замуж! Журавль уходит.
Цапля . Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!
Цапля отправляется к журавлю.
Сказочник . Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся .
Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии .
Для младших школьников инсценирование - новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений: выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, перевоплощаться в образ, верить в условность происходящего .
Театр всегда условность, всегда игра. А игра для младшего школьника остается основным видом деятельности, хотя и вытесняется постепенно деятельностью учебной. Поэтому психологически инсценирование воспринимается детьми как игра в понравившееся словесное произведение .
Инсценирование как методический прием - это создание постановки силами учителя и учеников на основе изучаемого литературного произведения. Цель инсценирования на уроках в школе не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка , в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности . Инсценирование для детей - это одновременно увлекательная игра, возможность стать одним из персонажей и учебная деятельность, в процессе которой они глубже осмысляют литературное произведение.
Инсценирование позволяет обострить внимание к конфликту произведения, прочертить сюжетные линии в сознании учеников . Этот прием усиливает внимание учеников к художественному тексту, потому что определить, как нужно играть ту или иную роль, можно только внимательно перечитывая произведение, постигая характер героя и его отношения с другими персонажами. Мало того, ученик-актер учится смотреть на мир чужими глазами, открывает для себя существование иной, отличной от его собственной точки зрения . Инсценирование, перевоплощение в другого обладает и психотерапевтическими возможностями, помогает детям раскрепоститься, стать кем-то другим, вступить в новые отношения и потом перенести этот опыт в реальную жизнь.
Инсценировать можно драматические произведения , написанные специально для постановки на сцене, эпические произведения , детскую игровую поэзию, потому что в этих произведениях есть фабула, ярко выраженное действие. Дети всегда с удовольствием инсценируют собственные драматизации (тогда и драматизация как прием становится мотивированной).
Элементы инсценирования могут включаться в любой урок : предлагаем ли мы детям выразительно прочитать реплику героя, сделать жест, который делает персонаж, или показать его мимику, - все это помогает ребенку через физические ощущения понять эмоциональное состояние героя, а значит, понять и роль художественной описательной детали в тексте. И напротив, предлагая ученикам показать огорченного, или мечтающего, счастливого или удивленного героя, мы активизируем его воображение и помогаем воссоздать образ до целостного, дополнить авторские описания личными переживаниями и опытом.
Лучше всего для инсценировки подходят небольшие произведения , в которых есть ярко выраженное действие, события. Нельзя инсценировать лирические произведения , в которых нет внешнего событийного сюжета. В то же время событий не должно быть очень много : дети могут запутаться в их последовательности, что-то забыть, пропустить от волнения.
Самый удобный художественно-словесный материал для знакомства детей с инсценированием - фольклорная сказка , причем не волшебная, а либо бытовая, либо о животных, либо кумулятивная.
Удобно начинать обучение приему с кумулятивных сказок , т.е. таких, в которых действие от завязки до развязки повторяется несколько раз, накапливается (например, «Петушок и бобовое зернышко» ). Дело в том, что младшему школьнику легче запомнить фабулу такой сказки: каждый эпизод повторяет предыдущий, меняется только персонаж. Фольклорная сказка не требует заучивания текста наизусть - можно говорить своими словами, передавая суть.
В произведении, предназначенном для инсценирования, обязательно должен быть элемент игры либо откровенной условности, потому что претензии на инсценирование реалистических произведений силами младших школьников несостоятельны и только воспитывают дурной художественный вкус. Главное - произведение должно быть интересным самим детям .
Важно правильно выбрать произведение для инсценировки: художественный материал должен быть по силам маленьким детям, в их личном опыте обязательно должно быть что-то похожее на переживания героев, интересное для самих детей (ставить в начальной школе фрагменты Шекспира неразумно и вредно, предлагать фрагменты пьес из жизни взрослых опасно и неэтично ). Поэтому в начальной школе часто инсценируются драматические сказки или их эпизоды.
К инсценировке детей необходимо готовить , дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним и со своей ролью. Для этого в классе проводится анализ текста , выявляется конфликт , обсуждаются его участники (их характеры, внешний вид, привычки, жесты, манера говорить), их намерения и причины, побудившие их к действию (анализ образов персонажей).
Сначала можно предложить детям-актерам выразительно прочитать свои реплики. Затем начинаем работать на сцене: коллективно решаем, как расположить героев на сцене в начале действия и почему именно так; как должны двигаться персонажи; к кому обращаться со словами, как должны участники сцены реагировать на происходящее . И все время ищем пластические решения : позы, повороты, жесты .
Инсценирование сказок « Сказочный серпантин »
Цель : Закрепление знаний любимых сказок.
Задачи: - Прививать интерес к русским народным сказкам;
Развивать интерес к устному народному творчеству;
Воспитывать определённые качества, которыми обладают положительные герои сказок;
Оборудование: ИКТ, макеты (домик, деревья, домашняя утварь и др.), костюмы героев.
Музыкальное оформление : Музыка, песни, заставки, шумы.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Идём дорогой сказки»
Ведущий:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Сегодня очень рада
Вас увидеть я!
Сказочница: Здравствуйте, милые ребята, мальчишки и девчата, мои старые друзья! А почему старые, вернее юные друзья! Я сегодня как и прежде с новыми сказками пришла. Книга раскрывается сказка начинается!
Сказочница:
Слушать сказки детям так приятно,
В сказках всё так просто и понятно.
И мечта у каждого, без сомненья,
В сказке очутиться на мгновенье.
Ведущий : Мы окажемся в лесу и подслушаем, о чём же разговаривают наши герои – звери? одна сказка называется « Заяц и белка», а другая- «Белка и медведь» в исполнении 1-2 «а» класса.
Сказочница:
В огороде грядка.
Там растёт загадка.
