Жан Бар: биография. Линкор Жан Бар – счастливое спасение Жан бар

В мае 1936 года сразу две судостроительные верфи Сен-Назера приступили к постройке современного французского линкора «Жан Бар», в некоторой степени, подобного тому, чья постройка уже была начата в Бресте и в дальнейшем ставшего известным как «Ришелье». Применение современных усовершенствованных технологий позволили сократить строительство на целых 10 месяцев, что в связи с трудной политической ситуацией было как нельзя кстати. 12 декабря этого же года произошла официальная церемония закладки линкора , спуск же на воду планировалось осуществить в декабре 1939 года, но он был отложен еще на год, поскольку поставщики в условиях начавшейся войны задержали поставку необходимого для окончания строительства оборудования и материалов.

С целью ускорения процесса правительству пришлось довести количество рабочих занятых в строительстве до 3 тысяч человек, работавших свыше 12-15 часов в сутки. Благодаря этим своевременно предпринятым мерам судно всплыло в судостроительном доке уже в начале марта 1940 года, то есть намного раньше запланированного срока.

Линкор «Жан Бар»

После того, как в конце весны произошло вторжение частей вермахта во Францию «Жан Бар» стал объектом для массированных авиационных налетов немецких самолетов, из-за которых строительные работы были на некоторое время заморожены, а большая часть рабочих распущена. Официально в состав флота линкор должен был быть включен не ранее октября 1940 года, но к началу лета на нем практически не стояло никакого вооружения, не было двигателей и гребных винтов, это был всего лишь обычный остов, требующий тщательной доработки.

Осознавая насколько рискованным, является присутствие линкора этого класса, пусть и не оснащенного, в городе, который вот-вот будет оккупирован врагом, правительство приказало собрать рабочих и оборудовать корабль всем необходимым оборудованием во временном порядке. Работы по оснащению судна должны были быть завершены не позже 20 июня, так как именно к этому времени по расчетам военных немцы должны были подойти на подступы к городу.

Положение затруднялось еще и тем, что ширина корабля составляла свыше 35 метров, что было гораздо меньше ширины канала, ведущего из Луары в сторону моря. Канал нужно было в срочном порядке углублять и расширять не менее чем до 56 метров. Необходимо было проделать крупномасштабные копательные работы на расстояние, превышающее 200 метров в длину, потому к ним приступили немедленно уже 25 мая, не дожидаясь официального подтверждения от правительства, которое к тому времени ничего в действительности не контролировало.

К строительным работам были привлечены тысячи рабочих, рабочий день их был максимально увеличен и доведен до 18 часов с короткими перерывами на обед, завтрак и ужин.


Французский линкор «Жан Бар»

В первых числах июня на линкоре были установлены валы и гребные винты, поступившие из Бреста, где к тому времени уже была завершена постройка «Ришелье». В это же время были проведены испытания трех паровых котлов, балансировки руля, гребного винта и вала. В качестве оружия на линкоре были установлены 80-ти и 90-миллиметровые зенитки, поскольку монтаж орудий более мощного калибра задерживался из-за элементарного отсутствия таковых. Необходимо отметить, что большая часть все же установленных крупнокалиберных орудий запалов и устройств для осуществления выстрела не имела, что держалось в большой тайне, из опасения того, что данная информация дойдет до немецких шпионов и нападение последует незамедлительно.

16 июня в паровых котлах впервые был разведен пар, а спустя 2 дня рабочие скрепили винты с валами, установили компас, телеграф и временный телефон, сигнальных фонарей устанавливать не стали, ограничились обеспечением командного состава достаточным количеством сигнальных флажков. В полдень 18 июня поступило известие о том, что немецкие войска находятся всего в 65 километрах от города, пора было уходить, но систему корабля все еще были не до конца отлажены, то и дело проявлялись неисправности, возникали поломки и даже небольшие возгорания, с которыми команда весьма успешно справлялась. К тому же дело значительно осложнялось еще и тем, что из-за постоянных бомбардировок рабочие не успели углубить канал на необходимую глубину, все надежды возлагались на хороший прилив, который и должен был подхватить судно, сняв его практически с отмели.

Проблемы возникали также и с определением места будущей дислокации линкора, вначале его планировали направить в Марокко, но в дело вмешались англичане и предложили помочь с доставкой корабля к берегам Англии, где он мог бы быть доделан. С планами английского правительства правительство французское было согласно не в полной мере, потому, когда было принято окончательное решение о времени выхода из порта постройки, линкор взял курс на Касабланку .

