Формы дачных объединений: чем они отличаются и какое предпочесть. Садоводческое товарищество

Использовавшаяся на территории Российской Федерации для коллективного ведения садоводства (сохраняла легитимность до 20.04.2003 года). В настоящее время в целях, определенных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», владельцы земельных участков для ведения садоводства и дачного хозяйства вправе создавать (учреждать) садоводческие некоммерческие товарищества.

Принципиальное отличие указанных организационно-правовых форм заключается в «земельном вопросе»: членство в садоводческом товариществе, возникшее до определенной даты (определение указанной даты неоднозначно и в итоге зависит от субъективного мнения конкретных правоприменителей), в соответствии с законодательством Российской Федерации является основанием установления права собственности на земельный участок, в то время как создание садоводческого некоммерческого товарищества и членство в нем являются следствием уже установленного права граждан на земельные участки определенной категории (сельскохозяйственного назначения) и целевого использования (садоводство или дачное хозяйство).

Многочисленные коллизии норм законодательства Российской Федерации и правовые пробелы не позволяют владельцам земельных участков для садоводства в полной мере реализовать свои гражданские права в этой связи, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Главную проблему составляет часто встречающийся отказ органов власти, в том числе судов, признавать за садоводами права собственников и потребителей. По своему правовому содержанию проблема схожа с защитой прав членов товариществ собственников жилья - в том и другом случае причиной нарушений становится, как правило, подмена имущественных гражданско-правовых отношений на членско-организационные (личные неимущественные). В отличие от имущественных, личные неимущественные права граждан очень слабо защищены законом. Практически исчерпывающий перечень таких прав, защищаемых законом, установлен Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом личные неимущественные права членов некоммерческих товариществ в этот перечень не входят.

В качестве определенной «компенсации» Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ввел два уникальных права членов садоводческих некоммерческих объединений:

  1. право обращаться в суд с иском о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения;
  2. право давать третьим лицам доверенность на участие в общем собрании членов садоводческого некоммерческого объединения с голосованием от имени доверителя.

Следует отметить, что право выдачи такой доверенности противоречит смыслу личных неимущественных прав, априори неотчуждаемых (указанное правило закреплено Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации). Примечательно, что членам Федерального Собрания Российской Федерации было отказано в установлении аналогичного права. Некоммерческие товарищества - юридические атавизмы, возникшие в период советской власти для демонстрации преимуществ социалистического общежития. Они в принципе не могут нормально функционировать в условиях частной собственности на недвижимые объекты, в том числе земельные участки.

В этой связи гражданскому обществу, а также судьям еще предстоит осознать простую истину, что граждане имеют земельные участки не в товариществе, а в своей собственности, и ведут садоводство не на территории товарищества, а на своей собственной территории. Это, прежде всего, означает, что коллективного садоводства давно не существует. Любой гражданин - владелец земельного участка для ведения садоводства (дачного хозяйства) по определению индивидуален и самостоятелен, а товарищество - это одно юридическое лицо, обладающее отдельной гражданской правосубъектностью, а не коллектив физических лиц. Деятельность садоводческих некоммерческих товариществ по своему смыслу схожа с деятельностью товариществ собственников жилья - это разновидности управляющих организаций, состав участников которых ограничен законом.

Ярким примером состояния законности в рассматриваемой области является широко обсуждавшееся обществом абсурдное постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона „О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“ в связи с жалобами ряда граждан». Системный анализ норм земельного законодательства показывает, что действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не распространяется на земельные участки граждан, находящиеся в черте поселений. Поэтому указанное решение высшего суда России совершенно бессмысленно, и всего лишь продемонстрировало вопиющую некомпетентность судебных органов в отношении прав садоводов.

Если говорить о садоводческих товариществах, то их создание никогда не было основано на нормах права. Фактически указанные образования возникали вследствие применения неких документов рекомендательного характера (см. постановление Совмина РСФСР от 16.12.1955 № 1522 «О дальнейшем развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих»). Садоводческие товарищества существовали в той мере, насколько они способствовали государству препятствовать росту личного благосостояния советских граждан (см. постановление Совмина СССР от 30.12.1960 № 1346 «Об индивидуальном строительстве дач»), а также несовершенство Гражданского кодекса РСФСР 1964 года позволяло не объявлять указанные организации незаконными.