Хвост – как у жар –птицы,
А сама в землице.
И сказала Таня:
Ведущий:
- Что же это, что же:
Тянем – потянем,
А вытянуть не можем?!
Сказочница : Правильно, ребята, репка! Ребята из 3-4 класса покажут нам сейчас сказку «Репка»
(инсценирование сказки)
Ведущая : Все вы знаете сказочную повесть Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино». Скажите мне сейчас, кто носит это имя (человек, животное, техника):
Мурка – корова
Римма – мама
Дядя Фёдор – мальчик
Хватайка – галчонок
Шарик – пёс
Гаврюша – телёнок
Печкин – почтальон
Сёмин – профессор
Матроскин – кот
Дима – папа
Митя – трактор
Сказочница: Какие молодцы! А про эту девочку, сказку знаете?
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её!
Ведущая: Правильно, ребята, вы сейчас увидите сказку «Красная шапочка».
А её нам покажут учащиеся 5 класса.
(Инсценирование сказки)
Ведущая : Когда мы читаем сказки, понимаем, что добро, которое ты сделал людям, всегда возвращается.
Сказки разные бывают,
Но добро в них побеждает.
Радуют они детей,
Ну и взрослым веселей!
Сказочница:
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход…
Старик корову продавал,
Стоял с нею весь день!
Но жалко стало старику,
Родную, хоть убей!
Инсценировка сказки «Как старик корову продавал!» Сергей Михалков
Ведущая: Пока готовится к представлению следующая сказка вы, ребята отгадайте загадки из пословиц:
Ему закон не писан. (Дураку)
Меньше бы думал в суп не попал. (Индюк)
Чем не кормят соловья? (Баснями)
На ком шапка горит? (Воре)
Первый он всегда комом. (Блин)
Его ноги кормят. (Волк)
В ней родился счастливый человек. (Рубашка)
Чувство от которого можно сгореть. (Стыд)
Это залог здоровья. (Чистота)
Он ходит с надутыми губами. (Федул)
Её маслом не испортишь. (Кашу)
Сказочница:
Хочешь быть весёлым, бодрым,
Вы дружите с АХОМ.
Ныть привыкли вы всегда,
По пути вам с ОХОМ!
Ведущий: Ребята! Я вместе с вами с интересом посмотрю сказку «ОХ и АХ»
В исполнении учащихся 8 класса.
Инсценирование сказки.
Сказочница: Друзья! Мы можем продолжить путешествие по сказочному Лукоморью.
Верно – неверно
Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
Простите, я спешила…
Меня зовут…Страшила
(Золушка)
Плюшек я тебе припас!
Прилети ко мне хоть раз,
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире…Карабас.
(Карлсон)
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор… Бармалей.
(Айболит)
Девочка пела в тёмном лесу:
Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка – словно малина!
Девочку звали…Мальвина.
(Красная Шапочка)
Целый день в зелёной коже,
Целый день всё «квак» да «квак».
Но скрывается под кожей
Всех мудрей и всех пригожей…
Кто?... Царевна Шапокляк!
(Царевна – лягушка)
Он был тучей дождевой,
С Пятачком ходил домой,
И конечно, мёд любил.
Это…Гена Крокодил.
(Винни – Пух)
Сказочница : Сказку нашу посмотрите, за неё благодарите! Народная сказка «Каша из топора». Встречайте!
Ведущий: Когда мы читаем сказки, понимаем, что добро, которое ты сделал людям, всегда возвращается.
Сказочница:
Сказки рядом с нами бродят в детстве,
Добрые и злые по соседству,
Мудрые, волшебные, озорные,
Страшные, забавные, смешные.
Ведущая: А сейчас у нас поучительная сказка, а называется она «Старуха, дверь закрой!» С.Я.Маршака
Инсценирование сказки.
Сказочница:
Эта рыжая плутовка
Обхитрить хотела ловко.
Кто кого перехитрил…
Об этом узнаете из нашей сказки.
Инсценирование сказки «Лиса и тетерев»
Ведущая:
Наш юный друг. Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей!
И пусть герои сказок подарят вам тепло.
Пусть добро на свете побеждает зло!
Сказочница:
Сказки разные бывают.
Все их с радостью читают.
Ведь недаром говорят:
«Жить, как в сказке, все хотят!»
Процесс поиска актерских и режиссерских средств выразительности, наиболее полно выявляющих тему рассказа, требовал особого внимания и работы воображения. Режиссеру надо было найти эмоциональные "маяки", на которые отзывалась психотехника студента-исполнителя и которые лежали в русле главной проблемы рассказа. С помощью педагога необходимо было найти у автора такую тему, которая бы грела режиссера и исполнителей и, что самое главное, была бы интересна современному зрителю.
Педагогический процесс уточнения "зон заразительности" студента-режиссера и студента-актера не должен носить насильственный характер. Волевой прием в поисках направленности темперамента студентов может привести к душевному вывиху, к нарушению естественности. Помочь студентам обратиться к глубинам человеческой жизни и своей души, органично выявить их темперамент и гражданственность в полную силу - это основная методологическая задача педагога в работе над инсценировкой.
В начале второго года обучения студенты и педагоги рассмотрели множество самых различных произведений, но не легко было найти тот рассказ, который мог бы затронуть, "обжечь" учеников. Как-то студенты принесли на занятия рассказы В. М. Шукшина "Чередниченко и цирк" и "Даешь сердце". После их прочтения и разбора Андрей Александрович предложил всем студентам курса выбрать для инсценировки один из рассказов Шукшина и указал на сборник писателя - "Характеры".