Выход линкора, как и положено, был осуществлен 20 числа, несмотря на то, что событие это держалось в строжайшей тайне, немецкая разведка все равно дозналась о нем и на перехват и уничтожение корабля были посланы самолеты, успевшие нанести еле державшемуся на плаву линкору значительные повреждения, прежде чем их успела отогнать французская авиация.

В Касабланку линкор прибыл 23 числа и практически сразу же на нем начался демонтаж лишнего оборудования и вооружения, с корабля сняли пушки, укрепив ими береговую батарею, а вместо них смонтировали более легкие орудия, рассчитанные в основном на создание заградительного заслона с воздуха, из-за чего «Жан Бар» практически утратил статус линкора и превратился во всего-навсего плавучую батарею. В этом статусе простоял французский линкор в порту Касабланки вплоть до начала 1943 года, то есть до времени завоевания порта англичанами и американцами.


Переоборудованный линкор «Жан Бар»

Французы надеялись отправить линкор вместе с другим линкором - «Ришелье» в Америку, для ремонта и переоснащения, на этот счет было разработано сразу два плана, но оба они остались нереализованными. К концу войны французам пришлось признать, что линкор является сильно устаревшим и требующим серьезного ремонта судном, потому все же решено было оставить его во Франции, где он прошел кое-какой ремонт и даже успел поучаствовать в послевоенной высадке французского десанта в Индокитае.

После переоборудования «Жан Бар» имел длину 247 и ширину 35.5 метров, при водоизмещении свыше 48 тысяч тонн и скорости более 32 узлов в час.

Списан на слом линкор был лишь в июне 1970 года, попытки превратить его в плавучий музей Второй мировой войны успеха не имели, так как не нашлось желающих финансировать этот проект.

21 октября 1651 - 27 апреля 1702

французский военный моряк и капер, национальный герой Франции. Был потомственным моряком и рыбаком. У его предков, по-видимому, были фламандские корни, поскольку Дюнкерк в те времена был также заселён и представителями данной народности.

Биография

Жан Бар родился в семье Корнилия Бара и Катерины Янссен. Предками Жан Бара были потомственные моряки и рыбаки, совмещавшие временами свою профессию с ремеслом корсара. У его предков, по-видимому, были фламандские корни, поскольку Дюнкерк в те времена был также заселён и представителями данной народности.

Дед будущего капера - Корнелий Бар командовал корсарскими кораблями и умер от ран, полученных в бою. Двоюродный дед - капер Ян Якобсен прославился, защитив ценой своей жизни отход кораблей товарищей. Отец Жана, носивший как и дед имя Корнелий, также погиб в бою будучи корсаром, оставив после себя двух маленьких сыновей: Жана и Гаспара. Первый, с возраста 12 лет продолжил семейную традицию начал плавать на каботажных судах и рыболовных ботах в Северном море и Ла-Манше. С самого начала своей карьеры, Жан выделялся среди сверстников находчивостью и решительностью, в связи с чем рос в должностях: юнга, матрос, помощник капитана. Способный юноша успел повоевать против Англии в составе голландского флота, под командованием знаменитого адмирала де Рюйтера во время Второй англо-голландской войны. Однако с началом Голландской войны (1672-78) Бар перешёл на французскую службу.

Голландская война

С началом войны, молодой Жан Бар возрасте 21 год поступил на службу на корсарский корабль, а в 1674 году стал капитаном корсарского галиота «Руа Давид». По одним данным его назначили на эту должность, по другим, он снарядил корабль на собственные сбережения. Корабль был небольшим. Вооружение его составляли всего 2 пушки, а команда насчитывала 36 человек. И в первом же бою у острова Тексель корсару повстречался голландский фрегат имевший 18 орудий и 60 человек на борту, который взяли на абордаж в жестоком рукопашном бою. Количество пушек на борту не имело для корсара большого значения, свои призы он предпочитал брать на абордаж.

Слава и успехи, а также богатые трофеи позволили молодому корсару вступить в сообщество арматоров - судовладельцев Дюнкерка . Судовладельцы доверили Бару десятипушечный фрегат «Руаяль», назначив его капитаном. На нём в 1674-1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский 12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер».