Любопытно, что эта практика получила развитие и в наши дни, характеризуемыми массовым отказом соблюдать законы (в том числе со стороны государства, установившего эти законы). Так, в результате публичного выступления мэра г. Москвы Ю.Лужкова, высказавшего свое видение будущего сельского хозяйства, Федеральная налоговая служба без каких-либо оснований зарегистрировала более тысячи «товариществ индивидуальных застройщиков» при условии, что подобная форма организаций никогда не встречалась в истории права России.

С 1 января 1995 года (вступление в силу современного Гражданского кодекса Российской Федерации) по 15 апреля 1998 года (принятие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») садоводческие товарищества не обладали правовым статусом и, соответственно, гражданской правосубъектностью. Это обстоятельство и послужило одной из основных причин принятия закона о некоммерческих объединениях граждан - владельцев земельных участков для садоводства, а также дачных участков и огородов. При этом владельцы дачных участков сильно пострадали, поскольку принятый закон ограничил их права фактически до уровня прав садоводов.

Единственное решение, обеспечивающее систему государственной защиты прав владельцев земельных участков для ведения садоводства и дачного хозяйства - установление статусов поселений (территориально-административных образований муниципального уровня) в областях деятельности садоводческих некоммерческих товариществ и других подобных объединений, а также отмена Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - новый закон), принятый в конце июля 2017 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением. Изменениям и дополнениям были подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу был отложен до 1 января 2019 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.

Основная цель нового закона, который сменил ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в связи с этим утративший силу№66-ФЗ), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

  • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства)
  • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов
  • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания
  • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым
  • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями.

Как решает проблемы уже не дачная, а «садово-огородная конституция»?

Чтобы понять, какие изменения привнёс новый закон и как он отразился на жизни дачников, сделаем обзор его главных положений, комментируя некоторые особенности.

Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства

Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество», в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

Полностью использование понятия о дачных партнёрствах должно исчезнуть через 1.5 года, но вряд ли из бытового лексикона за это время исчезнут привычные слуху слова «дача» и «дачники». Уж, очень они родные. Исторически внедрившиеся в жизнь ещё со времён Петра I, даровавшего своим приближённым за их великие заслуги перед Отчеством землю под усадьбы в великолепных окрестностях Петербурга, они вошли в обиход через слово «дача», означавшее действие царя (как производное от глагола «давать»).

Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

  1. садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ)
  2. огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ)

О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже. А пока рассмотрим, что нового появилось в СНТ и ОНТ.

Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости.

Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

  1. с участием в товариществах,
  2. без участия в товариществах.

В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

  1. по иску органа госвласти субъекта РФ,
  2. по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества,
  3. по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ:

  • пропорционально их площади,
  • вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона).

Законом также определены положения, касающиеся:

  1. оснований и порядка принятия в члены товарищества,
  2. прав и обязанностей членов товарищества,
  3. оснований для прекращения членства;
  4. прав и обязанностей органа управления товарищества,

которым посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества.

Высшим органом товарищества является общее собрание его членов. Оно является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества. Решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:

  1. председатель, представляющий единоличный исполнительный орган,
  2. правление, являющееся постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом с предельной численностью не менее 3-х человек, но не более 5 % от числа членов товарищества, что не только создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью,
  3. ревизионная комиссия (ревизор), подотчётная общему собранию членов товарищества.

Правление товарищества подотчетно общему собранию СНТ или ОНТ. Избираться орган управления будет уже на 5 лет, а не на 2 года, как сейчас и до 1.01.2019 г. Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за халтурную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.

Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

Возможность изменения СНТ на ТСЖ

По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

  1. территория садоводства находится в границах населенного пункта,
  2. на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома.

Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 нового закона).

Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки по решению общего собрания:

  1. на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства,
  2. иную деятельность, не связанную с с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива.

Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 нового закона), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН.

Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после?

Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

  • ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до до 1 января 2019 года, реорганизовывать не требуется.
  • С 1.01.2019 г. ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
    1. или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах,
    2. или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах.
  • Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
    1. в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН,
    2. изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон,
    3. изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования.
  • Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 г. с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами:
    1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется,
    2. замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости.
  • Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г., признаются садовыми домами:
    1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется,
    2. замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей.

Реестр членов товарищества

Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.

Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

  1. о членах товарищества,
  2. кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).

Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.

Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.

Принцип территориального подчинения товариществ

Закон ввёл принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.

Цели введения этого принипа вполне очевидны:

  1. исключение ситуаций «перетягивания» преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ,
  2. установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию иженерной инфраструктуры и территории общего пользования,
  3. управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество.

С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

  • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества,
  • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.

В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:

  1. участки находятся в собственности учредителей товарищества,
  2. участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.

При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

  1. участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества),
  2. участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории).

Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования, или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.

Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ

Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества.

К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

  1. имущество создано или приобретено после вступления в силу нового закона,
  2. это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков.

Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.

В перечень потребностей включаются:

  1. проходы и проезды к территории
  2. снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом
  3. водоотведение
  4. охрана
  5. сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности
  6. движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества

Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества.

Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

  1. свободно,
  2. без взимания платы.

Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.

К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:

  1. использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд,
  2. размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.).

Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.

По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

  1. общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества,
  2. имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности,
  3. есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственность.

На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования

При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

  1. отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок,
  2. совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой на садовый или огородный участок.

Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

  1. переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования,
  2. переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок,

являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

Взносы в СНТ и ОНТ

Новым законом установлены лишь 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):

  1. членские
  2. целевые

Вступительный взнос платить не придётся.

Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы. Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:

  1. с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество,
  2. с проведением расчётов со снабжающими организациями - поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведеня на основании договоров, заключенных с этими организациями,
  3. с проведением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями,
  4. с благоустройством земель общего назначения,
  5. с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности,
  6. с проведением аудиторских проверок товарищества,
  7. с выплатой заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры,
  8. с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний,
  9. с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны. Связаны они со следующими задачами:

  1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка,
  2. с подготовкой документации по планировке территории садоводства или огородничества,
  3. с проведением кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования,
  4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования,
  5. с реализацией мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества.

Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества.

Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке.

Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, теперь обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 нового закона). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от ранее действовавшего закона о дачниках, позволявшего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ. При новом законе у индивидуалов появились и другие права - возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ, голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов. Нет, по-прежнему, только права участвовать в выборах председателя и членов правления.

Уставом СНТ или ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:

  1. различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка,
  2. суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке,
  3. размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества.

В общем случае, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке.

Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?

Новое строительство капитальных жилых домов для постоянного проживания, по введённому закону, разрешается только на садовых участках и только в том случае, когда такие земельные участки включены в территориальные зоны, предусмотренные правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), для которых:

  1. утверждены градостроительные регламенты,
  2. в соответствии с градрегламентами установлены предельные параметры разрешённого строительства.

Хоть возведение жилых строений на садовых участках жилых домов было дозволено и до вступления нового закона в силу, прописка в них превращалась в «сизифов труд» с положительным результатом только по решению суда, признавшего жилую постройку капитальной и пригодной для постоянного проживания.

Новый закон не только полностью легализовал такое строительство, но и регистрацию в жилом доме его обитателей, даже если построен он был или будет возведён в будущем на участке площадью 6 соток.

Кроме этого, новый закон упростил процедуру перевода уже существующего садового (то есть некапитальной постройки) дома в капитальное жилое строение и обратно.

Огороднические участки должны использоваться только для выращивания фруктов и овощей, но, тем не менее, на них можно возводить хозяйственные постройки.

