Дерунов павел фёдорович. Связанные одной судьбой: к столетию Павла Дерунова Одна судьба на двоих

Константин КУЗНЕЦОВ. Кандидат исторических наук, профессор. г. Рыбинск.

27 марта 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Фёдоровича Дерунова, с именем которого связаны наиболее яркие страницы из жизни крупнейшего в стране авиадвигателестроительного комплекса — Рыбинского производственного объединения моторостроения (ныне НПО «Сатурн»). Именно под его руководством объединение стало лидером среди предприятий авиационной отрасли. Львиная доля всех авиационных перевозок в СССР осуществлялась самолётами с рыбинскими двигателями. На них летало, можно сказать, 60 процентов населения Советского Союза. Моторы из Рыбинска эксплуатировались в 26 зарубежных странах. За выдающиеся заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения П.Ф. Дерунову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и многими медалями.

ДО СИХ ПОР ни одно другое имя в Рыбинске не окружено таким ореолом славы, как имя Дерунова, который прежде всего и больше всего был организатором, умеющим направлять вверенный ему многотысячный коллектив на достижение высоких результатов в экономической и социальной сферах. При нём на знамени завода засияли ордена Ленина и Октябрьской Революции, сотни работников предприятия получили высокие государственные награды. Дерунов умел слиться с коллективом и оставаться в то же время самим собой — умным, волевым, твёрдым и решительным директором. В труде и только в труде Павел Фёдорович преодолевал многие препятствия, встречавшиеся на жизненном пути, сердцем чувствуя значение того, что делал. И это приносило успех, и это его украшало.

Если мы бросим взгляд на жизненный путь П.Ф. Дерунова, то увидим сразу, что его замечательный организаторский талант выработался в ходе долгой и напряжённой работы. Окончив в 1939 году Рыбинский авиационный институт, он получил распределение в Пермь, где осваивал секреты профессии на моторостроительном заводе имени И.В. Сталина в должностях технолога, начальника техбюро, заместителя главного технолога по механическим цехам... Здесь его семью и застала Великая Отечественная война.

Моторы для фронта

Моторостроители Рыбинска помнят Дерунова с 1944 года. Он приехал в город в трудное время восстановления завода, который в начале войны был эвакуирован в Уфу. Оставленные заводские корпуса подвергались интенсивным бомбардировкам немецко-фашистской авиации. Но как только фронт отодвинулся от Москвы, Государственный Комитет Обороны принял решение о возобновлении производства и ремонта авиационных моторов в Рыбинске. Дерунова как специалиста с уже немалым опытом назначили заместителем главного технолога. А завод приступил к освоению на то время самого мощного в мире поршневого авиадвигателя АШ-62 ИР.

Далось это непросто. «В цехах завода стоял холод, — вспоминал Дерунов в своей книге «Моторостроители». — Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер… Отогревались у печей-времянок и жаровен, которые топились по-чёрному, и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом».

Постепенно на предприятие возвращались из Уфы инженеры и рабочие, завозилось оборудование. Заводская молодёжь создавала «фронтовые бригады», пополняя ряды ударников и стахановцев. Уважение к этим людям Дерунов пронёс через всю жизнь.

За выполнение заданий правительства по развёртыванию производства авиационных двигателей в годы Великой Отечественной войны он был награждён боевым орденом Красной Звезды, который не часто вручали работникам промышленности. Павел Фёдорович гордился этой наградой не меньше, чем всеми последующими знаками отличия и почётными званиями.

Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы окончил с отличием Академию министерства авиационной промышленности СССР. Это событие сыграло большую роль в его судьбе. «Учёба дала тогда очень много, — вспоминал Дерунов, — она позволила мне расширить технические знания. Осмыслить практический опыт руководства с позиций современных теорий управления… на многие явления в производстве смотреть по-новому».

От поршневых к реактивным

В декабре 1952 года П.Ф. Дерунов уже главный инженер завода. Тогда заканчивалась эра поршневых авиадвигателей и начиналась эпоха реактивных. Опыт их освоения только накапливался. Проблемы возникали на каждом шагу. Тем не менее завод уверенно повышал надёжность и ресурс реактивной техники.

И вот — новый поворот в жизни и карьере Павла Фёдоровича: работа в областном центре, сначала директором моторного завода, а потом заместителем председателя совнархоза Ярославского экономического района. Но пребывание в Ярославле было недолгим. В марте 1960 года Дерунов назначается директором Рыбинского моторостроительного завода. Он с радостью вернулся на родное предприятие, тем более что Правительство СССР поставило перед ним новую задачу: развернуть производство реактивного двигателя АЛ-7Ф-1 конструкции академика А.М. Люльки для целого семейства сверхзвуковых истребителей марки Су.

«Процесс освоения нового двигателя проходил достаточно сложно, — не скрывал Дерунов. — В цехах авиационного производства, не подготовленных к одновременному выпуску деталей и узлов нескольких типов двигателей, творилось, что называется, «вавилонское столпотворение». Значительная часть номенклатуры не выходила из дефицита. Начальники цехов не знали, за что браться, какие детали делать в первую очередь. Цеха выполняли план ценой огромного напряжения, применяя в большом объёме сверхурочные работы».

Но все эти трудности Дерунов считал временными и преодолимыми, прекрасно понимая, что без технического перевооружения и расширения производства, без новой системы организации труда выпускать продукцию с высокими требованиями к качеству невозможно. Эту позицию Павел Фёдорович настойчиво отстаивал на совещаниях в Минавиапроме и в ЦК КПСС, получив там полную поддержку.

П.Ф. Дерунов стал первым в стране инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. Это начинание было официально поддержано в 1967 году высшими партийными и государственными органами власти Советского Союза и рекомендовано для распространения на предприятиях. На моторостроительном побывали сотни делегаций из разных городов СССР. Более 800 предприятий страны стали тогда использовать рыбинский опыт внедрения системы научной организации труда, производства и управления.

За успехи в разработке системы научной организации труда П.Ф. Дерунов награждается золотой медалью ВДНХ СССР. Вскоре Павел Фёдорович защитил в Московском авиационном институте диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук, а затем получил звание профессора. Он стал мыслить более масштабно и более системно. Когда тот или иной вопрос теоретически решён, считал П.Ф. Дерунов, то практическое его осуществление — дело только времени.

После присуждения ему Госпремии СССР за разработку и осуществление комплекса мероприятий по НОТ многие заводчане почувствовали, что служебное положение Дерунова может измениться, что путь «наверх» ему открыт. Так и случилось. С 1973 по 1974 год Павел Фёдорович работал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Но Рыбинск вновь «притянул» его к себе. Тем более что теперь он возглавил предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники, начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП конструктора П.А. Соловьёва, которые устанавливались на самолётах Ил-62М.