Следующим кораблем Бара стал 18-пушечный «Пальма», на котором он в 1676 и 1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным кораблем «Нептун». После захвата последнего, корсар попал в поле зрения министра Жана Батиста Кольбера и лично Людовика XIV . 18 сентября 1676 года Кольбер написал интенданту королевского флота в Дюнкерке Юберу:

После этого Жан Бар стал популярным в Дюнкерке, о нём ходили легенды, но моряк продолжал свою карьеру: командуя 14-пушечным «Дофином» в 1676, 1677 и 1678 годах Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат «Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; И командуя кораблем «Марс» - 2 судна в 1678.

Всего, до заключения Нимвегенского мира в 1678 году, Бар, командуя небольшими судами и хорошо зная район боевых действий захватил по разным данным от 74 до 81 приза.

В борьбе с пиратами

8 января 1679 года король произвел Бара в капитан-лейтенанты королевского флота. С окончанием войны Жан Бар на некоторое время оказался не у дел. В это время он сражался на Средиземном море против североафриканских пиратов. В 1686 году он предпринял смелый набег на марокканский портовый город Сале - главное убежище мавританских корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привез 550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его произвели в «капитаны фрегата» королевского флота.

Биография

Жан Бар родился в семье Корнилия Бара и Катерины Янссен. Предками Жан Бара были потомственные моряки и рыбаки, совмещавшие временами свою профессию с ремеслом корсара. У его предков, по-видимому, были фламандские корни, поскольку Дюнкерк в те времена был также заселён и представителями данной народности.

Дед будущего капера - Корнелий Бар командовал корсарскими кораблями и умер от ран, полученных в бою. Двоюродный дед - капер Ян Якобсен прославился, защитив ценой своей жизни отход кораблей товарищей. Отец Жана, носивший как и дед имя Корнелий, также погиб в бою будучи корсаром, оставив после себя двух маленьких сыновей: Жана и Гаспара. Первый, с возраста 12 лет продолжил семейную традицию начал плавать на каботажных судах и рыболовных ботах в Северном море и Ла-Манше. С самого начала своей карьеры, Жан выделялся среди сверстников находчивостью и решительностью, в связи с чем рос в должностях: юнга, матрос, помощник капитана. Способный юноша успел повоевать против Англии в составе голландского флота, под командованием знаменитого адмирала де Рюйтера во время Второй англо-голландской войны. Однако с началом Голландской войны (1672-78) Бар перешёл на французскую службу.

Голландская война

С началом войны, молодой Жан Бар возрасте 21 год поступил на службу на корсарский корабль, а в 1674 году стал капитаном корсарского галиота «Руа Давид». По одним данным его назначили на эту должность, по другим, он снарядил корабль на собственные сбережения. Корабль был небольшим. Вооружение его составляли всего 2 пушки, а команда насчитывала 36 человек. И в первом же бою у острова Тексель корсару повстречался голландский фрегат имевший 18 орудий и 60 человек на борту, который взяли на абордаж в жестоком рукопашном бою. Количество пушек на борту не имело для корсара большого значения, свои призы он предпочитал брать на абордаж.

Слава и успехи, а также богатые трофеи позволили молодому корсару вступить в сообщество арматоров - судовладельцев Дюнкерка. Судовладельцы доверили Бару десятипушечный фрегат «Руаяль», назначив его капитаном. На нём в 1674-1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский 12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер».

Следующим кораблем Бара стал 18-пушечный «Пальма», на котором он в 1676 и 1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным кораблем «Нептун». После захвата последнего, корсар попал в поле зрения министра Жана Батиста Кольбера и лично Людовика XIV. 18 сентября 1676 года Кольбер написал интенданту королевского флота в Дюнкерке Юберу:

«Его Величество был очень обрадован известием, что капер из Дюнкерка под командой Жана Бара захватил голландское военное 32-пушечное судно. Признавая чрезвычайно важным поощрять этих капитанов продолжать войну, которую они ведут против голландцев, Вы, г-н Юбер, найдете прилагаемую к письму золотую цепочку, которую Его Величество пожелал презентовать капитану Жану Бару в награду за его подвиг. Его Величество мог бы получить огромную пользу от упомянутых дюнкеркских капитанов, составь они из судов своих эскадру… а посему приказываем… тщательно выяснить, согласятся ли они повиноваться избранному ими флагману… в случае, если Его Величество снабдит их для корсарства судами… Его Величество особенно запрещает Вам… г-н Юбер, сообщать обо всем здесь сказанном кому бы то ни было, дабы воля Его Величества не дошла преждевременно».

