Мусор – глобальная экологическая проблема. Мусор строительные и бытовые отходы (инертные) промышленные стоки (токсичные) химические соединения и резина

Экологическая проблема - это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» - сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния. Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица. Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы. На нынешний день наша экологическая культура не на высоком уровне. Это говорит о том, что такие предметы как физика, информатика, астрономия, математика, химия уделяет мало внимание экологии. В Законе РФ «Охрана природы» имеется в виду, что экологические знания должны поступать непрерывно. Её цель улучшить экологическую культуру каждого человека. Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты. Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях. На уроках биологии мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы. В каждом учебном году в нашей школе проводим анализ экологического состояния окружающей среды родного края.

.

Задачи:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Проведение математических расчётов;

Проведение фотосъёмки;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Мусор"»

МБОУ Вьюковская СОШ Суражского района Брянской области «Мусор – как экологическая проблема деревни Вьюково»

Материал подготовила:

ученица 10 класса Филатова Яна

Руководитель учитель биологии Шляхтурова Светлана Егоровна


«Человечество не погибнет в атомном кошмаре – оно задохнется в собственных отходах» Нильс Бор



Экологическое состояние деревни . Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для сельской местности это оборачивается большим употреблением ядовитых препаратов и удобрений, увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте. Я, учащаяся д.Вьюково, изучаю экологию вокруг нашей школьной территории, нашей деревни, делаю выводы по проделанной работе, стараюсь улучшить окружающую нас среду в лучшую сторону.


Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Современный человек не может сегодня быть полностью освобождённым от природы .

Цель исследовательской работы:

Изучить экологическое состояние д. Вьюково.

Задачи:

1. Определить наиболее загрязненные участки.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Изучить причины появления мусорных свалок;

Проведение фотосъёмки;

Изучить проблемы утилизации мусора в своей деревне и предложить свое решение проблемы.


Чтобы составить общее представление о проблеме воздействие бытовых отходов на окружающую среду мы решили изучить литературу по данной тематике с привлечением ресурсов Internet.


характеристики основных типов бытового и наиболее распространённого строительного мусора

  • Пищевые отходы
  • Макулатура
  • Изделия из тканей
  • Дерево
  • Консервные банки
  • Металлолом
  • Стеклотара
  • Кирпичи
  • Изделия из пластмасс
  • Батарейки
  • Упаковка для пищевых продуктов

Основными способами борьбы с мусором.

Основными способами борьбы с мусором являются: повышение культуры населения деревни (создание в учебных заведениях специальных воспитательных программ), усиление контроля за чистотой улиц, введение административных наказаний за несоблюдение правил поведения на улицах и установление урн и мусоросборников на территории деревни. Одним из путей окончательного решения проблемы мусора является сжигание его. Многие жители деревни пользуются этим методом. Но этот метод экологически вредный, т.к. при горении многие вещества образуют большое количество ядовитых соединений, вызывающих ряд заболеваний, в том числе и онкологических.

Другой метод - вторичная переработка сырья. Но данный метод для наших деревень является чем-то из области фантастики.

Самый эффективный метод на сегодняшний день - это агитационная работа . Ведь не зря говорят, что «чисто не там, где прибирают, а там, где не мусорят». А значит нужно довести до сознания каждого жителя необходимость содержать своей родной деревни в чистоте.


В ходе исследования мы встречались с жителями деревни, которым была предложена анкета.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем поселке?

2. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора?

1-да 2-нет 3-затрудняюсь ответить

3. Вы можете назвать наш поселок чистым?

1-да 2-нет 3-затрудняюсь ответить

4. Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы мусора?


Из предложенной анкеты мы выявили

Вопрос

1. Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем поселке?

2. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора?

3. Вы можете назвать наш поселок чистым?

Затрудняюсь ответить


В наш 21 век, век современной цивилизации, развития науки техники, проблема мусора и несанкционированных свалок, становится все актуальней. Крупные города и небольшие поселки «украшены» свалками ТБО (твердые бытовые отходы). Наша деревня - не исключение из этого. «правила». Считаем, что проблема, связанная с образованием несанкционированных свалок на территории деревни Вьюково и утилизацией ТБО, назрела давно.