Однако в этот семестр работа ограничилась только двумя рассказами Шукшина- "Чередниченко и цирк" и "Даешь сердце". Андрей Александрович подробно говорил о людях, которые интересуют автора, которым он предан и которых защищает: герои Шукшина беспредельно любят свою землю, свои дела, односельчан, страдают за других, веря в их порядочность и чистоплотность, ненавидят "жлобство". Гончаров называл героев Шукшина потенциальными Кулибиными, Лобачевскими; самого
Стр. 136
Василия Макаровича - русским самородком, тончайшим поэтом народных характеров.
Чувствовалось, что педагог вместе со студентами ищет еще неизведанный им пласт в работе над самобытным автором, пробует различные варианты характеристик для действующих лиц. Например, Чередниченко из рассказа "Чередниченко и цирк" (режиссеры А. Сергеев и М. Карпушкин) - плановик не по профессии, а плановик в жизни. У него все рассчитано, все разложено по полочкам. На свои "полочки" он кладет и людей: вот - нужный (с высшим образованием), вот- ненужный (клоун, артист, циркач), а вот - про запас (учительница), под бочком, "в любое время моя". На другом занятии акцентировалось, что Чередниченко становится "благодетелем", "спасителем", и речь шла и о герое рассказа,и о "зерне" исполнителя Че-ред-ни-чен-ко (все сделать по-порядочку, все распределить по рангам, родам, видам).
Предлагаемые обстоятельства рассказа были таковы. В один из южных курортных городов приехал цирк. В этом городке отдыхал плановик. В какой-то из вечеров он посетил цирк. Затем в воскресный день посетил все три представления. Его взволновала девушка, которая открывала программу. Она взбиралась по веревке высоко вверх и там под музыку крутилась, вертелась, кувыркалась. Плановику было 42 года, он был холост, заканчивал заочно сельхозинститут. Работал на маленькой мебельной фабрике. У него была хорошая репутация, но не было жены. И вот он влюбился. Ночью плановик ворочался, не мог заснуть до утра и, наконец, принял решение - жениться на циркачке. Утром идет в цирк делать ей предложение. Встретившись с девушкой, он ведет себя уверенно, как "хозяин". Гончаров определяет действия исполнителя, исходя из "зерна" образа Чередниченко, - "плановик": представляется, проверяет сведения о девушке-циркачке, предугадывает ее настроение, помогает советом, подкупает, прощупывает ситуацию, уличает во лжи, учит уму-разуму, пугает, даже стращает и, наконец, делает предложение. Сквозное действие плановика: "спасти" циркачку, "вытащить" ее из цирка (из ада).
Педагога интересовал в рассказе конфликт поэтического начала в артистах и атакующего, обывательского невежества
Стр. 137
плановика. В столкновении этих жизненных позиций рождалось трепетное отношение к служителям искусства, приносящим людям радость, праздничность. Исходя из требований темы, определения "зерна", конфликта и сквозного действия, выстраивалась и композиция инсценировки: были определены три события - знакомство, сватовство, записка. Этим событиям были подчинены все компоненты драматургии инсценировки и поступки исполнителей.
Вторая работа- о беспредельной вере в красоту души - была выполнена на основе рассказа "Даешь сердце" (режиссер С. Яшин).
Ветврач Козулин искренне верит в то, что операция на сердце, проведенная в Кейптауне, - есть самая большая победа в науке, в честь которой должны салютовать все люди. Вот он и отсалютовал из ружья... в три часа ночи. Председатель и милиционер не верят, что из-за этого можно "булгатить" село, есть какая-то другая причина. Какое дело им до Кейптауна? Своих дел хватает- людям вставать в пять часов, а тут "канонада" в три часа ночи. Но, убедившись в искренности Козулина (никого он не хотел убивать), долго проверяют, не сошел ли их ветврач с ума.
Подобных Козулину людей часто называют блаженными, "чокнутыми". В. М. Шукшин называет их "чудиками", понимая, что именно они творят прекрасное, они - соль земли.
Инсценировки по рассказам Шукшина на зимнем зачете были признаны лучшими. Подкупала свежесть темы, необычность предлагаемых обстоятельств, глубина психологических характеристик, подробности сценического существования исполнителей, их увлеченность поиском новых форм и поэзией пер-возданности.
Работая над этими двумя рассказами в первом семестре, Гончаров говорил о необходимости начать поиск других рассказов Шукшина для инсценировки их во втором семестре. Он по-настоящему любил творчество Василия Макаровича, пристально следил за его художественными исканиями в кино и литературе, радовался тому, как от рассказа к рассказу крепнет талант писателя, мудреют его "чудики". Андрей Александрович увлекательно говорил о том, что слово "чудик" происходит от
Стр. 138
однокоренного славянского слова "чудо". Этим словом русский народ обозначал самое знаменательное и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, удивительное и самое отвратительное - чудище, чудовище. "Чудики" Шукшина вместили в себя и насмешку, и снисходительность, и ироническое любование, и пренебрежение, и восхищение. Это одна сторона. С другой стороны, есть в рассказах Шукшина и "античудики", порода людей, чью сущность сам автор называет "свинушностью". "Античудики" - - непревзойденные мастера творить зло, пусть мелкое, пусть предельно бессмысленное, бьющее прежде всего по ним же, но зло, зло, зло... Творят они его с истинным азартом, артистизмом и упоением. Теща из рассказа "Мой зять украл машину дров", "непротивленец" Макар Жеребцов из одноименного рассказа, Чередниченко из рассказа "Чередниченко и цирк", парень из "Внутреннего содержания", Тимофей Худяков из "Билетида на второй сеанс" - все они виртуозны в выстраивании козней.
Шукшинские сюжеты неоднозначны. Попробуй перескажи, например, историю о микроскопе или космосе, шмате сала и нервной системе- выйдет плоский анекдот. Поэтому студенты должны были не пересказывать фабулу, а расшифровать, проанализировать сюжеты, тонко и чутко зафиксированные Шукшиным, передать их обаяние и своеобразие на языке сцены.