После этого Жан Бар стал популярным в Дюнкерке, о нём ходили легенды, но моряк продолжал свою карьеру: командуя 14-пушечным «Дофином» в 1676, 1677 и 1678 годах Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат «Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; И командуя кораблем «Марс» - 2 судна в 1678.

Всего, до заключения Нимвегенского мира в 1678 году, Бар, командуя небольшими судами и хорошо зная район боевых действий захватил по разным данным от 74 до 81 приза.

«Ришелье» и «Жан Бар» были самыми большими линкорами из когда-либо построенных во Франции - именно той стране, которой военно-морская история и обязана появлением в 1860 году первого мореходного броненосного линейного корабля. Волей судьбы оказалось, что именно «Жан Бар» стал, и скорее всего останется, последним в мире введенным в строй представителем этого класса кораблей, который почти столетие являлся олицетворением морской мощи.

По признанию многих специалистов корабли типа «Ришелье» стали наиболее новаторскими среди так называемых «35000-тонников» или «договорных линкоров», к строительству которых после длительного перерыва, обусловленного подписанным в 1922 году Вашингтонским договором по ограничению морских вооружений, приступили все ведущие морские державы. Практически во всей западной военно-морской технической литературе отмечаются хорошая сбалансированность проекта «Ришелье» и заложенные в него смелые, если не сказать революционные, конструкторские идеи, чем всегда отличались французы. К наиболее значимым относят расположение орудий главного калибра в двух носовых четырехорудийных башнях, сосредоточение энергетической установки всего в четырех отсеках, мощную вспомогательную батарею, обладавшую благодаря большим углам возвышения универсальными свойствами, а также продуманную систему противоторпедной защиты, отличавшуюся от традиционных большой глубиной (самой большой среди всех кораблей в мире) и сочетанием пустых отсеков системы контр-затопления с заполненными водоотталкивающим материалом. Да и броневую защиту жизненно важных частей «Ришелье» и «Жана Бара» часто называют самой лучшей в мире, ставя их по этому показателю даже выше японского суперлинкора «Ямато» (в основном из-за лучшего качества французской брони). Практически все эти новшества французы ввели на двух предыдущих своих линкорах - «Дюнкерке» и «Страсбурге», на которые корабли типа «Ришелье» так сильно походили по внешнему виду, что только очень опытным взглядом их можно было отличить друг от друга. Увеличение водоизмещения позволило повысить калибр главной и вспомогательной батареи, толщину брони и глубину противоторпедной защиты, а также установить более мощную энергетическую установку, чтобы обеспечить при этом принятую для новых французских кораблей всех классов 30-узловую скорость.

К сожалению, все эти лестные для французских кораблестроителей отзывы остались, во многом, чисто теоретическими. «Ришелье» и «Жан Бар» не успели войти в строй в начале второй мировой войны и оказались «заложниками» у французской армии, которая слишком быстро потерпела поражение от германского Вермахта. Правда, в отличие от «Дюнкерка» и «Страсбурга», в ноябре 1942 года затопленных экипажами в Тулоне, почти укомплектованный «Ришелье» и еще не вполне законченный постройкой «Жан Бар» смогли уйти в порты Африки, куда немцам, при всем их желании, добраться было невозможно. Но скованные жесткими условиями перемирия самые мощные французские корабли так и не смогли показать на что они способны в открытом бою. Первыми целями, по которым стреляли их мощные орудия, оказались корабли бывших союзников, которые, в свою очередь, приложили все усилия, чтобы «Ришелье» и «Жан Бар» не могли войти в строй. И только в конце войны, когда ее исход уже ни у кого не вызывал сомнения, а единственным видом операций для линкоров стали обстрелы берега при поддержке десантов, первому из них после обширной модернизации в США удалось принять участие в боевых действиях, но… на Тихом океане и против единственного оставшегося серьезного противника стран антигитлеровской коалиции - императорской Японии. В конце концов, оба корабля оказались в строю французского флота, где без всяких громких событий прослужили до конца 60-х годов, после чего их постигла бесславная участь проданных на слом. Тем не менее, как выдающиеся образцы военного кораблестроения, эти корабли заслуживают, чтобы о них рассказали подробнее…

Ришелье (Richelieu) Арман Жан дю Плесси (1585–1642), кардинал (с 1622 г.), с 1624 г. глава королевского совета, фактический правитель Франции. В ходе проводимых им военных реформ многое сделал для французского флота. Жан Бар (Jean Bart), знаменитый капер, прославившийся в боях с голландцами и англичанами, вице-адмирал (1697 г.) французского флота.