Быстрее звука

Но Дерунов не стал почивать на лаврах, даже когда ему сообщали о признании нового заводского двигателя лучшим в своём классе на Международном авиасалоне в Ле-Бурже. Он осознавал, что у любого мотора есть определённый ресурсный потолок, что остановиться в создании более совершенной техники — значит отстать. И вот в 1975 году начинается серийный выпуск уникальных двигателей для сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, который успешно совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Хабаровск протяжённостью 6300 км за 3 часа 20 минут. И не вина заводчан, что он не пошёл в серию. Вполне возможно, что такая машина опережала время.

Творческое сотрудничество с ОКБ А.Н. Туполева привело к освоению двигателей для дальнего бомбардировщика Ту-22К и пассажирского самолёта средней дальности Ту-154М.

В жизни Дерунова нередко случались ситуации, которые можно назвать парадоксальными. В 1977 году он чуть ли не на всю страну прослыл… «дебоширом», когда в объединении моторостроения решили провести модернизацию двигателя Д-30КП. Она получила неофициальное название «Дебош» по начальным буквам фамилий трёх её авторов: Дерунова, давшего «добро» на эту работу, Бондарева, руководившего группой КБ, и Шляхтенко, возглавлявшего тогда ЦИАМ. Эта инициатива встретила сопротивление в академических кругах. Однако Дерунов настоял на изготовлении модернизированного двигателя и на его испытании, которое дало хорошие результаты как по увеличению тяги мотора, так и по значительному снижению расхода топлива. Но работу над «Дебошем» закрыли «в целях экономии средств». И что любопытно, спустя много лет к идеям авторов «Дебоша» вернулись в НПО «Сатурн» при создании нового турбореактивного двигателя для военно-транспортного самолёта Ил-76.

Осваивая новейшую реактивную технику, коллектив моторостроителей решал одновременно и ещё одну задачу большого народнохозяйственного значения — изготовление дизельных двигателей для тракторных заводов на Украине и в Белоруссии. В рамках объединения появилось самостоятельное структурное подразделение — «Дизельный завод», который за время своего существования выпустил свыше двух миллионов таких двигателей. Ну а чтобы «разрядить» существовавший в стране дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов «Буран» и сепараторов молока.

При Дерунове объединение имело в среднем восьмипроцентный рост объёмов производства и производительности труда в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование.

Мысли Павла Фёдоровича о доминировании научно-технического прогресса в промышленной политике государства и сегодня звучат очень современно. Особенно на фоне разгрома российской индустрии, учинённого дорвавшимися до власти «рыночниками».

Этот всесторонне подготовленный, порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, едва успевал отвечать на приветствия встречных рыбинцев. Работавшие вместе с Деруновым только диву давались, как у него хватало на всё времени: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строившиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И ещё выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР. Но удивляться этому вряд ли стоило. Ведь рабочий день директора длился, как правило, 12—14 часов. Павел Фёдорович мог долго выдерживать такую нагрузку благодаря семье, в первую очередь жене — Зое Афанасьевне, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда. Как и многим талантливым людям, ему были подвластны скрипка и фортепьяно, а при необходимости мог стать на место станочника и конструктора, сесть за руль грузовика.

Он никогда не трудился только для себя и часто повторял народную мудрость: «От трудов праведных не наживёшь палат каменных». Дерунов их и не нажил. Но он оставил горожанам возведённые благодаря его усилиям уникальные объекты городской инфраструктуры: Дворец спорта «Полёт» с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион «Сатурн», станцию юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детскую поликлинику, базу отдыха «Кстово»… Эти объекты стали прижизненными памятниками П.Ф. Дерунову. Кроме того, каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей. Звание почётного гражданина Рыбинска было присвоено ему по праву.

Нельзя сказать, что это ему давалось легко. Не обходилось без министерских и местных выговоров. Дерунов не был сговорчив и покладист, но не был и капризен: уважал чужую инициативу и умел признавать собственные ошибки. Никому из нас, близко знавших и наблюдавших неутомимую работу Дерунова, не хотелось думать, что к любому человеку рано или поздно приходят болезни, от которых не спрятаться, не скрыться. После случившегося в 1986 году инфаркта Павел Фёдорович обратился к министру авиационной промышленности с просьбой немедленно освободить его от должности, искренне считая, что руководитель должен быть здоров, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

А оправившись от болезни, сначала перешёл на рядовую инженерную работу, но вскоре ушёл с предприятия окончательно. Так остался невостребованным уникальный опыт, который мог бы пригодиться заводу ещё на долгое время.

Перестройка-«катастройка»

Эти нерадостные события в жизни Павла Фёдоровича совпали с начавшейся в стране так называемой перестройкой. Дерунов раньше многих услышал её фальшивые трели, когда под лозунгом «Больше демократии — больше социализма» началось разрушение экономики и советского общественного строя. Он открыто выступал против горбачёвского курса в письмах в ЦК КПСС и публикациях в СМИ. Как хозяйственника его волновало, что научно-технический прогресс перестал иметь решающее значение в развитии отечественного производства, что с вытеснением плановой системы власть пытается «выплеснуть с водой ребёнка». В открытом обращении к Горбачёву Дерунов писал: «Так неужели Вы после длительной, тяжёлой борьбы народа за социалистический образ жизни поменяете наш строй на капиталистическое общество, где всё построено на личном, материальном интересе, эгоизме, когда человек превращается в стяжателя, спекулянта, взяточника, карьериста… поменяете на общество, где мораль, совесть, честность, порядочность, культура продаются и покупаются?»

История ответила на этот вопрос к Горбачёву: «поменял и предал», став вместе с Ельциным инициатором разрушения Советского Союза. Основной удар наносился по промышленности. Уже в начале 90-х годов многие из заводов Рыбинска начали банкротить и закрывать.

Дерунов с болью наблюдал за этим процессом. Коммунисты города никогда не забудут, как повёл себя Павел Фёдорович во время запрета Компартии, когда на всё советское обрушилась машина буржуазной пропаганды. Он был одним из тех, у кого душа и совесть оказались в ладу с коммунистическими взглядами. Он принадлежал к тому типу людей, которые не «подстраиваются» под политическую конъюнктуру и не меняют как перчатки свои убеждения. Оставаясь до конца своих дней коммунистом, он не чурался никакой черновой и будничной работы в КПРФ, начиная со сбора подписей избирателей во время предвыборных компаний, выступлений на митингах.

Скончался Павел Фёдорович Дерунов 30 июня 2001 года. Рыбинск осиротел. Ушёл неординарный человек, который был его гордостью.

С инициативой увековечения памяти легендарного директора выступили работники НПО «Сатурн» и городское отделение КПРФ. Был издан альбом «Дерунов», в котором представлено около 200 профессиональных и любительских фотоснимков. На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года был торжественно открыт памятник П.Ф. Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание.