Увлеченные творчеством этого писателя, на курсе начали готовить вечер его инсценированных рассказов. Студенты перечитали почти все рассказы В. Шукшина, но для творческого раздумья педагоги рекомендовали только некоторые из них: "Микроскоп", "Дядя Ермолай", "Хозяин бани и огорода", "Дебил", "Билетик на второй сеанс", "Внутреннее содержание", "Верую", "Космос, нервная система и шмат сала", "Хмырь", "Думы".
Надо отметить, что многие рассказы Шукшина написаны в форме диалогов, легко поддаются инсценированию; это маленькие сценки, где учтены почти все законы, предъявляемые к пьесам: острая фабула, сочный язык, композиционная стройность, четко очерченные характеры. Но есть и такие, которые трудно перевести на язык сцены, например, "Внутреннее содержание", "Думы", "Дядя Ермолай" и др. В них повествование ведется от первого лица, почти нет диалогов, много временных
Стр. 139
перебросов, медленно движется фабула. Однако тема, поднятая в этих новеллах, непреходяща - - речь идет о том, чем богат человек, что он хочет оставить на земле после своей смерти, чем одарит потомков. Вот дядя Ермолай из одноименного рассказа- "вечный был труженик, добрый, честный человек". Какой смысл он видел в жизни? А никакого смысла, кроме работы, работы, работы... И у Матвея Румянцева из рассказа "Думы" на уме всю жизнь было только дело: в детстве - сенокос, в колхозе- работа, на войне- работа... Все заботы, радости и горести связаны были с трудом. Василий Шукшин хорошо знал этих людей, силу и слабость, сложность их характеров. А. А. Гончаров писал о нем: "Мне дорога его любовь к истинно народным характерам, присущее ему чувство крепких корней нескончаемого истока жизни, связывающего сегодняшнее поколение живущих с прошлым и будущим. У него эта тема раскрывается удивительно конфликтно, иногда горько, подчас трагично"1. Эти строки были написаны в конце 70-х годов, но об этом Андрей Александрович говорил и в первые дни работы над рассказами, когда еще не была написана двухчастная композиция будущего спектакля "Характеры" и шел поиск сценического эквивалента для каждого рассказа. Остановимся на некоторых этапах этой работы и проследим поиски сценического эквивалента эпической форме.
Идет репетиция рассказа "Хозяин бани и огорода".
Педагог. Рассказ, на первый взгляд, кажется простым. Ничего особенного. Разве мало людей имеют свои дачи, дома, огороды, машины? Ну и что? Но представьте себе, есть субъекты, которые за морковку могут изуродовать человека, потеря какой-нибудь тряпки для них - чуть ли не трагедия.
Студент (с места). Даже у нас на курсе есть такие.
Педагог. А сколько таких встречается в повседневной жизни? В Подмосковье среди дачников таких "куркулей" сколько угодно.
Студентка С. Акимова (с места). Несколько дней назад я покупала цветы на Новом Арбате. Сколько, спрашиваю. "Три рубля", - отвечает дяденька. Отсчитываю. Двадцатикопеечная монета оказалась 1962 года выпуска. Так он не взял. Давай, гово
" Гончаров А. А. Режиссерские тетради. С. 124.
Стр. 140
рит, за 1966 год или новее. Объясняю, что это все равно. Так пи взял цветы, вернул мои деньги. Так дрожит за свое добро, что боится 20 копеек упустить. Я разозлилась, говорю: "Цисты мс продавать, а раздавать бесплатно нужно".
Педагог. Так вот: мы и должны взять из рассказа тему подлинного и мнимого богатства. У Шукшина на поверку Гни а гыми оказываются люди "нараспашку", без полушки в кармане. Они богаты душевностью, наивной святостью.
Затем преподаватель дает характеристику центральному персонажу рассказа "Хозяин бани и огорода". Это - - "куркуль", "жмот". Об этом должен говорить его вид: стан коренастый, шеи нет, голова посажена прямо на плечи, сутуловат, руки длинные. Себя ублажает банькой, чаем. По своим владениям шествует, а не ходит. Ни одна полезная травинка не посмеет расти за изгородью, только в его огороде.
Сосед - открытая душа. Пренебрегает бытовыми неудобствами. Поэтическая натура. Для него куда важнее купить сыну баян, чем построить баню.
Жена "куркуля" (хозяина бани и огорода) - громкоголосая толстуха. Любит покричать для порядка, хотя и не сердится. Работает в своем хозяйстве до "темноты в глазах". Все у нее разложено по полочкам, новые вещи закрыты в шкафу, носит их только по великим праздникам. В семье хозяйка - она. Муж - под пятой.
Прочитав рассказ, преподаватель сразу же предлагает сделать этюд по первому событию: "Обход владений". Студент Б. Земцов выходит на площадку. Двухчасовая работа почти ничего не дала. Еще бы! Земцов - добрый человек, не жадный, у него легкая походка, он "моторный", а здесь необходимо показать качества скряги, угрюмость, тяжелый шаг.
Через несколько репетиций ему предлагается надеть старые галифе (синие), майку-безрукавку, огромные резиновые калоши. Надел все старое, чтобы все видели - живет он плохо, а на поверку - - "жадюга". Походка шаркающая, напевает старинное танго. Осматривает все уголки усадьбы. Так доходит до бани. Открывает дверь. Жена и дочь, естественно, поднимают крик. Хозяин недоволен: долго моются, лишний расход воды. Начинает выгонять из бани "транжир".
Стр. 141
Студент. Какой же я хозяин? Я какой-то бестелесный, "полудыра". Во мне нет стержня, устойчивости, основательности.