История проектирования

Вашингтонский морской договор 1922 года, установивший предел стандартного водоизмещения линкоров в 35000 т («длинных» тонн по 1016 кг) и предел калибра их орудий в 406 мм, объявил так называемые «линкорные каникулы», запрещавшие строительство кораблей этого класса до 1930 года. Франции и Италии в виде компенсации за отказ закончить строительство начатых в годы мировой войны новых линкоров было разрешено начать постройку «договорных» кораблей до истечения указанного срока. Тяжелая экономическая ситуация и постоянно проводимые дипломатические переговоры долгое время не позволяли обеим странам взяться за дело, хотя конструкторские проработки проектов велись с должной интенсивностью. Только в 1932 году французский парламент санкционировал закладку первого линкора нового поколения - «Дюнкерка», а спустя два года и однотипного «Страсбурга». По многим причинам, как экономическим, так и политическим, их стандартное водоизмещение (26500 Т) оказалось гораздо ниже разрешенного, но в проект были заложены те конструкторские концепции, которые стали основой и для более мощных кораблей.

На формирование мнения Высшего Совета флота, отвечавшего за кораблестроительную политику, относительно облика будущих линкоров наибольшее влияние оказали два события. В 1933 году Германия приступила с постройке третьего корабля серии так называемых «карманных линкоров» и было известно, что планируются еще два. А в 1934 году лидер фашистской Италии Бенито Муссолини объявил о намерении построить два 35000-тонных корабля, вооруженных 380-мм орудиями. Наряду с уже начавшейся модернизацией двух старых итальянских дредноутов типа «Джулио Чезаре» (ответ на постройку «Дюнкерка») это означало, что Франция сталкивается с перевооружением своих главных соперников по Атлантике и Средиземноморью.

25 июня 1934 года Высший Совет обсудил сложившуюся ситуацию и спланировал ответные действия. Двух быстроходных линкоров типа «Дюнкерк» с 330-мм орудиями главного калибра (ГК) вполне хватало, чтобы противостоять германским дизельным «карманникам» с 283-мм артиллерией, но для сохранения баланса сил на Средиземном море следовало построить два 35000-тонных линкора, вооруженных 380-мм или 406-мм ГК, Проект корабля, удовлетворявшего вашингтонским лимитам, получил официальное обозначение «PN 196» и 24 июля к нему сформулировали следующие требования:

Проектные требования к линкору в 35000 т

Стандартное водоизмещение - 35000 т (35562 т)

Вооружение - 8 или 9 380-мм или 406-мм в 3- или 4-орудийных башнях; универсальные пушки среднего калибра, расположенные как на «Дюнкерке»

Скорость - 29.5-32 узла

Защита - пояс 360 мм с наклоном 11,3°, главная палуба 160+15, нижняя 40, скосы 50; противоторпедная как на «Дюнкерке»

(1650-1702)

Жан Бар (Jean Bart) – самый знаменитый французский корсар эпохи Людовика XIV, прославившийся многочисленными сражениями в водах Европы и Северо-Западной Африки. Был кавалером ордена Св. Людовика; во Франции считается национальным героем.

Он родился в Дюнкерке 21 октября 1650 года в семье рыбака, бывалого моряка и корсара Корниля Бара. Дед Жана Бара по отцовской линии, Люк Бар, тоже был известным корсаром (как и дед по материнской линии – фламандец Михел Якобсзоон).

Жан Бар. Гравюра XVIII в.

С 12 лет наш герой начал плавать на каботажных судах в Северном море и Ла-Манше – сначала юнгой, потом матросом, а в 1666 году стал помощником капитана на бригантине «Кошон Грас». Долгое время он служил в голландском флоте под командованием знаменитого адмирала Михела де Рёйтера, но когда Франция вступила в войну с Голландией (1672), он вернулся в Дюнкерк, стал корсаром и начал охотиться за торговыми судами противника.