Трудными для рыбинских моторостроителей были годы перестройки и время «лихих 90-х». И всё-таки завод выжил благодаря кадровому и технико-технологическому заделу, созданному при Дерунове. А угрозы со стороны Запада заставили и руководство России обратить внимание на объединение, имеющее прочный фундамент для развития. Отсюда — неоднократные посещения НПО «Сатурн» президентом РФ В.В. Путиным и министрами, отвечающими за состояние военно-промышленного комплекса. Осуществив на своём предприятии в конце ХХ — начале XXI века очередную модернизацию производства, моторостроители не только выстояли сами, но и «породили» несколько предприятий, усиливших промышленный потенциал страны: заводы «ОДК — Газовые турбины» и «Русская механика». С НПО «Сатурн» связано и преобразование Рыбинского авиационного вуза в университет.

Столетие П.Ф. Дерунова — очередной повод осознать, как может один человек своим талантом и верой в дело, которому служил, ярко вписать своё имя в историю города и страны.

Интересна статья?

Дерунов Павел Фёдорович - директор Рыбинского моторостроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 27 марта 1916 года в селе Алтайское Бийского уезда Томской губернии, ныне Алтайского района Алтайского края в семье фельдшера. Русский. В 1923 году с родителями переехал в поселок Песочное, ныне Рыбинского района Ярославской области. Здесь окончил школу-семилетку. Учебу продолжил в Калязинском механическом техникуме (Тверская область), с 1934 года – в институте.

В 1939 году окончил в Рыбинский авиационно-технологический институт. Получил направление на работу на завод имени Сталина в городе Пермь. Работал инженером-технологом, затем старшим технологом участка, начальником участка, ведущим технологом.

В 1944 году был направлен на Рыбинский моторостроительный завод и назначен на должность главного инженера предприятия. Внес большой вклад в восстановление производства на заводе, разрушенного войной, когда большая часть оборудовании и рабочих была эвакуирована в Уфу (Башкирия).

В послевоенные года П.Ф. Дерунов внес большой вклад в освоение на заводе серийного выпуска новых авиационных двигателей конструкции А.Д. Швецова . Еще в конце 1944 года завод освоил серийный выпуск мотора АШ-62ИР, который устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, а чуть позднее - на АН-2. По своим эксплуатационным данным мотор в свое время не уступал лучшим зарубежным образцам. В послевоенный период завод освоил серийный выпуск еще более мощного двигателя АШ-73ТК, который выпускал до 1957 года. Эти двигатели, оснащенные каждый двумя турбокомпрессорами, устанавливались на самолет-бомбардировщик Ту-4, а двигатели АШ-73 без компрессора - на летающую лодку Бериева Бе-6. С 1954 г. наряду с авиационными двигателями предприятие стало выпускать тракторные дизели Д-48.

В 1958 году П.Ф. Дерунов, как инициативный руководитель и высококвалифицированный специалист а, был назначен директором Ярославского моторного завода, а затем заместителем председателя Ярославского совнархоза (1959).

В марте 1960 года был назначен директором завода № 36 - Рыбинского моторостроительного завода. Много сделал для внедрения на предприятии научной организации труда, производства и управления. В 1960-е годы на предприятии был налажен серийный выпуск турбореактивного двигателя конструкции А.М. Люльки АЛ-7Ф-1. Как серийное изделие этот двигатель выпускался заводом почти 14 лет и устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители Су-9, Су- 17, разработанные КБ П. О. Сухого. В КБ завода были разработаны и переданы в серию двигатели РД36-51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36-41 для сверхзвукового дальнего бомбардировщика Т-4 (так называемой «сотки»). По итогам семилетки в 1966 года завод был награжден орденом Ленина.

Большое распространение в это время на заводе получила система НОТ (научная организация труда). За разработку системы количественной оценки НОТПУ, П.Ф. Дерунов был удостоен Государственной премия СССР в области науки и техники в 1969 году. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий.

В начале 1970-х годов предприятие получило большой заказ по выпуску двигателей для гражданской авиации. В 1971 году со сборки сошел первый серийный двигатель П.А. Соловьева Д-30КУ для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М, годом позднее производящийся и по сей день двигатель Д-30КП для транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Дерунову Павлу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В феврале 1973 года был назначен на должность заместителя Министра авиационной промышленности СССР. В декабре 1974 года вернулся в Рыбинск на свой завод, получивший новый статус - производственного объединения моторостроения.

В 1974-1986 годах - генеральный директор Рыбинского производственно-конструкторского объединения (с 1976 года - производственного объединения машиностроения) Минавиапрома СССР.

Наряду с выпуском основной продукции – авиационных двигателей, предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления.

Обладая большим организаторским талантом и разносторонним производственным опытом, глубокими экономическими и техническими знаниями внес крупный вклад в развитие объединения и повышение эффективности его работы. За период работы Павел Федорович прилагает большие усилия для улучшения социального развития города Рыбинска. Руководил предприятием до выхода на пенсию в 1986 году.

Принимал активное участие в партийной и государственной деятельности. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го, 9-го (1971-1980) и 11-го (1985-1990) созывов. Был членом Ярославского областного комитета КПСС и Андроповского горкома КПСС, депутатом Андроповского городского Совета народных депутатов и членом бюро парткома объединения.

Жил в городе Рыбинск. Скончался 30 июня 2001 года. Похоронен на Южном кладбище города Рыбинск.

Награжден 3 орденами Ленина (22.07.1966; 26.04.1971; 28.03.1986), орденами Октябрьской Революции (29.03.1976), Трудового Красного Знамени (10.03.1981), Красной Звезды (16.09.1945), "Знак Почёта" (20.04.1956), медалями. Почетный гражданин города Рыбинск (22.02.1973)

В городе Рыбинск в его честь в 2001 году была переименован площадь Юбилейная, в 2013 году на площади установлен памятник. На доме где жил Дерунов установлена мемориальная доска. Его имя присвоено рыбинской средней общеобразовательной школе № 12.

Дата смерти:

Биография

Родился на Алтае в семье фельдшера. В 1920 г. семья переехала в посёлок Песочное Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1933-34 гг. учился в техникуме в городе Калязин и в 1934-1939 в , после чего работал на Пермском моторном заводе им. Сталина . В 1944 году переведён в Рыбинск на должность заместителя главного технолога по механическим цехам, Затем работал заместителем главного инженера, главным инженером перевод был связан с необходимостью восстановления производства на Рыбинском моторостроительном заводе, эвакуированном в 1941 г. в Уфу . В 1958 году назначается на должность директора Ярославского моторного завода , а в 1959 становится заместителем председателя Ярославского совнархоза . Директором Рыбинского моторостроительного завода стал в 1960 году.

Всесоюзную известность П. Ф. Дерунову принесла активно продвигаемая им в 60-х годах идея применения НОТ в производстве. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий. Именно за эту идею он в 1971 г. получил Государственную премию.

В 1972-1973 работал заместителем Министра авиационной промышленности , но в скором времени вернулся в Рыбинск, и до ухода на пенсию в 1986 г. возглавлял НПО, возникшее в результате слияния завода с конструкторским бюро.