Учащиеся МБОУ Вьюковская СОШ изучив экологическую обстановку деревни на предмет выявления мест несанкционированных свалок, в результате чего, с помощью социологического опроса изучили общественное мнение о решении вопроса утилизации ТБО, выявили причины образования свалок:

· недостаток мусорных контейнеров,

· экологическая неграмотность населения. Полученные результаты говорят о действительно реальной проблеме в деревне Вьюково, связанной с несанкционированными свалками мусора. Они представляют собой угрозу для здоровья жителей, так как находятся в значительной близости к жилому сектору. Ионы тяжелых металлов, попадая в почву, переходят затем в состав сельскохозяйственной продукции, которую выращиваем мы-жители на своих огородах, а также, просачиваясь в почву, доходят до водоносных слоев, а мы - жители поселка пользуемся, водой из колодцев без какой бы то ни было дополнительной очистки!


Франсуа Рамада 1981 год «Основы прикладной экологии» приводит такое определение

« Загрязнение неблагоприятное изменение окружающей среды, которое целиком или частично является результатом человеческой деятельности, прямо или косвенно меняет распределение приходящей энергии, уровни радиации, физико-химические свойства окружающей среды и условия существования живых существ. Эти изменения могут влиять на человека прямо или косвенно, через сельскохозяйственные ресурсы, через воду или другие биологические продукты. Они также могут воздействовать на человека, ухудшая физические свойства предметов находящихся в его собственности, условия отдыха на природе и обезображивая её саму».

Воздействие бытовых отходов на окружающую среду

Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают плодородие почвы.

Вместе с загрязняющими веществами, часто в почву попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов и другие вредные организмы.

В фекальных остатках могут быть возбудители тифа, дизентерии, туберкулёза. Некоторые болезнетворные бактерии могут долгое время сохраняться в почве и даже размножаться - это возбудители столбняка (до12 лет), газовой гангрены.

Некоторые гельминты могут сохраняться в почве до 7-8 лет, а яйца власоглавов-1-3 года.

Из почвы токсичные вещества и яйца гельминтов могут попасть в органы животных и человека, вызывая тяжёлые заболевания и даже смерть.

Несанкционированные свалки мусора являются главной причиной распространения клещей.

Человек создал такие соединения, которые в природе не разрушаются – это синтетические полимеры, красители, моющие средства, контейнеры для хранения жидкостей, лавсан, резину, упаковочные материалы, число их сильно увеличилось.



И своё выступление я хочу закончить следующими словами:

«Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!»



Актуальность: Загрязнение окружающей среды - одна из важнейших проблем в наше время. С каждым годом растёт объём отходов, в том числе и токсичных. Все отходы представляют угрозу для окружающей среды, многие из них опасны для здоровья человека, т.к. содержат красители, растворители, моющие средства, лекарства, ртуть и т.д. Гипотеза: Одна из проблем чистоты в городе - организация несанкционированных свалок и самовольный сброс мусора в неустановленных местах. Свалки мусора вызывают загрязнение почвы, воздуха, воды, что ведёт к ухудшению самочувствия, возникновению ряда заболеваний у населения близлежащих районов. Цель работы: - изучить влияние мусорных свалок бытовых отходов на окружающую среду и определить пути разрешения ситуации. Задачи: 1. Провести обзор письменных источников, свидетельствующих о загрязнении окружающей среды свалками. 2. Изучить виды и состав бытового мусора. 3. Изучить места сбора бытовых отходов, проанализировать их состояние и определить необходимые мероприятия по их улучшению. 3. Выяснить возможности влияния мусорных свалок на здоровье людей? Объект: Свалки мусора


Разрушение природы ухудшает качество среды обитания человека, и такое явление имеет социальное значение. Загрязнение воздуха, почвы, воды приводит к росту заболеваемости, потерям рабочего времени, снижению профессиональной квалификации и трудоспособности, увеличению смертности. Поэтому потребность в здоровой окружающей среде является общечеловеческой необходимостью и важнейшим показателем благосостояния нации.


Свалка территории временного размещения отходов производства и потребления. Санкционированные свалки разрешенные местными органами власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к полигонам санитарными нормами и правилами, и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора. Несанкционированные свалки не отведенные для размещения отходов территории.