Тем застройщикам огороднических участков, что успели возвести на них, как разрешал ФЗ 66 (статья 33), «некапитальные жилые дома» и даже зарегистрировать собственность на них в ЕГРН, просто повезло, так как по новому закону считаться самостроем они не будут. Такие случаи коснулись, в частности, участков и построек на землях, выделенных в своё время Министерством обороны.

Для исключения неоднозначных трактовок об участках и постройках на них, об имуществе общего пользования и взносах, которые будут использоваться с 1 января 2019 года, в законе специально расшифровываются все понятия (статья 3 и статья 23 нового закона):

  • садовый земельный участок - тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд, сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей
  • садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (строить садовые дома можно безо всяких разрешений и согласований)
  • жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) - в случае, когда земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты , предусматривающие возможность такого строительства (статья 23 нового закона c сопутствующими пояснениями), при этом:
    1. под жилым домом понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости,
    2. c 03.08.2018 г. получать разрешение на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома не требуется, но для проведения строительства необходимо уведомить местную администрацию о планируемом строительстве жилого или садового дома заказным письмом по почте, через портал госуслуг или через МФЦ, указав с своём уведомлении те сведения, что перечислены в пункте 1 статьи 51.1 Градостроительного РФ - уведомительный порядок возведения жилых домов установлен ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 340-ФЗ от 03.08.2018 г. - иными словами, если раньше для жилых или дачных домов, возведённых на дачных или садовых участках, для регистрации права собственности не требовались никакие разрешения, то с нововведением по таким объектам тоже необходимо направлять уведомления о начале и об окончании строительства, то есть такие дома должны отвечать требованиям, как и объекты ИЖС (до 1 марта 2019 года по таким домам допускается регистрация собственности без направления уведомлений о начале и окончании строительства)

    3. в срок не позднее 1-го месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик должен подать в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (статья 16 ФЗ № 340-ФЗ , а также части 16-21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ),
  • хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд
  • огородный земельный участок - тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур,
  • имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд:
    1. объекты капитального строительства,
    2. земельные участки общего назначения,
    3. движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;

имущество общего пользования (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности)используется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество;

  • земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования:
    1. такие участки предусмотрены утвержденной документацией по планировке территории,
    2. такие участки предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд,
    3. такие участки могут предназначаться для размещения другого имущества общего пользования;
  • взносы - денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе (членами товарищества), на расчётный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;
  • территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества) - территория, границы которой определяются утвержденной документацией по планировке территории.

О строительстве на садовых и огородных участках скважин на воду

В отношении строительства на садовых и огородных участках скважин на воду, в соответствии с новым законом (статья 31), внесены изменения в ФЗ «О недрах».

Закон «О недрах» дополнен статьёй 19 2 , в соответствии с которой:

  • садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам и правообладателям садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах их территорий СНТ или ОНТ, предоставлено право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых:
    1. для целей хозяйственно-бытового водоснабжения,
    2. для личных, бытовых и иных задач, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
  • добыча подземных вод может осуществляться в упрощённом порядке:
    1. без проведения геологического изучения недр,
    2. без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых,
    3. без геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр,
    4. без согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами,
    5. без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Главным требованием при строительстве скважин выдвинута необходимость соблюдения правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

Таким образом, некоммерческие организации, созданные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйств до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять добычу подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами. Требование об обязательном лицензировании скважин вступит в силу с 1 января 2020 года.

Формы и порядок поддержки органами государственной власти и местного самоуправления ведения садоводства и огородничества

Новым законом (статья 26) введены обязанности муниципалитетов по разработке своих муниципальных и инвестиционных программ поддержки садоводства и огородничества, предусматривающих, помимо просветительской работы по популяризации ведения садоводства и огородничества или введения специальных подразделений, занимающихся реализацией региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества, решение таких очень важных задач, как:

  1. организация снабжения товариществ тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведением, снабжение топливом,
  2. финансирование комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества,
  3. безвозмездное приобретение в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность имущества общего пользования (автомобильных дорог, объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты), расположенного в границах территории садоводства или огородничества - в соответствии с заявлениями товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования имущества,
  4. предоставление в приоритетном порядке государственной и муниципальной поддержки гражданам, имеющим право на внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение садовых и огородных участков,

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных на местном уровне в соответствии с законодательством РФ.