Под его руководством рыбинский завод стал одним из ведущих производителей авиационных моторов, развивались и другие направления - производство дизельных моторов, новинкой для СССР стало производство снегоходов «Буран» . Производственные успехи поддерживались соответствующими инвестициями, в городе велось активное жилищно-коммунальное строительство, возводились спортивно-зрелищные сооружения.

Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. В память о нём одна из центральных площадей города, создаваемая при его участии к юбилею Октябрьской революции в 1977 г. и носившая название Юбилейной переименована в площадь П. Ф. Дерунова, решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва № 130 от 22.09.2005 года. В 2012 году проведён конкурс проектов на создание памятника. Торжественное открытие памятника состоялось 31 августа 2013 года и стало одним из знаковых событий празднования Дня города Рыбинска.

Источники

  • Рыбинск: Восемь избранных маршрутов/ Автор-сост. О.Хробыстова, гл. ред. В.Горошников. - Рыбинск, Медиарост, 2012. ISBN 978-5-906070-01-2

Напишите отзыв о статье "Дерунов, Павел Фёдорович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дерунов, Павел Фёдорович

Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.

27 марта 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения П.Ф.Дерунова, с именем которого связаны наиболее яркие страницы из жизни крупнейшего в стране авиадвигателестроительного комплекса – Рыбинского производственного объединения моторостроения (ныне НПО «Сатурн»)

Именно под руководством Дерунова объединение стало лидером среди предприятий авиационной отрасли. Львиная доля авиационных перевозок в СССР осуществлялась самолетами с рыбинскими двигателями. На них летало 60 процентов населения Советского Союза. Рыбинск прославился своими двигателями не только на всю страну, но и далеко за ее пределами: они эксплуатировались в 26 зарубежных государствах.

За выдающиеся заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения П.Ф. Дерунову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знак Почета и многими медалями.

До сих пор ни одно другое имя в Рыбинске не окружено таким ореолом славы, как имя Дерунова, который, прежде всего и больше всего, был организатором, умеющим направлять вверенный ему многотысячный коллектив на достижение высоких результатов в экономической и социальной сфере. Выдающийся талант этого человека обеспечивал коллективу то, чем он гордился, и гордился с полным правом. При нем на знамени завода засияли ордена Ленина и Октябрьской Революции, а сотни работников предприятия получили высокие правительственные награды. Он умел слиться с коллективом и оставаться самим собой – умным, волевым, твердым и решительным директором, который никогда не срывался с якоря под названием «труд». В труде и только в труде Павел Федорович преодолевал многие препятствия, встречающиеся на жизненном пути, сердцем чувствуя значение того, что делал. И это приносило успех, и это его украшало.

Если мы бросим взгляд на жизненный путь Дерунова, то увидим сразу, что его замечательный организаторский талант выработался в ходе долгой и напряженной работы. Закончив в 1939 году Рыбинский авиационный институт, он получил распределение в Пермь, где трудился на моторостроительном заводе имени И.В. Сталина в разных должностях – технолога, начальника техбюро, зам главного технолога по механическим цехам. Здесь его семью и застала Великая Отечественная война.

Моторостроители Рыбинска помнят Дерунова с 1944 года. Он приехал в город в трудное время восстановления завода, в начале войны эвакуированного в Уфу. Оставленные корпуса предприятия подвергались интенсивным бомбардировкам немецко-фашистской авиации. И тем не менее как только фронт отодвинулся от Москвы, Государственный Комитет Обороны принял решение о возобновлении производства и ремонта авиационных моторов в Рыбинске. Дерунова, как специалиста с уже немалым опытом, назначили заместителем главного технолога. Тогда предприятие приступило к освоению самого мощного в мире поршневого авиадвигателя АШ-62 ИР.

Оно проходило в очень тяжелых условиях.

«В цехах завода стоял холод. - писал Дерунов в своей книге «Моторостроители» – Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер… Отогревались у печей – времянок и жаровен, которые топились «по черному», и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом». Постепенно на предприятие возвращались из Уфы инженеры и рабочие, завозилось оборудование. Заводская молодежь создавала фронтовые бригады, пополняя ряды ударников и стахановцев. Уважение к этим людям Дерунов пронес через всю жизнь.

За выполнение заданий Правительства по развертыванию производства авиационных двигателей в годы Великой Отечественной войны он был награжден боевым орденом Красной Звезды, который не часто вручали работникам промышленности. Павел Федорович гордился этой наградой не меньше, чем всеми последующими знаками отличия и почетными званиями.

Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы он окончил с отличием Академию Министерства авиационной промышленности СССР. Это событие сыграло большую роль в его судьбе.

«Учеба дала тогда очень много, - вспоминал Дерунов – она позволила мне расширить технические знания. Осмыслить практический опыт руководства с позиций современных теорий управления,… на многие явления в производстве смотреть по-новому».

В декабре 1952 года П.Ф. Дерунов назначается главным инженером моторостроительного завода и работает в этой должности 6 лет. Тогда заканчивалась эра поршневых авиадвигателей и начиналась эпоха авиадвигателей реактивных. Опыт их освоения только накапливался. Проблемы возникали на каждом шагу, в том числе из-за внесения конструкторских изменений в серийные двигатели, что приводило порой к снижению объемов их производства. Тем не менее завод уверенно повышал надёжность и ресурс реактивной техники.

Затем наступил новый поворот в жизни и карьере П.Ф.Дерунова. Его переводят на работу в областной центр, сначала директором моторного завода, а потом зам.председателя Совета народного хозяйства Ярославского экономического района. Но его пребывание в Ярославле было недолгим. В марте 1960 года Дерунов назначается директором Рыбинского моторостроительного завода. Он с радостью вернулся на родное предприятие, коллектив которого был ему всегда близок.

В начале 60-х годов Правительство СССР поставило перед ним новую задачу: развернуть производство реактивного двигателя АЛ-7Ф-1 конструкции Люльки для целого семейства сверхзвуковых истребителей марки Су.

«Процесс освоения нового двигателя проходил достаточно сложно, - вспоминал Дерунов. - В цехах авиационного производства, не подготовленных к одновременному выпуску деталей и узлов нескольких типов двигателей, творилось, что называется «вавилонское столпотворение». Значительная часть номенклатуры не выходила из дефицита. Начальники цехов не знали за что браться, какие детали делать в первую очередь. Цеха выполняли план ценой огромного напряжения, применяя в большом объеме сверхурочные работы».

Эти трудности Дерунов считал временными и преодолимыми. Он прекрасно понимал, что без технического перевооружения и расширения производства, новой организации труда выпускать продукцию с высокими требованиями к качеству невозможно. Эту позицию Павел Федорович настойчиво отстаивал на совещаниях в Министерстве авиационной промышленности и в ЦК КПСС, получив там полную поддержку.

К 1965 году на заводе были построены четыре корпуса площадью 44 тысячи квадратных метров, новые компрессорная и испытательные станции и другие объекты. Оснащение цехов современным оборудованием сопровождалось использованием новейших для того времени технологических процессов.