ТБО часто встречаются на мусорной свалке. Токсичные вещества, входящие в состав такого мусора, проникают в почву, воду, атмосферу, оказывая пагубное влияние на экологическую обстановку нашей местности. На сегодняшний день нами произведено столько отходов, что для их утилизации в естественных условиях потребуется несколько тысяч лет. Влияние ТБО


Классификация отходов проводится по ряду признаков. Наиболее общим является деление по форме материальной субстанции, в которой они находятся. По этому признаку отходы разделяют на вещественные и энергетические. К последним относятся механические колебания и волны, электромагнитные поля. Отходы в вещественной форме различают по: агрегатному состоянию - твердые, жидкие и газообразные; химическому составу - органические и неорганические; генезису (происхождению) - бытовые и производственные (промышленные, сельскохозяйственные, промысловые);






Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора. Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей. В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.


Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь. Но здесь существует ряд проблем: Первая проблема: мусор необходимо рассортировать. Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки. Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.


Свалки мусора могут оказаться полезными Строительным мусором засыпают овраги и ямы. Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты. Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов. В-третьих мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.


Министр охраны окружающей среды РК Нурлан Каппаров «Сейчас в Правительстве РК рассматривается программа строительства заводов по переработке мусора. Это будет восемь предприятий на первом этапе, а всего за десятилетие - 41 завод в городах Казахстана. Такую программу сейчас обсуждают»


Пилотные проекты по переработке твердых бытовых отходов в восьми городах Казахстана станут очередной и самой первой масштабной попыткой решить проблему с мусором. Первыми городами, где планируется ввести утилизацию твердых бытовых отходов, станут Алматы, Актау, Астана, Жамбыл, Караганда, Шымкент, Петропавловск и Усть-Каменогорск.






Учитель черчения: Бергариева Бактылы «Во дворе нашего дома мусор должны убирать раз в неделю, а убирают один раз в месяц. Бумага летает, собаки едят и разбрасывают мусор. » Учитель права: Мынаш Нурия «Я живу в частном доме, мусор сжигаю во дворе, но при этом выделяется большое количество дыма. Было хорошо, если бы в городе построили мусороперерабатывающий завод.»


Учитель географии: Абдирзакова Альбина «На нашей улице по обочинам дороги складывают мусор и один раз в неделю проезжает машина и забирает. Думаю службы справляются. » Учитель истории: Жолмагамбетова Гульнар «\В том, что наши улицы утопают в мусоре, виноваты сами люди. Не кидайте и будет чисто. Необходимо расставить на каждом углу урны. Больше урн – меньше мусора.»


Инкар Жетеуовна:служащий, житель г.Актобе «В г Актобе такого бардака нет, в нашем дворе стоит 8 баков и над ними видеокамера, если положишь около бака, то придет квитанция со штрафом.» Галина Николаевна пенсионер «Это просто ужас, что творится в наших дворах. Баки находятся вблизи двора, дети играют здесь, а взрослые ленятся донести мусор до бака и кидают куда попало. Нам тяжело смотреть на этот беспредел»












Мусор – это серьезно! Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия. Металлом на земле лет;в пресной воде 1 мм в глубину 3-5 лет, в соленой воде 1 мм в глубину 1-2 года–.




Мусор – это серьезно! Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия. Банки из под пива и других напитков – лет.








Мусор – это серьезно! Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия. Полиэтилен овый пакет – лет




Мусор – это серьезно! Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия. Резиновые подошвы ботинок – лет.




Мусор – это серьезно! Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия. Изделия из нейлона – лет.








3. Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты. Ежегодно в море попадают миллионы тонн нечистот, убивающих всё живое. На их естественную переработку требуются месяцы, но, к примеру, большинство пластиковых упаковочных материалов вообще не поддаются биодеградации. Несколько советов






Рекомендации: Чтобы улучшить состояние окружающей среды надо принимать меры по организации сбора и утилизации бытовых отходов: 1. Рекомендуется сортировка и соответствующая переработка бытовых отходов. 2. В процессе производства товаров народного потребления использовать наиболее экологически чистые технологии и материалы. 3. Увеличить число контейнеров и урн в местах наибольшего скопления мусора и закрыть их крышками. 4. Организовать пункты приёма вторсырья, где можно сдавать макулатуру, бутылки, батарейки и консервные банки. Раньше эти пункты существовали, и многие жители города успешно пользовались ими. К тому же, эти пункты, как мне кажется, будут способствовать сортировке сдаваемого утильсырья.