Педагог. Вот именно, основательности. Я бы сказал, бульдожьей хватки и объема. Почему вам предлагаются галифе и калоши? Ваш герой должен "влиться" в них. Он родился в галифе и калошах. Это - кит не мокнущий, командир в своей вотчине. И не забудьте принести шерстяные носки - самовязки, толстые, в репьях. Калоши- волоки. Это даст вам возможность ходить медленно, иначе потеряете их. Не брейтесь. Ваш герой так "плотно" занят делами, что ему некогда бриться.
Исполнителю роли соседа (студенту И. Костолевскому) педагог предлагает работать по-иному. Индивидуальные качества ученика больше подходили для исполняемого им образа, но он был слишком скульптурен. А его герой - крестьянин, ходит босиком: земля ласкает его ноги. Он- "босяк" и "бессребреник". Походка прыгучая, доверчив, верит во все, как дитя. Лирик. До слез хохочет, когда сын играет "Во саду ли, в огороде": "Баян освоил все-таки, сорванец!".
Работа над этюдом с импровизированным текстом закономерно должна была привести исполнителей к авторскому слову. Но освоение авторской стилистики шло сложно. Студентам, в основном городским жителям, трудно давалось емкое, образное слово Шукшина. Только путем поиска необходимых физических действий постепенно усваивалось и слово писателя.
Перед репетицией педагог позвал студентку Е. Камышан-скую, исполнительницу роли жены хозяина, что-то ей шепнул. Кивнув, она быстро убежала за ширму. Репетиция началась. Вот хозяин подходит к бане, стучит в дверь, слышны женские голоса, визг, но дверь не открывают. Ругаясь, он раздевается: снимает рубаху, галифе, сидит в исподнем. Ждет. Закуривает. Докурив цигарку, стучит в дверь. На пороге появляется жена в исподней сорочке. Хозяин от неожиданности попятился, затем хмыкнул, захохотал, неожиданно обнял партнершу (чего не было в роли). "Вот такая оценка должна быть и у хозяина, - говорит педагог. - Он впервые увидел свою жену днем в таком виде, беспомощную. Вот и растаял".
Физическое самочувствие растерянности, незащищенности помогло и студентке, игравшей жену, понять "зерно"
Стр. 142
создаваемого образа. Конечно же, муж с женой "лаются", но, однако, у них есть главное - они любят друг друга. Их любовь своеобразна - с побоями и "грызней".
Итак, уставился мужик "зенками" на свою жену, глаз оторвать не может. Возникает неловкая пауза. Затем хозяин хочет обнять жену, она сует ему ведро: принеси, мол, воды. Тот кидает ведро обратно. Идет перекидка ведром. Подошедший сосед смеется. Муж с женой, мгновенно объединившись, набрасываются на него, выгоняют за ворота.
Так понемногу, последовательно, шаг за шагом, студент "подходил" к своему хозяину, куркулю, но текст еще давался с трудом. Все делалось вроде бы правильно, действия, вытекающие из событий, выполнялись точно, но не хватало еще каких-то внутренних качеств, а возможно, физического самочувствия.
Как-то на репетиции включили мелодию "Аргентинского танго", и студент сделал выход своего хозяина в танце. Получилось очень смешно. Ритм и пластика дали толчок для выявления верного "зерна" роли. Появилось точное импровизационное самочувствие и у жены: она с упоением "грызет" своего благоверного. Внутреннему состоянию расслабленности и удовольствия помог костюм - голова завязана полотенцем, сама одета в нижнюю полотняную рубаху.
Нащупав "зерно" и тему каждой роли, начали выстраивать ее перспективу. Большое внимание было уделено композиционной стройности инсценировки, которая создавалась за счет разности темпо-ритмов каждого события. Первое событие должно было идти медленно, в предвкушении удовольствия от мытья в бане. С приходом соседа ритм убыстряется: пришел "чудик", лезет с "дурацкими" советами, да еще на дармовщинку хочет помыться в бане. Финальная часть проходит вихрем, буйно. Скандал. Соседа выбрасывают вон из предбанника. За ним летят его брюки, рубаха, тазик.
Постепенно, от репетиции к репетиции, постановщик и исполнители, создавая характеры персонажей, нашли логику их действий и взоимоотношений. Окончательный вариант инсценировки таков.
Где-то заиграл баян. В старых солдатских брюках, в майке, в измятой кепчонке и огромных резиновых калошах появляется мужик. Осматривает свои владения. С его по-
Стр. 143
явлением возникает мелодия "Аргентинского танго". Танцуя, хозяин обходит усадьбу, останавливается возле баньки. Там шумно парятся жена и дочь. Предвкушая удовольствие, он снимает с себя одежду, улыбается. Мужику не терпится взглянуть - чего это они там "размылись". Находит в двери бани щелку, ловко устроившись, начинает рассматривать свою жену. Хихикает.
Сосед, подошедший к бане, застает мужика подглядывающим за обнаженными женщинами. Здоровается. Огрызнувшись на соседа, мужик начинает сетовать на свою жену, на жизнь. Едва они присели на тазики, принесенные соседом, как жена бросает из бани ведро, чтобы муж принес холодной воды. "Не дает, змея, спокойно посидеть!". Поймав ведро, мужик садится на него и начинает размышлять о загробной жизни (жаль себя до слез). Постепенно нарастая, звучит "Верую" в исполнении Ф. И. Шаляпина. Мужик блаженно растягивается на земле, задирает голову в небо, скрестил руки на животе. Всем своим существом устремляется к небу. Но именно в этот момент голос жены возвращает его на грешную землю. Выругался, чуть не съездил жене по носу, но та быстро исчезает в бане. Расстроенный муж идет к колодцу. Сосед, чтобы успокоить его, просит рассказать историю дальше. Садится рядом. Мужик продолжает прерванный рассказ. Жена, чтобы удостовериться, пошел ли муж за водой, открывает дверь бани. В тон рассказа она качает головой, представляя себя идущей за гробом мужа. Мужик стоит, прижав ведро к груди, как подушку с наградами. Как только он заговорил о жене, она с проклятьем набросилась на него. Муж бросает в нее ведром. Она ловит ведро, замахивается на мужиков. Те отскакивают в сторону, втянув голову в плечи, отступают к сараю. Жена, передразнив мужиков, начинает их "костерить", с проклятьями скрывается в бане.