Первым в стране П.Ф.Дерунов стал инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. Это начинание было официально поддержано в 1967 году высшими партийными и государственными органами власти Советского Союза и рекомендовано для распространения на предприятиях. На моторостроительном заводе побывали сотни делегаций из разных городов СССР, оставив немалое количество отзывов с положительными оценками этого опыта. 8-12 июля 1968 года в Рыбинске был проведен Всесоюзный семинар по НОТ, ярко подтвердивший высокий профессионализм рабочих и специалистов завода в вопросах эффективности труда. Более 800 предприятий страны стали использовать их опыт внедрения научной организации труда, производства и управления.

За успехи в разработке системы научной организации труда П.Ф.Дерунов награждается золотой медалью ВДНХ СССР. Вскоре Павел Федорович защитил в Московском авиационном институте диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, а затем получил звание профессора. Он стал мыслить более масштабно и более системно. Когда тот или иной вопрос теоретически решен, считал Дерунов, то практическое его осуществление – только дело времени.

После присуждения ему Государственной премии СССР за разработку и осуществление комплекса мероприятий по НОТ, многие заводчане почувствовали, что служебное положение Дерунова может измениться, что путь «наверх» ему открыт. Так и случилось. С 1973 по 1974 год Павел Федорович работал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Но Рыбинск вновь «притянул» его к себе. Он возглавил предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ему ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники. Это ускорение проходило на фоне свертывания выпуска устаревших двигателей прошлого десятилетия.

Дерунов стал инициатором создания комплексного плана технического перевооружения предприятия. Его осуществление позволило начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП, конструктора П.А. Соловьева. Освоение и постановка на серийное производство самых массовых в России моторов этого семейства было проведено в небывало короткие сроки и обеспечило стабильность работы завода и его устойчивое финансовое положение.

Эти двигатели устанавливались на самолетах Ил-62М, обладающих высокой пассажировместимостью, грузоподъемностью и большой дальностью беспосадочных перелетов.

Но Дерунов никогда не почивал на лаврах даже в такие моменты, когда ему сообщали о признании заводского двигателя лучшим в своем классе на Международном авиасалоне в Ле-Бурже. Он осознавал, что у любого мотора есть определенный ресурсный потолок, что остановиться в создании более совершенной техники – значит отстать.

В 1975 году рыбинские моторостроители начали серийный выпуск уникальных двигателей для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 . Эта работа дала импульс к появлению оригинальных технико-технологических решений. Самолёт успешно совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Хабаровск протяженностью 6300 км. за 3 часа 20 минут. И не вина заводчан, что он не пошел в серию. Вполне возможно, что такая машина опережала время.

Творческое сотрудничество с ОКБ А.Н. Туполева привело к освоению двигателей для дальнего бомбардировщика Ту-22К и пассажирского самолёта средней дальности Ту-154М.

В жизни Дерунова нередко случались ситуации, которые можно назвать парадоксальными. В 1977 году он чуть ли не на всю страну прослыл… «дебоширом», когда в объединении моторостроения решили провести модернизацию двигателя Д-30 КП. Она получила неофициальное название «Дебош» по начальным буквам фамилии трех ее авторов – Дерунова, давшего «добро» на эту работу, Бондарева, руководившего группой конструкторов КБ и Шляхтенко, который тогда возглавлял ЦИАМ. Эта инициатива встретила сопротивление в академических кругах. Однако Дерунов настоял на изготовлении модернизированного двигателя и его испытании, которое дало хорошие результаты, как по увеличению тяги мотора, так и по значительному снижению расхода топлива. Но работу над «Дебошем» закрыли в целях экономии средств. И что любопытно! Спустя много лет к идеям авторов «Дебоша» вернулись в НПО «Сатурн» при создании нового турбореактивного двигателя для военно-транспортного самолёта Ил-76.

Одновременно с освоением реактивной техники коллектив моторостроителей решал ещё одну задачу большого народнохозяйственного значения. На предприятии началось изготовление дизельных двигателей для тракторных заводов на Украине и в Белоруссии. В конце 60-х - начале 70-х годов их производство поставили на поток. В рамках объединения появилось самостоятельное структурное подразделение – «Дизельный завод». За время своего существования он выпустил свыше двух миллионов таких двигателей.

Чтобы «разрядить» существующий в СССР дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов «Буран» и сепараторов молока. Выпуск такой многообразной и качественной продукции требовал от Дерунова создания высококвалифицированного коллектива и поступательного наращивания производственных мощностей. Это Павлу Федоровичу удалось в полной мере.

При Дерунове объединение имело в среднем темп роста объёмов произврдства и производительности труда по 8 процентов в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование. Но Дерунов не успокаивался на достигнутом. В 1984 году по его инициативе была разработана программа первого этапа автоматизации производства на базе гибких производственных систем (ГПС). Предприятие вступило в качественно новый этап перевооружения, чтобы создать за несколько пятилеток завод-автомат, насыщенный комплексами автоматического оборудования и электронно-вычислительной техники как на самом производстве, так и в его подготовке и управлении.

Выступая в печати с рассказом об этих планах, Дерунов подчеркивал: «Чтобы проблемы технического перевооружения решались на высоком уровне и в сжатые сроки, нужно, на наш взгляд, быстрее развивать производство средств механизации и автоматизации на специализированных предприятиях, чтобы каждый завод мог их приобрести». Его мысли о доминировании научно-технического прогресса в промышленной политике государства звучат очень современно.

Этот всесторонне подготовленный и порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, он едва успевал отвечать на приветствия идущих ему навстречу рыбинцев. Кто работал вместе с Деруновым только диву давались как у него хватало на все время: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строящиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И еще выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР. Но удивляться этому не стоило. Ведь рабочий день Дерунова длился, как правило, 12-14 часов. Павел Федорович мог долго выдерживать такую нагрузку благодаря семье и в первую очередь жене – Зое Афанасьевне, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда. Дорогого стоит признание Дерунова, обращенное к супруге: «Тебе во многом обязан я реализацией своих творческих возможностей».

Как многим талантливым людям ему были подвластны скрипка и фортепьяно, а при необходимости он мог встать на место станочника и конструктора, сесть за руль грузовика.

Он никогда не трудился только для себя и часто повторял народную мудрость: «Из трудов праведных не наживешь палат каменных». Дерунов их и не нажил. Они для него не имели цены. Но он оставил в памяти горожан то, что никогда не покроется пылью забвения: возведенные благодаря его усилиям уникальные объекты городской инфраструктуры. От одного их перечисления захватывает дух: Дворец спорта «Полет» с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион «Сатурн», станция Юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детская поликлиника, база отдыха «Кстово».

Эти объекты стали прижизненными памятниками П.Ф. Дерунову. Каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей. Огромное число горожан благодарны Павлу Федоровичу за построенное быстрыми темпами благоустроенное жилье. Звание почетного гражданина Рыбинска было присвоено ему по праву.