5. Скорее решить вопрос со строительством и пуском мусороперерабатывающего завода; - ввести в практику действий по ликвидации стихийных свалок высаживание деревьев и кустарников в местах ликвидации свалок, чтобы не допустить повторного загрязнения территории. 6. Регулярно проводить акции «Дни борьбы за экологическую безопасность» в городе или любом другом населенном пункте с обязательным подведением итогов средствами радио-, телевидения, прессы, превратить подобные акции в праздники. 7. В школах можно организовать учащихся для создания агитационных плакатов и листовок о вреде загрязнения окружающей среды. Рекомендации:




Опасность загрязнения объектов окружающей природной среды полигонами захоронения твёрдых бытовых и промышленных отходов 1. Химическое воздействие 2. Биогенное воздействие 3. Загрязнение поверхностных и подземных вод, растительности, донных отложений, атмосферы Используемая литература 1. Андреев С., Семашко А. Полигоны против огня / в журнале Вокруг Света, 12, Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие.- М.: Дашков и К, Доклад экозащиты Мусоросжигательные заводы – это несовременно / Лотош В.Е. Экология природопользования. – Екатеринбург, газета «Актюбинский вестник» 6.



Экологическая беседа "Мусор - глобальная проблема".

Актуальность темы: Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Описание материала: В этом году передо мной встала задача рассказать ребятам о экологии нашего края. Предлагаю вашему вниманию несколько бесед о экологии, рассчитанных на детей 5-7 класса, так же этот материал может быть полезен учителям, воспитателям и родителям.
Рекомендации: Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля. Начинается беседа с показа отрывка мультфильма " Валли", затем следует постановка проблемного вопроса. Вопрос можно обыграть или попросить детей задать его, или задать учителю (это зависти от класса).
Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах бытовых загрязнений.Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
-изучить масштабность проблемы;
-проанализировать современные способы утилизации мусора;
-найти рациональные способы утилизации мусора.

Ход беседы.

Мультфильм следует остановить на 2 минуте и задать вопрос: "Что вы увидели в этом отрывке?"
Примерные ответы детей:
-горы мусора,
-пустая планета,
-робот, собирающий мусор...
Вопрос учителя: "Почему планета пуста, что произошло? В чем причина?"
Примерные ответы детей:
-люди улетели, потому что засорили планету и не смогли на ней жить.
А теперь загляните под ваши парты (обратите внимание на тротуар...или любой другой пример.., не найдется ли там работа для Валли?
Наш поселок возник в 1921 году, на берегу реки. Было построено несколько домов. Первые жители видели вокруг красивый лес, плодородные луга, ковры полей. Посёлок рос. И что же мы видим сейчас? В результате чего это произошло? ( Ответы детей)
Сегодня мы поговорим с вами о мусоре, попробуем разобраться на сколько опасен наш бытовой мусор.
Показ презентации.

Мусор-глобальная проблема.

2 слайд . На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год
3 слайд.
Причины возникновения мусора:

. рост производства одноразового использования;
Пример для наглядности: одноразовая посуда, которая используется в походах, на пикниках и дт.
. увеличение количества упаковки;
Пример для наглядности: коробка конфет. Чтобы добраться до горсточки конфет, мы сначала снимает пленку, затем открываем крышку коробки, потом убираем бумагу, и достаем конфетки из индивидуальных упаковок. В результате конфет всего 6-12 штук, и полное ведро мусора!
. повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Пример для наглядности: почти каждый день с экрана телевизора нам предлагают новинки телефонов, и у нас возникает желание купить новую вещь, хотя старый телефон- исправен и функционален. Куда же мы деваем старый телефон приобретя новый?
4 слайд. Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) - предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления
ТБО: бумага, стекло, пищевые отходы, пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, ТБО крупногабаритный (мусор - старая мебель, вышедшие из строя бытовая техника, автомобильные шины и др)
5 слайд. Условно весь производимый мусор можно разделить на 4 категории . (описание на слайде)
Инертный - Обладающий низкой химической активностью; с трудом вступающий в химические реакции.
Отходы также подразделяют по степени опасности для окружающей среды. Классификация идет по нарастающей от 5 класса до 1.
1 класс: Чрезвычайно опасные отходы. Угроза очень высокая, при таком уровне экологическая система необратимо нарушена период восстановления отсутствует.
2 класс: Высоко опасные отходы. Угроза для окружающей среды высокая. Восстановление экологического баланса возможно через 30 лет.
3 класс: Умеренно опасные отходы. Экологическая система нарушена. Восстановление экологической системы возможно не менее, чем через 10 лет после уменьшения или устранения вредоносного источника.
4 класс: Мало опасные отходы. Воздействие на экологию присутствует. Восстановление экологии не менее, чем 3 года.
5класс: Практически не опасные. Воздействия на экологию нет.
6 слайд. Строительные и бытовые отходы