С 1674 по 1678 год Бар захватил 74 судна. На двухпушечном «Руа Давиде» (с командой из 36 человек) им в первой половине 1674 года было взято 6 вражеских судов, в том числе голландская бригантина с углем, 10 пушечный голландский бриг с вином и испанский 18 пушечный фрегат; на 10 пушечной бригантине «Ла Руаяль» во второй половине 1674 года и в 1675 году Жан Бар захватил 26 судов, в том числе 8 пушечное голландское судно «Гренландия», голландский 12 пушечный фрегат «Эсперанс», 12 пушечный корабль «Герб Гамбурга» (на нем нашли богатый груз золотого песка, слоновой кости и сахара) и 18 пушечный корабль «Бергер».

На 18 пушечном фрегате «Пальм», имевшем на борту 150 членов команды, он в 1676 и 1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24 пушечным голландским фрегатом «Сванембург», прекрасным 32 пушечным кораблем «Нептун» и ост-индским судном «Пеликан», в трюмах которого находились пряности, индиго и красильное дерево.

В 1676 году Жан Бар попал в поле зрения Людовика XIV и его всесильного министра Кольбера. 18 сентября того же года Кольбер писал интенданту королевского флота в Дюнкерке господину Юберу: «Его Величество был очень обрадован известием, что корсарский корабль из Дюнкерка под командованием капитана Жана Бара захватил голландский военный корабль с тридцатью двумя пушками (имеется в виду “Нептун”. – В.Г. ). Признавая чрезвычайно важным поощрение этих капитанов… Его Величество соизволил распорядиться, чтобы вы передали капитану Жану Бару прилагаемую золотую цепь в качестве награды за его храброе деяние, которое он совершил».

На 30 пушечном «Дофине», в команде которого насчитывалось почти 200 моряков, Бар в 1676, 1677 и 1678 годах захватил 7 богатых призов, включая 32 пушечный голландский фрегат и 3 судна, принадлежавшие корсарам из Остенде; на 32 пушечном «Марсе» в 1678 году им было взято 2 приза – бриг «Сан-Мартин» с вином из Испании и судно «Сан-Антонио».

8 января 1679 года король произвел Бара в капитан-лейтенанты королевского флота. Когда война с Голландией завершилась Нимвегенским миром (1679), Жан Бар на некоторое время оказался не у дел.

В июне 1681 года он снова вышел в море, на сей раз с 2 небольшими судами – 14 пушечным «Випером» и 12 пушечным «Арлекином», получив задание атаковать пиратов из марокканского порта Сале. Два года спустя Бар отправился к берегам Пиренейского полуострова – на этот раз на 36 пушечном «Серпане». Ему удалось захватить испанский транспорт, шедший из Кадиса на Балеарские острова. Позже его перевели служить лейтенантом на военный корабль «Модере», который патрулировал воды Средиземного моря. Бар участвовал в бомбардировке Кадиса, захвате Генуи и нападениях на испанские корабли; в этих сражениях он был несколько раз ранен, после чего вынужден был вернуться в Дюнкерк на лечение.

Между тем назревал крупный военный конфликт между Францией и коалицией европейских держав, объединившихся в 1686 году в Аугсбургскую лигу (Испания, Голландия, Швеция и др.). Позже к коалиции присоединилась Великобритания. В 1688 году Жан Бар получил приказ возглавить эскадру фрегатов для действий на голландских и английских морских коммуникациях. Ему были переданы 24 пушечный фрегат «Ла Райез» и 16 пушечный «Серпан». В апреле 1689 года, крейсируя в Ла-Манше, он обнаружил голландскую торговую флотилию, эскортируемую 50 пушечным военным кораблем «Морской конек». Долг обязывал королевского офицера Бара сразиться с последним, и его «Ла Райез» не уклонился от боя. Сражение против голландца было яростным и кровопролитным. В итоге, когда оба судна были изрядно разбиты артиллерийским огнем, а голландский капитан замертво упал на окровавленную палубу, его первый помощник сдал корабль Бару. «Серпан» между тем захватил 10 торговых судов. Понимая, что изувеченный «Ла Райез» может пойти ко дну, Бар перебрался с уцелевшей частью команды на «Серпан». Вскоре ему пришлось выдержать еще один бой – на этот раз с английским судном. И снова победа досталась французам.