В коридорах власти ему приходилось обмениваться рукопожатиями не реже, чем в своем заводоуправлении или в цехах. Он поддерживал постоянные контакты с выдающимися учеными, конструкторами, военными специалистами высокого ранга.

Большое влияние на формирование стиля и методов его руководства оказали встречи и беседы с такими руководителями страны как Д.Ф Устинов, А.П. Кириленко, А.Н Косыгин, Н.К. Байбаков, А.И Шахурин, И.С. Силаев.

Ему легко ничего не давалось. Не обходилось без министерских и местных выговоров. Дерунов не был сговорчив и покладист, но не капризен. Он уважал чужую инициативу и умел признавать собственные ошибки.

Никому из нас, близко знавших и наблюдавших неутомимую работу Дерунова, не хотелось думать, что к любому человеку рано или поздно приходят болезни, от которых ни спрятаться, ни скрыться. После случившегося в 1986 году инфаркта Павел Федорович обратился к министру авиационной промышленности с просьбой немедленно освободить его от должности, искренне считая, что руководитель должен быть здоров, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

Оправившись от болезни, он перешел на рядовую инженерную работу, но вскоре ушел с предприятия окончательно. С ним остался уникальный опыт, который мог бы пригодиться заводу еще на долгое время.

Эти события в жизни Павла Федоровича совпали с начавшейся в стране, так называемой «перестройкой». Дерунов раньше многих услышал ее фальшивые трели, когда под лозунгом: «Больше демократии – больше социализма» началось разрушение экономики и советского общественного строя. Он открыто выступал против горбачевского курса в письмах в ЦК КПСС и публикациях в СМИ. Как хозяйственника его волновало, что научно-технический прогресс перестал иметь решающее значение в развитии отечественного производства, что падает интерес к перспективным разработкам в этой области. По его мнению «вместо мер по совершенствованию управленческого аппарата» в стране «пытаются вытеснить плановую систему, выплеснуть с водой ребенка». СССР лишали главного конкурентного преимущества перед Западом – плановой экономики. В открытом обращении к Горбачеву Дерунов писал: «Так неужели Вы после длительной, тяжелой борьбы народа за социалистический образ жизни поменяете наш строй на капиталистическое общество, где все построено на личном материальном интересе, эгоизме, когда человек превращается в стяжателя, спекулянта, взяточника, карьериста,… поменяете на общество где мораль, совесть, честность, порядочность, культура продаются и покупаются»?

История ответила на этот вопрос к Горбачеву: поменял и предал, став вместе с Ельциным инициатором разрушения Советского Союза. Создав свыше 300 научных центров по поиску в СССР «слабого звена», США нашли его, выделив неограниченные финансовые ресурсы для формирования в Советском Союзе пятой колонны, которая во многом и осуществила «грязное» дело демонтажа социализма. Основной удар наносился по промышленности. В советское время не только объединение моторостроения, но и другие заводы Рыбинска и страны соревновались друг с другом, кто больше воздвигнет жилья, баз отдыха, пионерских лагерей, спортивных сооружений и т.д. В начале 90-х годов многие из них начали банкротить и закрывать. Дерунов наблюдал за этим процессом с большой болью. Ну а «прелести» российского капитализма трудящиеся стали видеть воочию, ощущая их на самих себе.

Коммунисты города никогда не забудут, как повел себя Павел Федорович во время запрета компартии, когда на все советское обрушилась машина буржуазной пропаганды. Через этот мрак нужно было провести светлый луч попранной правды. На первый план вышла борьба с антинародной политикой властей, задача просвещения людей. Павел Федорович был одним из тех, у кого душа и совесть оказались в ладу с коммунистическими взглядами. Он принадлежал к тому типу людей, которые не «подстраиваются» под политическую конъюнктуру и меняют как перчатки свои убеждения, оставаясь до конца дней своих коммунистом, и не чураясь никакой «черновой» и будничной работы в КПРФ, начиная со сбора подписей избирателей во время предвыборных компаний и кончая выступлениями перед людьми и в печати.

Скончался Павел Федорович Дерунов 30 июня 2001 года. Рыбинск осиротел. Ушел неординарный человек, который был его гордостью.

С инициативой увековечивания памяти легендарного директора выступили работники НПО «Сатурн» и городская организация КПРФ. Был издан альбом «Дерунов», в котором представлено около 200 профессиональных и любительских фотоснимков. В них правдиво отражен жизненный путь славного сына советского времени.

На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года и был торжественно открыт памятник П.Ф.Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание. Мне довелось присутствовать на открытии монумента, слушать речи городских и областных руководителей. Не скрою - два противоречивых чувства уживались в душе: радость и гордость за людскую память, отдавшей должное одному из самых ярких рыбинских граждан и горечь, что ни в одном из выступлений не было сказано: П.Ф. Дерунов был «продуктом» советской эпохи, которая помогла ему вырасти в незаурядного руководителя. Сам он об этом никогда не забывал. Советская власть дала ему возможность проявить организаторские таланты и завоевать себе выдающееся место на этом поприще.

Самым трудным для объединения моторостроения были годы перестройки и время «лихих» 90-х. Завод выжил благодаря кадровому и технико-технологическому «заделу», созданному при Дерунове. А угрозы со стороны Запада заставили руководство России обратить внимание на объединение, имеющее прочный фундамент для развития. Неоднократно посещал НПО «Сатурн» Президент РФ В.В. Путин и министры, отвечающие за состояние военно-промышленного комплекса. Моторостроители, осуществив на своем заводе в конце 20-го – начале 21 века очередную модернизацию производства, не только выстояли сами, но и «породили» несколько предприятий, усиливших промышленный потенциал страны - заводы «ОДК – Газовые турбины» и «Русская механика». С НПО «Сатурн» связано и преобразование рыбинского авиационного вуза в университет. Не совсем канули в лету и деруновские традиции возведения уникальных спортивных объектов. Благодаря моторостроителям была завершена начатая в годы Советской власти работа по созданию лыжной базы в поселке «Дёмино», позволившая превратить это место в Международный центр лыжного спорта.

Столетие П. Ф. Дерунова – очередной повод осознать как может один человек своим талантом и верой в дело, которому он служил, ярко вписать свое имя в историю города и страны.

Кузнецов К.К.

Кандидат исторических наук, профессор

О человеке, вписавшем свое имя в историю советской страны

27 марта 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Федоровича Дерунова, с именем которого связаны наиболее яркие страницы из жизни крупнейшего в стране авиадвигателестроительного комплекса - Рыбинского производственного объединения моторостроения (ныне НПО "Сатурн"). Именно под его руководством объединение стало лидером среди предприятий авиационной отрасли. Львиная доля всех авиационных перевозок в СССР осуществлялась самолетами с рыбинскими двигателями. На них летало, можно сказать, 60 процентов населения Советского Союза. Моторы из Рыбинска эксплуатировались в 26 зарубежных странах. За выдающиеся заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения П.Ф. Дерунову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и многими медалями.