Строительные отходы. Данный вид отходов образуется в процессе строительных и монтажных работ различного назначения, в частности строительства крупных объектов, дорожных работ, а также при демонтаже и сносе помещений. Чаще всего к таким отходам относят застывшие растворы кусковой формы, щебень, битый кирпич, арматура, древесный мусор, лом металлов и другие. Данные отходы относят к категории 3-4 класса опасности.
Бытовые отходы.

Бытовые отходы образуются в процессе жизнедеятельности человека, как правило, в учреждениях, жилых комплексах, частных секторах, муниципальных учреждений и так далее. К данному виду мусора принято относить пищевые отходы, пластмассу, бумагу, мебель, стекло, одежду и другие бытовые отходы. Такого рода мусор имеет 4-5 класс опасности.
7 слайд. Промышленные стоки Промышленные отходы.

Это различного рода отходы, которые образуются а результате производственных работ и технологических процессов. Мусор имеет 2-3 класс опасности.
Помимо отходов, образующихся в результате деятельности населения и предприятий, к сточным водам относятся также воды, образование которых стало следствием выпадения различных атмосферных осадков на территории объектов промышленности и населенных пунктов.
Различные органические вещества, содержащиеся в стоках, при попадании в водоемы начинают гнить и вызывают ухудшение санитарного состояния как самих водоемов, так и окружающего воздуха, а также становятся источниками распространения болезнетворных бактерий.
Поэтому важнейшими вопросами охраны окружающей среды являются водоотведение и очистка сточных вод, позволяющие предотвратить нанесение вреда здоровью населения и экологической ситуации населенных пунктов.
8 слайд. Химические соединения и резина

Химическое - загрязнителем являются вредные химические соединения. 1 класс опасности.
9слайд . Материалы упаковки (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, алюминиевые банки)
10 слайд. Путей утилизации придумали три (описание на слайде)
Упражнение " Мой портфель"
(индивидуально, в группах, всем классом)
Дети достают из своих портфелей вещи, предметы и сортируют их, раскладывая отдельно предметы сделанные из дерева (бумаги), металлов, ткани, стекла, пластмасс. Под руководством учителя записывают данные в таблицу, выписывая содержимое портфеля в соответствующие графы. Далее обсуждение: много ли изделий и из какого они материала? Как долго будут служить эти вещи? Как быстро они попадут на свалку? Можно ли что то сделать, чтобы они не стали мусором?

11слайд. Свалки самый антиэкологичный способ переработки мусора.

Ри обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата)
В тетрад ь:
1.Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей.
2.В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы
3.На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
12слайд. При устройстве мусорной площадки учитывается:
-роза, ветров в районе свалки;
-расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
-водопроницаемость грунтов;
-площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
-расположение, удобное для подъезда транспорта
13 слайд. Как вариант свалки предлагается полигон для хранения ТБО- это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы. Объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
Свалка нашего поселка отвечает всем требованиям? Почему?
14 слайд. Несанкционированные свалки (Где данные свалки можно увидеть в поселке? вблизи него?)
1.Уродует ландшафт.
2.Создает угрозу для здоровья людей:
-размножающиеся грызуны, являются переносчиками инфекционных заболеваний;
- токсикологическая опасность от выделяющихся метана, сернистого газа.
3.Выделяющийся биогаз создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.
4. Заражение почвы и грунтовых вод соединениями мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
15 слайд. Строительным мусором засыпают овраги и я мы.
-Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты.
-Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов.
-В-третьих мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.
16 сайд. Сжигание отходов.

Вред:
-в огромном количестве выделяются вредные или ядовитые химические соединения.
-не весь мусор горит
-мусор содержит много влаги и трудно- сгораемых материалов
17 слайд: Существуют заводы по сжиганию мусора: 1 т мусора может дать 400 КВт-час (энергия- горячий пар). Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Хотя в Вене был построен экологичный мусоросжигательный завод.