В мае 1689 года Жан Бар, командовавший 28 пушечным фрегатом «Ле Же», и его компаньон Клод де Форбэн, командовавший фрегатом «Ла Райез», охраняли торговый караван из 30 судов на маршруте Гавр – Брест. 22 мая на траверзе острова Уайт им повстречались 2 сильных английских фрегата. На военном совете Бар решил с «Ле Же» и «Ла Райез» атаковать 48 пушечный фрегат «Нансач», а три вооруженных купеческих судна бросить на второй английский фрегат, на борту которого насчитывалось 44 пушки. Когда началось сражение, «купцы», поймав ветер, неожиданно ушли с поля боя, и высвободившийся второй английский фрегат поспешил на помощь «Нонсачу». Неравный бой длился около трех часов, и к моменту сдачи на французских судах не было ни мачт, ни пороха. Бар был легко ранен в голову, но Форбэн получил семь ранений. Пленных корсаров англичане доставили в Плимут и поместили в небольшой гостинице, превращенной в тюрьму. Через 12 дней, подкупив охрану, французы совершили дерзкий побег. На украденной лодке они за двое суток пересекли Ла-Манш и благополучно достигли берегов Франции.

В 1690 году, командуя 36 пушечным «Альсьоном», он уничтожил голландский рыболовный флот, захватил два корабля с датскими солдатами и 10 торговых судов из Гамбурга. В 1691 году, воспользовавшись штормом, Бар и Форбэн с несколькими кораблями прорвались сквозь строй англо-голландской эскадры контр-адмирала Джона Бенбоу, блокировавшей Дюнкерк, и через неделю захватили 4 английских судна, направлявшиеся в Россию, в порт Архангельск. Затем корсары сожгли голландский сельдяной флот (86 судов) и 6 китобоев. В 1692 году, появившись у английского побережья, Бар высадил десант у Ньюкасла, разорил окрестности, сжег замок Уодрингтон и 200 домов, вновь прорвал блокаду у Дюнкерка и вернулся в родную гавань с призами на 1 млн 500 тыс. ливров. В конце того же года он на «Графе», сопровождаемый «Геркулесом» и «Тигром», разгромил голландский торговый флот в составе 16 судов и захватил военный корабль. Король оказал Бару честь, приняв его в своем дворце в Версале. В 1693 году, командуя «Глорией», он отличился при захвате французским флотом под командованием графа де Турвиля каравана торговых судов из Смирны. Тогда Бар настиг у входа на рейд португальского порта Фару 6 голландских судов, груженных шелком, загнал их на мель и сжег. Затем, сопровождаемый 5 судами, он вернулся в Ла-Манш и перехватил англо-голландский хлебный караван.

Очередные победы были одержаны Баром в 1694 году. Король поручил ему привести из Норвегии в голодающую Францию огромный хлебный караван (более 100 судов). Обманув бдительность блокирующей английской эскадры, Бар вышел в открытое море. Его флотилия состояла из 6 кораблей, имевших на борту 312 пушек; флагманом был «Мавр». Не дойдя до Норвегии, корсары обнаружили, что торговый караван с хлебом уже перехвачен голландской эскадрой из 8 кораблей под командованием контр-адмирала Гидда де Фриса. Недалеко от Текселя Бар решил атаковать неприятеля. Обменявшись с противником орудийными залпами, «Мавр» сцепился с флагманом голландцев. В разгар абордажного боя Бар тремя сабельными ударами поверг де Фриса на палубу, и через полчаса голландский флагман сдался. Были захвачены и 2 других корабля; пять оставшихся обратились в бегство. Заодно Бар захватил несколько английских фрегатов и 30 торговых судов с провизией и боеприпасами. Призы были доставлены в Дюнкерк, а 80 судов, груженных зерном, продолжили свой путь в Кале, Дьепп и Гавр. Двор узнал об этом подвиге во время церемонии утреннего туалета Людовика XIV в понедельник 5 июля 1694 года. По повелению короля Жану Бару были пожалованы дворянский титул, орден Св. Людовика и право иметь золотую лилию в своем гербе. На памятной медали, отчеканенной в честь упомянутой победы, стоит надпись: «Франция обеспечена хлебом благодаря заботам короля после разгрома голландской эскадры».