ДО СИХ ПОР ни одно другое имя в Рыбинске не окружено таким ореолом славы, как имя Дерунова, который прежде всего и больше всего был организатором, умеющим направлять вверенный ему многотысячный коллектив на достижение высоких результатов в экономической и социальной сферах. При нем на знамени завода засияли ордена Ленина и Октябрьской Революции, сотни работников предприятия получили высокие государственные награды. Дерунов умел слиться с коллективом и оставаться в то же время самим собой - умным, волевым, твердым и решительным директором. В труде и только в труде Павел Федорович преодолевал многие препятствия, встречавшиеся на жизненном пути, сердцем чувствуя значение того, что делал. И это приносило успех, и это его украшало.

Если мы бросим взгляд на жизненный путь П.Ф. Дерунова, то увидим сразу, что его замечательный организаторский талант выработался в ходе долгой и напряженной работы. Окончив в 1939 году Рыбинский авиационный институт, он получил распределение в Пермь, где осваивал секреты профессии на моторостроительном заводе имени И.В. Сталина в должностях технолога, начальника техбюро, заместителя главного технолога по механическим цехам... Здесь его семью и застала Великая Отечественная война.

Моторы для фронта

Моторостроители Рыбинска помнят Дерунова с 1944 года. Он приехал в город в трудное время восстановления завода, который в начале войны был эвакуирован в Уфу. Оставленные заводские корпуса подвергались интенсивным бомбардировкам немецко-фашистской авиации. Но как только фронт отодвинулся от Москвы, Государственный Комитет Обороны принял решение о возобновлении производства и ремонта авиационных моторов в Рыбинске. Дерунова как специалиста с уже немалым опытом назначили заместителем главного технолога. А завод приступил к освоению на то время самого мощного в мире поршневого авиадвигателя АШ-62 ИР.

Далось это непросто. "В цехах завода стоял холод, - вспоминал Дерунов в своей книге "Моторостроители". - Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер... Отогревались у печей-времянок и жаровен, которые топились почерному, и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом".

Постепенно на предприятие возвращались из Уфы инженеры и рабочие, завозилось оборудование. Заводская молодежь создавала "фронтовые бригады", пополняя ряды ударников и стахановцев. Уважение к этим людям Дерунов пронес через всю жизнь.

За выполнение заданий правительства по развертыванию производства авиационных двигателей в годы Великой Отечественной войны он был награжден боевым орденом Красной Звезды, который не часто вручали работникам промышленности. Павел Федорович гордился этой наградой не меньше, чем всеми последующими знаками отличия и почетными званиями.

Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы окончил с отличием Академию министерства авиационной промышленности СССР. Это событие сыграло большую роль в его судьбе. "Учеба дала тогда очень много, - вспоминал Дерунов, - она позволила мне расширить технические знания. Осмыслить практический опыт руководства с позиций современных теорий управления... на многие явления в производстве смотреть по-новому".

От поршневых к реактивным

В декабре 1952 года П.Ф. Дерунов уже главный инженер завода. Тогда заканчивалась эра поршневых авиадвигателей и начиналась эпоха реактивных. Опыт их освоения только накапливался. Проблемы возникали на каждом шагу. Тем не менее завод уверенно повышал надежность и ресурс реактивной техники.

И вот - новый поворот в жизни и карьере Павла Федоровича: работа в областном центре, сначала директором моторного завода, а потом заместителем председателя совнархоза Ярославского экономического района. Но пребывание в Ярославле было недолгим. В марте 1960 года Дерунов назначается директором Рыбинского моторостроительного завода. Он с радостью вернулся на родное предприятие, тем более что Правительство СССР поставило перед ним новую задачу: развернуть производство реактивного двигателя АЛ-Ф-1 конструкции академика А.М. Люльки для целого семейства сверхзвуковых истребителей марки Су. "Процесс освоения нового двигателя проходил достаточно сложно, - не скрывал Дерунов. - В цехах авиационного производства, не подготовленных к одновременному выпуску деталей и узлов нескольких типов двигателей, творилось, что называется, "вавилонское столпотворение". Значительная часть номенклатуры не выходила из дефицита. Начальники цехов не знали, за что браться, какие детали делать в первую очередь. Цеха выполняли план ценой огромного напряжения, применяя в большом объеме сверхурочные работы". Но все эти трудности Дерунов считал временными и преодолимыми, прекрасно понимая, что без технического перевооружения и расширения производства, без новой системы организации труда выпускать продукцию с высокими требованиями к качеству невозможно. Эту позицию Павел Федорович настойчиво отстаивал на совещаниях в Минавиапроме и в ЦК КПСС, получив там полную поддержку.

П.Ф. Дерунов стал первым в стране инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. Это начинание было официально поддержано в 196- году высшими партийными и государственными органами власти Советского Союза и рекомендовано для распространения на предприятиях. На моторостроительном побывали сотни делегаций из разных городов СССР. Более 800 предприятий страны стали тогда использовать рыбинский опыт внедрения системы научной организации труда, производства и управления.

За успехи в разработке системы научной организации труда П.Ф. Дерунов награждается золотой медалью ВДНХ СССР. Вскоре Павел Федорович защитил в Московском авиационном институте диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, а затем получил звание профессора. Он стал мыслить более масштабно и более системно. Когда тот или иной вопрос теоретически решен, считал П.Ф. Дерунов, то практическое его осуществление - дело только времени.

После присуждения ему Госпремии СССР за разработку и осуществление комплекса мероприятий по НОТ многие заводчане почувствовали, что служебное положение Дерунова может измениться, что путь "наверх" ему открыт. Так и случилось. С 1973 по 1974 год Павел Федорович работал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Но Рыбинск вновь "притянул" его к себе. Тем более что теперь он возглавил предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники, начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП конструктора П.А. Соловьева, которые устанавливались на самолетах Ил-62М.

Быстрее звука

Но Дерунов не стал почивать на лаврах, даже когда ему сообщали о признании нового заводского двигателя лучшим в своем классе на Международном авиасалоне в Ле-Бурже. Он осознавал, что у любого мотора есть определенный ресурсный потолок, что остановиться в создании более совершенной техники - значит отстать. И вот в 19-5 году начинается серийный выпуск уникальных двигателей для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, который успешно совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Хабаровск протяженностью 6300 км за 3 часа 20 минут. И не вина заводчан, что он не пошел в серию. Вполне возможно, что такая машина опережала время. Творческое сотрудничество с ОКБ А.Н. Туполева привело к освоению двигателей для дальнего бомбардировщика Ту-22К и пассажирского самолета средней дальности Ту-154М.