Здании с золотистыми сферическими куполами, высокой башней-трубой и пестрыми стенами находится мусоросжигательный завод Шпиттелау (творение Хундертвассера) который стал органичным элементом городского пейзажа, образцом высоких экологических стандартов и популярным туристическим объектом. Мусоросжигательный завод Шпиттелау - редкое сочетание практичности и красоты. Завод может утилизировать 265 000 тонн мусора ежегодно. Электроэнергию для своих нужд он вырабатывает самостоятельно. Кроме этого, он подаёт тепло в 60000 венских квартир. Зеркальные золотые шары, венчающие заводские трубы – это не просто броский архитектурный декор, а эффективные фильтры, которые удаляют из дыма тяжелые металлы, кислоты и диоксид серы. Эти устройства обошлись казне очень дорого (стоимость проекта возросла из-за них почти вдвое), но на их установке настоял сам автор проекта. Теперь в окрестностях завода нет никаких неприятных запахов.
18 слайд: Вторичное использование наиболее ресурсосберегающий путь.

Но здесь существует ряд проблем:
-Первая проблема: мусор необходимо рассортировать. На переработку, нужны инвестиции, чтобы мусороперерабатывающие заводы становились экономически рентабельными.
-Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
-Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции. Хотя перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пла¬стик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
19 слайд. Кроме того
1.Промышленные отходы - нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором ,
-пестициды, ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
-радиоактивные отходы, образующиеся на атомных электростанциях;
-мышьяк и его соединения - отходы металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца – отходы нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
20 слайд. 2.Бытовые отходы - которые после их использования становятся спецотходами.
-Батарейки;
-неиспользованные медикаменты;
-остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
-остатки красок, лаков и клеев;
-остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
-остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезо¬доранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебе¬лью);
-ртутные термометры.
21 слайд. Ликвидация (утилизация) спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами :
-Сжигание на специальных установках,
-Размещение на специальных на полигонах
-Хранение на поверхности земли в водонепроницаемой платформе толщиной до 3 м.
22слайд. Переработка ТБО в России составляет не более 2 % одна из причин недостаточная экологическая культура населения. Ведь нам проще выкинуть мусор в общий контейнер, чем рассортировать его. А самый грязный мусор - это пищевые отходы . Они разлагаются и загрязняют собой другой, и его становиться сложнее перебрать.
22слайд. Естественное разложение мусора:
-бумаги - от 2 до 10 лет,
-консервной банки - 90 лет,
-фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет,
-стекла - 1000 лет.
24слайд. Как мы уже говорили- самый экологичный способ избавления от мусора- это его вторичная переработка. Ваши варианты (дети приводят примеры вторичного использования мусора)
-Голландцы строят остров из мусора в Тихом океане
-Строят дома из бутылок (стекло)
-Возводят заборы, Создают скульптуры
25-27 слайд: Вторичное использование отходов (примеры на слайде)
Упражнение " Полезный мусор"
(фронтально)
Найти на картинках или в своих вещах мусор, который можно сдать на переработку.
Игра "Сортировка мусора."
(в группах)
Дети в группах сортируют мусор на фракции, сами решая, какие именно фракции выделять. Возможно заменить "настоящий" мусор карточками. Обсуждение итогов работы.

28слайд. Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества.
29 слайд. Давайте придумаем правила, которые мы будем выполнять, что бы наша планета оставалась чистой.
1.Бросайте мусор только в контейнеры;
2.В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку;
3.Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты;
4.Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты;
5.В качестве органических удобрений используйте компост и навоз;
6.По возможности покупайте напитки в стеклянных бутылках;
7. Старайтесь избегать покупки одноразовых предметов.
30 слайд.
-Оправдан ли научно-технический прогресс? Ведь улучшая условия нашей жизни, он неминуемо ведет к катастрофе природную среду.
-Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида.
-И одной из причин этого является мусор…
Упражнение "Альтернатива"
(в группах или всем классом)
Нужно предложить альтернативы различным вещам, которые очень быстро становятся мусором. Как их можно сделать по-другому, чтобы мусора стало меньше?
-пластиковый пакет для молока, кефира
-одноразовая посуда
-пластиковая бутылка из под лимонада
-батарейки
-другое, из того, что в процессе беседы называли сами дети.