В августе 1695 года Жан Бар и граф де Реленг оказали героическое сопротивление англичанам, которые подвергли бомбардировке Дюнкерк. В память об этом событии была также выпущена медаль. Летом 1696 года шевалье Бар во главе эскадры из 7 фрегатов, 1 брандера и 3 корсарских судов снова прорвал англо-голландскую блокаду Дюнкерка и 18 июня встретил у Доггер-Банки голландскую торговую флотилию с хлебом, конвоируемую 5 военными кораблями. В результате боя ему удалось захватить 45 торговых судов стоимостью 20 млн ливров (по другой версии, было захвачено и сожжено 30 торговых судов и 3 военных корабля).

В начале сентября 1697 года Бар с 7 кораблями выскользнул из блокированного противником Дюнкерка, чтобы выполнить чрезвычайно ответственную миссию – доставить в Данциг (совр. Гданьск) претендента на польскую корону принца де Конти. Рейс в Данциг оказался последним заметным событием в морской биографии Жана Бара. После подписания Рисвикского мира (1697) корсарские поручения были отменены, и Бар осел на берегу. В 1701 году, когда началась Война за испанское наследство, Бар возглавил Дюнкеркскую эскадру. Ранней весной 1702 года, занимаясь снаряжением кораблей, он простудился и 20 (27) апреля умер от воспаления легких.

Один из биографов великого корсара писал: «Король Людовик XIV, узнав о смерти Жана Бара, поражен был горестью. Скоро известие распространилось по всей Европе, произведя всеобщую печаль во Франции. Сами неприятели воздали его достоинствам дань… Все жители Дюнкерка орошали слезами гроб его… Преждевременная смерть похитила его у славы… но слава за него отомстила, наградив его бессмертием».

Жан Бар был дважды женат и имел тринадцать детей, из которых лишь шестеро смогли пережить своего отца. Самым известным среди его сыновей был Франсуа-Корниль Бар, ставший вице-адмиралом французского флота. Бронзовый памятник Жану Бару был установлен в его родном Дюнкерке в 1845 году.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Рене ДЕКАРТ (1596–1650) французский математик, философ, физик Уединение нужно искать в больших городах. * * * Всего справедливее на свете разделен здравый смысл: никто не жалуется, что его обделили. * * * Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Из книги 100 великих дипломатов автора Мусский Игорь Анатольевич

ДЖОН ЧЕРЧИЛЛЬ (1650–1722) Герцог Мальборо (1702), английский полководец и государственный деятель, генерал-фельдцейхмейстер (1702). Принадлежал к партии вигов. Во время войны за Испанское наследство - главнокомандующий английской армией на континенте (до 1711 года). Один из

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

ВИЛЬГЕЛЬМ III ОРАНСКИЙ (1650–1702) Штатгальтер Республики Соединенных провинций (Голландской республики) (1672–1689). Король Англии (1689–1702). Выступив организатором антифранцузской коалиции, завершил войну против Франции подписанием Нимвегенских мирных договоров (1678–1679). В 1689

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

49. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596–1650) Рене Декарт, знаменитый французский философ, ученый и математик, родился 1596 году в деревне Ла Гайе. В молодости он посещал прекрасную школу иезуитов, коллеж Ла Флеше. В двадцатилетнем возрасте Декарт получил в университете Потье степень юриста, но

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

Нелли Гвин (1650–1687) Английская актриса, возлюбленная короля Карла II, от которого имела двоих детей. Пользовалась расположением короля до самой его смерти. * * *…В один из солнечных дней 1675 года миниатюрная, рыжеволосая Нелли Гвин, в детстве разносившая горячительные

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Пьер Бар (Брэха) (ок. 1650-1685) Пьер Бар (Pierre Bart) – французский флибустьер, известен также как Абрахам и Брэха (Breha). Участвовал во многих антииспанских походах в бассейне Карибского моря и в Мексиканском заливе во второй половине XVII века.Пьер Бар родился в Ване (на юге Бретани)

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

Бартоломью Шарп (1650 – ок. 1705) Бартоломью Шарп (Bartholomew Sharp) – один из наиболее популярных флибустьерских вожаков 70-80 х годов XVII века, соратник капитана Джона Коксона. Прославился не только пиратскими похождениями в Карибском море и Тихом океане, но и дневником, в котором

Из книги автора

РЕНЕ ДЕКАРТ. (1596-1650) Р. Декарт (Descartes)- великий французский философ, математик, естествоиспытатель, является родоначальником науки и рационализма Нового времени. Его жизнь - это история его мысли. Родился в знатной дворянской семье; закончил привилегированное дворянское