Между мужиками завязывается спор о смысле жизни. Пришедший сосед обвиняет хозяина в жадности и жестокости. На подмогу мужу выходит из бани жена. Она уже оделась, взяла сменное белье. Вместе с мужем она начинает проклинать и соседа, и его сынишку. "Куркуль" торжествует: он сумел доказать, что сосед не прав, что сынишка соседа- шалопай и ворюга (крадет морковку с его огорода) и что он за дело отхлестал мальчишку хворостиной. Сосед оскорблен до глубины души. Ему еще не приходилось ви-
Стр. 144
деть таких кровожадных людей, глухих к чужому горю. Пожалуй, им бы он не пришел копать могилу. Он даже отказывается мыться у них в бане. Со словами "куркуль!" сосед уходит. Вслед ему летят бранные слова мужика, затем тот выгоняет из предбанника жену с дочерью, с остервенением снимает майку, исподние штаны, которые вывешивает на двери. За дверью слышатся слова: "Иди-иди, музыку слушай! Вальс. Почему у тебя деньги не ведутся! И-эх!"
На одном из занятий Гончаров говорил о современной драматургии, о необходимости современных авторов обращаться ко всем сторонам повседневной жизни.
Гончаров. Я думаю, что не открою особого секрета, если скажу, что современная драматургия очень отстает от современной прозы. Именно проза - "городская", "деревенская" - - мощно рванулась вперед. Какие здесь прекрасные имена: В. Шукшин, Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Быков, В. Распутин. Какая широкая география, какой мощный охват самых разнообразных участников сегодняшней нашей жизни, какое поразительное авторское разноголосие, разнообразие интонаций, манер, стилей.
Но не каждый рассказ может послужить основой для инсценировки. Сцена не терпит многословных описаний чего-либо, длинных лирических отступлений, принадлежащих повествователю. Здесь обязательны: повод для конфликта (событие, факт), сам конфликт, вокруг которого строится действие, конкретные поступки людей в предлагаемых обстоятельствах, четко выверенные характеры героев. И у В. М. Шукшина, признанного мастера интриги, есть рассказы, которые трудно поддаются переводу на язык сцены. Делая инсценировку, важно понять, о чем же рассказ, ощутить его дух, определить тему, увидеть общий колорит и попытаться выстроить это не через диалоги, а через режиссерские и актерские паузы. "Зоны молчания" должны быть до предела заполнены поведением действующих лиц (цепочкой действий). Цепочка действий и поступков выстраивается и фиксируется в процессе репетиционной работы. В такой инсценировке, как правило, слов, бывает очень мало. Отношения людей прочитываются через взгляд, жест, смену мизансцены.
Стр. 145
Студент А. Сергеев взял для работы рассказ "Внутреннее содержание". В нем очень много авторских отступлений, в которых выводится главная мысль писателя, и почти нет диалогов - рассказ ведется от первого лица. Хорошо, что студент знал законы построения драматического произведения (ныне он профессиональный драматург), умел переработать повествовательный материал для постановки. Ему в какой-то мере удалось выстроить драматургический костяк инсценировки, легшей в основу этюда. Этюд был разработан остро, динамично, со многими комическими моментами. Однако в процессе дальнейших репетиций выяснилось, что в рассказе отсутствует действенная пружина, в нем не хватает "строительного материала", чтобы выявить сценическим языком авторскую интонацию, определить тему и идею режиссера. Поэтому при дальнейшей работе над спектаклем "Характеры" этот рассказ был исключен из композиции и заменен более динамичным, действенным и поэтичным рассказом "Заревой дождь".
В этом рассказе режиссера особенно интересовали споры сельского активиста Бедарева и его односельчанина Кирьки, лентяя и пьяницы, о смысле жизни. Ефим в 30-е годы раскулачивал, крест с церкви своротил. Теперь его мучит совесть. "Не страшно ли умирать?" - спрашивает Кирька. Кирьке никак не понять, почему Ефим жил "таким винтом, каждой бочке затычка?.." И только смерть Ефима прекращает их вечный спор. "Кирька медленно пошел прочь от больницы. Шапку забыл надеть - нес в руках.
Шел Кирька и грустно смотрел в землю. Жалко было Ефима Бедарева. Сейчас он даже не хотел понять: почему жалко. Грустно было и жалко. И все".
На этот текст Шукшина Андрей Александрович делал особый упор: "Зацепило Кирьку. Он потрясен мыслью, что жил на свете на "холостом ходу". Эта эволюция в характере Кирьки и волновала режиссера. Человек сделал первый шаг в другую, честную жизнь. Хотя и робкий, на первый взгляд незаметный, но для Кирьки очень важный.
Следует напомнить, что рассказы В. Шукшина требуют зрелости восприятия. Нужен общечеловеческий и творческий опыт, чтобы постичь писателя, ну а городским ребятам язык и поведение показанных в рассказах людей казались иногда странными, даже дикими, и они делились своими ощущениями с педагогом.
Стр. 146
Не может быть такой откровенности и первозданности у современного человека. Он испорчен цивилизацией и ограничен разного толка условностями, - говорили студенты.
Допустим. Но все же это уникальные люди, - отвечал педагог.
Хорошо. Давайте у них будем учиться душевной чистоте, обаянию, смекалке, откровенности, любви и ненависти, умению молчать, любить землю, природу, людей.