В жизни Дерунова нередко случались ситуации, которые можно назвать парадоксальными. В 19- году он чуть ли не на всю страну прослыл... "дебоширом", когда в объединении моторостроения решили провести модернизацию двигателя Д-30КП. Она получила неофициальное название "Дебош" по начальным буквам фамилий трех ее авторов: Дерунова, давшего "добро" на эту работу, Бондарева, руководившего группой КБ, и Шляхтенко, возглавлявшего тогда ЦИАМ. Эта инициатива встретила сопротивление в академических кругах. Однако Дерунов настоял на изготовлении модернизированного двигателя и на его испытании, которое дало хорошие результаты как по увеличению тяги мотора, так и по значительному снижению расхода топлива. Но работу над "Дебошем" закрыли "в целях экономии средств". И что любопытно, спустя много лет к идеям авторов "Дебоша" вернулись в НПО "Сатурн" при создании нового турбореактивного двигателя для военно-транспортного самолета Ил-6.

Осваивая новейшую реактивную технику, коллектив моторостроителей решал одновременно и еще одну задачу большого народнохозяйственного значения - изготовление дизельных двигателей для тракторных заводов на Украине и в Белоруссии. В рамках объединения появилось самостоятельное структурное подразделение - "Дизельный завод", который за время своего существования выпустил свыше двух миллионов таких двигателей. Ну а чтобы "разрядить" существовавший в стране дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов "Буран" и сепараторов молока.

При Дерунове объединение имело в среднем восьмипроцентный рост объемов производства и производительности труда в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование.

Мысли Павла Федоровича о доминировании научно-технического прогресса в промышленной политике государства и сегодня звучат очень современно. Особенно на фоне разгрома российской индустрии, учиненного дорвавшимися до власти "рыночниками".

Этот всесторонне подготовленный, порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, едва успевал отвечать на приветствия встречных рыбинцев. Работавшие вместе с Деруновым только диву давались, как у него хватало на все времени: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строившиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И еще выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР. Но удивляться этому вряд ли стоило. Ведь рабочий день директора длился, как правило, 12 - 14 часов. Павел Федорович мог долго выдерживать такую нагрузку благодаря семье, в первую очередь жене - Зое Афанасьевне, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда. Как и многим талантливым людям, ему были подвластны скрипка и фортепьяно, а при необходимости мог стать на место станочника и конструктора, сесть за руль грузовика.

Он никогда не трудился только для себя и часто повторял народную мудрость: "От трудов праведных не наживешь палат каменных". Дерунов их и не нажил. Но он оставил горожанам возведенные благодаря его усилиям уникальные объекты городской инфраструктуры: Дворец спорта "Полет" с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион "Сатурн", станцию юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детскую поликлинику, базу отдыха "Кстово"... Эти объекты стали прижизненными памятниками П.Ф.

Дерунову. Кроме того, каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей. Звание почетного гражданина Рыбинска было присвоено ему по праву.

Нельзя сказать, что это ему давалось легко. Не обходилось без министерских и местных выговоров. Дерунов не был сговорчив и покладист, но не был и капризен: уважал чужую инициативу и умел признавать собственные ошибки. Никому из нас, близко знавших и наблюдавших неутомимую работу Дерунова, не хотелось думать, что к любому человеку рано или поздно приходят болезни, от которых не спрятаться, не скрыться. После случившегося в 1986 году инфаркта Павел Федорович обратился к министру авиационной промышленности с просьбой немедленно освободить его от должности, искренне считая, что руководитель должен быть здоров, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

А оправившись от болезни, сначала перешел на рядовую инженерную работу, но вскоре ушел с предприятия окончательно. Так остался невостребованным уникальный опыт, который мог бы пригодиться заводу еще на долгое время.

Перестройка("катастройка"

Эти нерадостные события в жизни Павла Федоровича совпали с начавшейся в стране так называемой перестройкой. Дерунов раньше многих услышал ее фальшивые трели, когда под лозунгом "Больше демократии - больше социализма" началось разрушение экономики и советского общественного строя. Он открыто выступал против горбачевского курса в письмах в ЦК КПСС и публикациях в СМИ. Как хозяйственника его волновало, что научно-технический прогресс перестал иметь решающее значение в развитии отечественного производства, что с вытеснением плановой системы власть пытается "выплеснуть с водой ребенка". В открытом обращении к Горбачеву Дерунов писал: "Так неужели Вы после длительной, тяжелой борьбы народа за социалистический образ жизни поменяете наш строй на капиталистическое общество, где все построено на личном, материальном интересе, эгоизме, когда человек превращается в стяжателя, спекулянта, взяточника, карьериста... поменяете на общество, где мораль, совесть, честность, порядочность, культура продаются и покупаются?" История ответила на этот вопрос к Горбачеву: "поменял и предал", став вместе с Ельциным инициатором разрушения Советского Союза.

Основной удар наносился по промышленности. Уже в начале 90-х годов многие из заводов Рыбинска начали банкротить и закрывать.

Дерунов с болью наблюдал за этим процессом. Коммунисты города никогда не забудут, как повел себя Павел Федорович во время запрета Компартии, когда на все советское обрушилась машина буржуазной пропаганды. Он был одним из тех, у кого душа и совесть оказались в ладу с коммунистическими взглядами. Он принадлежал к тому типу людей, которые не "подстраиваются" под политическую конъюнктуру и не меняют как перчатки свои убеждения. Оставаясь до конца своих дней коммунистом, он не чурался никакой черновой и будничной работы в КПРФ, начиная со сбора подписей избирателей во время предвыборных компаний, выступлений на митингах.

Скончался Павел Федорович Дерунов 30 июня 2001 года. Рыбинск осиротел. Ушел неординарный человек, который был его гордостью.

С инициативой увековечения памяти легендарного директора выступили работники НПО "Сатурн" и городское отделение КПРФ. Был издан альбом "Дерунов", в котором представлено около 200 профессиональных и любительских фотоснимков. На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года был торжественно открыт памятник П.Ф. Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание.

Трудными для рыбинских моторостроителей былигоды перестройки и время "лихих 90-х". И все-таки завод выжил благодаря кадровому и технико-технологическому заделу, созданному при Дерунове. А угрозы со стороны Запада заставили и руководство России обратить внимание на объединение, имеющее прочный фундамент для развития. Отсюда - неоднократные посещения НПО "Сатурн" президентом РФ В.В. Путиным и министрами, отвечающими за состояние военно-промышленного комплекса. Осуществив на своем предприятии в конце ХХ - начале XXI века очередную модернизацию производства, моторостроители не только выстояли сами, но и "породили" несколько предприятий, усиливших промышленный потенциал страны: заводы "ОДК - Газовые турбины" и "Русская механика". С НПО "Сатурн" связано и преобразование Рыбинского авиационного вуза в университет.

Столетие П.Ф. Дерунова - очередной повод осознать, как может один человек своим талантом и верой в дело, которому служил, ярко вписать свое имя в историю города и страны.

Константин КУЗНЕЦОВ. Кандидат исторических наук, профессор. г. Рыбинск.

Кузнецов Константин