Итоговое обсуждение.
Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией отходов. Еще ни когда в истории человечества свалки не росли столь стремительно!Если мусор землян за один год складывать в одном месте, то образуется настоящая гора, как Монблан. Что же мы с вами можем сделать, чтобы хотя бы в нашем поселке не пришлось трудиться Валли?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир вокруг нас Откуда берётся и куда девается мусор

Здравствуй, Лесовичок! Что ты сегодня такой хмурый? А чего мне радоваться? Посмотри вниз и настроение у тебя сразу испортится…

Что это у тебя тут творится? На этой поляне всегда был порядок, а теперь столько грязи и мусора! Откуда это всё здесь появилось? Куда же ты весь этот мусор денешь?

Люди пришли в лес отдохнуть, полюбоваться на природу, поиграть с детьми на поляне. Они поели и выбросили весь этот мусор в лесу.

Посмотрите на нашего Муравьишку. На прошлом уроке мы говорили о шоколаде. Муравей пошёл в магазин и купил...

После урока я купил себе большую коробку шоколадных конфет. Ах, какие они были вкусные! Такие вкусные, что очень быстро „исчезли“. А что же осталось?

Какой прекрасный мусор! Лучший подарок для меня! Но я вижу, ребята, у вас для меня много и других подарков.

Да, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется много мусора. Откуда же он берется?

Надо же, я раньше и не задумывался, что от этих замечательных продуктов остается так много мусора. Куда же он девается?

Я знаю! Многие бросают мусор где попало. Молодцы! Вот что из этого получается…

Я могу быть такой… И такой… И такой… Люблю ребят, которые бросают мусор где попало!

Злючка - Грязючка появляется везде, где бросают какой-нибудь мусор. И в лесу может появиться, и на улицах города.

Из-за того что некоторые люди бросают мусор где попало, в нашем муравейнике однажды случилось вот что…

Давайте договоримся, что не будем бросать мусор где попало.

Давайте наведём порядок. Что-то можно закопать в лесу, а что-то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер. Для того, чтобы всё правильно сделать, послушайте некоторые данные.

Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.

Опасными являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. От 10 до 20 лет будут разлагаться брошенные в лесу полиэтиленовые пакеты и резиновые вещи.

Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.

Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.

Давайте попробуем распределить вещи по скорости их разложения в природе.

ВЕЩИ СКОРОСТЬ РАЗЛОЖЕНИЯ Газета Стекло Консервная банка Шкурка от колбасы Картон Полиэтиленовый пакет Кожура от апельсина Пластиковая бутылка Быстро разложатся с почвой Разложатся не скоро Разлагаются очень долго или не разлагаются вообще

Мы должны бросать мусор только в урну, мусорное ведро или контейнер. А теперь проследим, куда девается мусор из нашего жилища.

Куда же должна ехать машина с мусором? Предлагаю три варианта – к берегу реки, на свалку, на завод по переработке мусора. Какой вам больше нравится?

Самый хороший вариант – завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.

Оборудованная свалка представляет собой специально огороженное место для отходов. Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и посёлков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоёмов и заповедников. Площадь такой свалки должна быть достаточной для размещения мусора в течение длительного времени. Свалку обносят ограждением и прокладывают к ней дорогу.

Почему никому из вас не нравится вывоз мусора на берег реки? Ведь его можно сбросить в реку, вода унесёт его и ничего не останется.

После такой «уборки» в реке погибнет много живых существ, живущих в воде.

Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его - мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Это облегчает его переработку на заводе. Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах. Давайте и мы поучимся сортировать мусор.

СТЕКЛО ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ МЕТАЛЛ БУМАГА ПЛАСТИК

Подумайте, как сделать так, чтобы было меньше мусора?









Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора. Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей. В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.


Свалки мусора могут оказаться полезными: Строительным мусором засыпают овраги и ямы. Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты. Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов. В-третьих мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.


Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь. Но здесь существует ряд проблем: Первая проблема: мусор необходимо рассортировать. Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки. Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.




Оправдан ли научно-технический прогресс? Ведь улучшая условия нашей жизни, он неминуемо ведет к катастрофе природную среду. Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида. И одной из причин этого является мусор…