Шукшин учил нас правде жизни, честности, зоркости. Его герои помогали нам воспитывать чутье ко всякого рода неправде. На материале его рассказов педагоги вели работу по формированию личности студента, по воспитанию его вкуса, нравственных принципов. Недаром шукшиновский материал был выбран еще на втором курсе как основа для инсценировки и поиска образных решений. Параллельно шел процесс воспитания гражданской и жизненной позиции студентов.
Ведь незаинтересованный, душевно вялый человек не может работать в искусстве. Если у человека толстая кожа и спящая душа, от него надо избавиться. Кроме вреда такие люди ничего не принесут. Невыразительный, лишенный рефлекторной возбудимости и образного мышления человек не может стать режиссером и актером. "Главным свойством нашей профессии является образное мышление. Художник воспринимает мир иначе, нежели люди, творческим даром не обладающие. Все, что он видит вокруг, превращается в образ. Если эта способность переводить увиденное в план эмоционально-образный отсутствует, не заложена в человеке "от природы", дело плохо. Научить мыслить образами нельзя - можно лишь развить, что уже в человеке есть"1.
Но если у студента под маской спокойствия мы вдруг видим горящие глаза, ранимую душу, надо попытаться увлечь его, развить инициативу, сбить с него важность и спесь, помочь ему стать самим собой. В способах и формах "манков", провоцирующих его, не следует стесняться, можно нажать на все "кнопки", чтобы увидеть настоящую, без наносов, суть человека.
Выявление истинной сути молодого режиссера и актера бывает порой очень болезненным и для студента, и для педагога. Приведу пример из жизни курса. Один из студентов
1 Гончаров А. А. Режиссерские тетради. С. 207.
Стр. 147
(В. Александров) интересно работал во время индивидуальных занятий: вносил небанальные предложения, излагал свои видения четко, последовательно, оригинально. Но как только выходил на сцену или начинал работать с исполнителями, т.е. как только чувствовал себя центром ситуации, - все хорошее исчезало. Педагог решил сыграть на самолюбии студента и какое-то время как бы не замечать его. Между собой преподаватели договорились: если появится у него потребность в самостоятельной работе, пусть пробует, но не помогать ему, наблюдать как бы со стороны.
Студент выбрал для работы рассказ В. Шукшина "Верую". Привлекло название. В нем есть все - верую в человека, верую в жизнь, верую в добро и т.д. Но рассказ оказался очень трудным для сценической реализации. Необычны предлагаемые обстоятельства - поп верит во все земное: в авиацию, в научный прогресс, в коммунизм. Действующие лица неординарны: с оголенными нервами один, другой - спокоен и рассудителен.
Все это манило и пугало студента. Первые репетиции показали, что актеры понимали свои действия, но как их осуществить - еще не знали. Появившиеся трудности привели к тому, что рассказ перестал "согревать" исполнителей, они начали формально относиться к репетициям, им стало неинтересно работать, и этого уже не возможно было скрыть от режиссера. Он сорвался, устроил скандал. Все разошлись, обиженные друг на друга. Репетиции больше не возобновлялись. На сдаче работ руководителю курса инсценировка "Верую" не была показана.
Однако через некоторое время студент с новым азартом принялся за репетиции. Прежде всего, сам, как исполнитель роли попа, стал искать всевозможную информацию, материал внутренних ощущений своей роли: ходил в церковь, посещал службы, беседовал со священнослужителями разного духовного знания. У студента появились выразительные психологические черточки, новые нюансы поведения. Изменилась походка, манера говорить, есть, выпивать. Перед нами предстал человек, потерявший веру в свое предназначение, поп-ремесленник. Не легкие у него болят, а ноет душа. В деревне, куда поп приезжает полечить легкие, находит он родственную душу, мучающуюся "душевной болезнью". Это - - Максим Яриков. Студент-режиссер, исполнитель роли попа, стал "зажигать" сокурсников своей уверенностью, знанием
Стр. 148
психологии людей, о которых идет речь в рассказе В. Шукшина. И ребятам стало интересно с ним работать.
Пришло время помочь им. Состоялось несколько репетиций с участием преподавателей. Действие оживилось, заметно выросли исполнители. И все же работа полностью не удовлетворяла ни студентов, ни педагогов. Пришлось подключиться руководителю курса - А. А. Гончарову. Была до предела сжата первая сцена - сцена ссоры Максима Ярикова (В. Боголепов) с женой (С. Акимова), уточнен предмет конфликта: живут люди, не понимая друг друга, лет десять. Автоматически живут. "Грызутся" -- и то равнодушно. Нет между ними любви. Хочется Максиму любить и быть любимым, а значит - быть понятым. Не найдя отклика на свою тоску-кручину в душе жены, идет он побеседовать к попу.
Посмотрев сцену в доме Лапшиных, Андрей Александрович отметил, что она разработана подробно и довольно интересно, но уводит от главной мысли - темы несостоявшихся судеб. Было сохранено несколько фраз для ввода в предлагаемые обстоятельства: приезд попа к своему деревенскому родственнику, якобы для того, чтобы "лечить легкие". Илюха, родственник попа (С. Яшин), уже "набравшись", хвалится, какой он удачливый охотник. Попу с ним скучно. Постучавшись, входит Максим. Внимание педагога было направлено на диалог попа с Максимом Яриковым: они друг перед другом исповедуются, странно, доходя до драки, но исповедуются. В экспозиции инсценировки, чтобы подчеркнуть богатую интуицию, показать неуспокоенную натуру Максима, Гончаров предложил сделать режиссерскую паузу.
Ранее воскресное утро. Все еще спят. На полу с гитарой в руках сидит Максим Яриков, перед ним ноты. Это самоучитель игры на гитаре. Он сосредоточенно разучивает романс "Я встретил вас". Вначале тихо, потом все громче и громче... Из спальни в ночной сорочке выходит разбуженная жена, включает радио. Звучит текст: "Внимание, внимание! Говорит местный радиоузел. В эфире передача "Алло, мы ищем таланты". Послушайте "Колыбельную" Лядова в исполнении детского хора нашего колхоза; солирует ученик шестого класса Витя Мшюфеев". Далее все идет по тексту рассказа.
Максим. Ваньки Малофеева сын... Сопляк... а уже талант. Эх!.. Тоска!..
Люда. О, господи!.. С чего тоска-то?
Стр. 149
М а к с и м. Не поймешь ведь!..
Люда. Объясни, пойму.
Максим. Вот у тебя все есть - руки, ноги... другие органы. Заболела нога- ты чувствуешь, захотела есть - налаживаешь обед... Так?..
Максим (тыча себя в грудь). Но у человека есть также душа! Вот она здесь, болит! Я же не выдумываю, я элементарно чувствую - болит!
Люда (двусмысленно). Больше нигде не болит?
Максим (взвизгнув). Слушай! Если сама чурбаком уродилась, то постарайся понять, что бывают люди с душой.
Люда. Тогда почему же ты такой злой, если у тебя душа есть?
М а к с и м. А что, по-твоему, душа-то пряник, что-ли? Вот она как раз и не понимает, для чего я ее таскаю, вот и болит. Я злюсь поэтому, нервничаю.
Л ю д а. Ну и нервничай, черт с тобой. Люди дождутся воскресенья-то, да и отдыхают культурно... В кино ходят. А этот нервничает, видите ли... Трепло!..
Максим. Дура! Сгинь с глаз!..
Люда. Давай - матерись. Полайся - оно, глядишь, пройдет, тоска-то. А лаяться-то мастер...
Максим. Тьфу!.. С тобой говорить - все равно, что об стенку головой биться. (Срывает с вешалки шубу, уходит, хлопнув дверью.)
Фурка передвигается в центр сцены. Люда (вслед). Иди, иди!.. Развей грусть-тоску...
С движением фурки формируется обстановка дома Ильи. В центре комнаты стол, три табурета. За столом сидят поп и Илю-ха, пьют спирт.
И л ю х а. Хочешь, принесу двенадцать барсуков сразу? Поп. Мне надо три хороших, жирных...
И л ю х а (хвастливо). Я принесу двенадцать, а ты уж выбирай...
Максим двинул фурку с центра в сторону левых кулис (так открылась дверь), вошел.
Поп (Максиму). Ты чего?
Максим. Душа болит. У верующих душа болит или
Стр. 150
Поп. Спирту хочешь?
М а к с и м. Я могу, конечно, выпить, но я не для этого пришел. Мне интересно знать: болит у тебя когда-нибудь душа или нет?
Поп наливает в стаканы спирт, подвигает к Максиму один стакан и графин с водой.
Поп. Так... (Выпивает, промокнул губы скатертью.) Начнем подъезжать издалека. Слушай внимательно, не перебивай. Как только появился род человеческий, так появилось зло. Как появилось зло, так появилось желание бороться с ним, со злом то есть. Появилось добро. Другими словами, есть зло - есть добро, нет зла - нет добра. Понимаешь меня?
Максим. Ну, ну.
П о п. Не понукай, ибо не запряг еще. Что такое Христос? Это воплощенное добро. Две тыщи лет именем Христа уничтожается на земле зло, но конца этой войне не предвидится.
Максим закуривает. Не кури, пожалуйста, или отойди к отдушине и смоли.
Максим. Чего с легкими-то?
Поп. Болят.
Максим. Барсучатина-то помогает?
Максим. Ты чего?
П о п. Я попросил не перебивать меня.
М а к с и м. Я насчет легких спросил...
Поп. Ты спросил: отчего душа болит? Я доходчиво рисую тебе картину мироздания, чтобы душа твоя обрела равновесие. Внимательно слушай и постигай. (Наливает спирт в стаканы.) Итак, идея Христа возникла из желания победить зло. Иначе зачем? Представь себе: победило добро. Победил Христос. Но тогда зачем он нужен. Надобность в нем отпадает. Значит, это не есть нечто вечное, а есть временное средство, как диктатура пролетариата, к примеру. Я же хочу верить в вечную огромную силу, в вечный порядок, который будет...
М а к с и м. В коммунизм, что ли?
Поп. Что коммунизм?
Стр.151
М а к с и м. В коммунизм веришь? Поп. Мне не положено. Опять перебиваешь. Максим. Все, больше не буду. Только ты это... понятней маленько говори. И не торопись.
П о п. Я говорю ясно: хочу верить в вечное добро, в вечную высшую силу, которая все это затеяла на земле. Иначе для чего все? А? Где такая сила?
Слова попа "хочу верить в вечное добро" педагог предлагал выделить, каждое слово - "хочу (пауза) верить (пауза) в вечное добро". В них- суть размышлений попа и "зона" боли души,
разлад с самим собой.
М а к с и м. Я не знаю.
П о п. Я тоже не знаю.
Максим. Вот те раз!..
Поп. Вот те два. Я такой силы не знаю. Вот это как раз я и чувствую, и ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа. Только ты пришел за готовеньким ответом, а я сам пытаюсь дочерпаться до дна, но это океан. (Показывает на стакан со спиртом.) И стаканами нам его не вычерпать. И тогда мы глотнем эту гадость в надежде достичь дна. (Выпивает залпом.)
Максим. Ты прости меня... Можно я замечание
Поп. Валяй.
М а к с и м. Ты какой-то интересный поп. Разве такие
попы бывают?
Поп. Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо, как сказал один знаменитый безбожник, и сказал
очень верно.
Максим. Значит, если я тебя правильно понял, бога