На перечисленные задачи органы власти вправе использовать средства федерального бюджета.

Прописка в садовых домах

До 1 января 2019 года прописаться на даче можно было лишь по решению суда, который должен был признать дом капитальным, пригодным для постоянного проживания.

После 1 января 2019 года регистрация граждан будет возможна при условии, если постройка расположена на садовом участке и зарегистрирована в ЕГРН как жилой дом.

В садовом доме зарегистрироваться для постоянного проживания нельзя.

Признание садового дома капитальным и пригодным для постоянного проживания может приравнять его, по назначению, к индивидуальному жилому дому, что, в свою очередь, может означать его статус как второй жилой недвижимости.

В связи с этим обстоятельством, кроме появления полноценного налога на такой объект недвижимости, те люди, что построили его, могут быть выселены из квартир, где они постоянно проживают по договорам социального найма и исключены из очереди на жильё.

Но более «интересной» представляется исходная ситуация - порядок перевода садового дома в жилищный фонд в настоящее время до конца не определён. Когда его уточнит правительство, тоже не ясно.

Коллизии между новым законом и другими законами

  • Первая коллизия

Новым законом определены новые 2 вида товариществ (СНТ и ОНТ), а в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 123.12), создание такого товарищества, как ТСН, позволительно только тем гражданам, что владеют и участком земли, владеющим долей в имуществе общего пользования, к которому относятся дороги, электросети, водопровод и т.д.

Имущество общего пользования, как определил новый закон, может или принадлежать только товариществу. или, по решению общего собрания садоводов или огородников, может быть передано безвозмездно местным муниципалитетам и органам госвласти. Иными словами, при такой передаче общего имущества его собственники лишают себя права на решение задач по управлению имуществом и развитию территорий общего пользования по своему усмотрению.

  • Вторая коллизия

В соответствии с законом «О регистрации недвижимости» (№218 ФЗ) единственным подтверждением права собственности на объект недвижимости служит запись в ЕГРН. На сегодняшний день не менее 50% садоводов и огородников в России об этой записи ещё не позаботились и ограничились лишь обладанием таких документов нам землю, как:

  1. членские книжки, подтверждающие только участие в общем землеотводе под садоводство (огородничество) или совершённую много ранее покупку участков на таких правах,
  2. старые свидетельства, постановления глав администраций о предоставлении участков в собственность, какие-либо государственные акты о предоставлении земельных участков.

Процент таких владельцев в общей массе дачников и огородников очень высок. К примеру, в Санкт-Петербурге в 2017 году действуют 300 садоводств и огородничеств, но из них лишь около 100 оформили в собственность свои земли. В Ленинградской области, где таких товариществ свыше 3000, процент не приватизированных земель, намного больше.

Даже если участки были ранее поставлены на кадастровый учет и им были присвоены кадастровые номера как ранее учтённым в ГКН до 2008 года, то, не будучи внесёнными в ЕГРН, как того требует ФЗ № 218 (пункт 3 статьи 70), вступивший в силу 1 января 2017 года, такие участки должны сниматься с кадастрового учёта, признаваться безхозными и переходить в собственность муниципалитетов. Пользователи и владельцы таких участков, следовательно, будут регулярно пополнять ряды тех бедолаг, что до сих пор любуются на свои членские книжки садоводов.

В итоге, получается, что из поля зрения нового закона выпадают «лишние» дачники, огородники и садоводы и что правом создавать СНТ и ОНТ обладает очень малое число людей, причём только тех, кто не только внес запись о собственности на участок в реестр (ЕГРН), но и имеет во владении, как того требует новый закон, ещё и долю в землях общего пользования, внесённую в ЕГРН. А новый закон не установил порядок внесения записей в ЕГРН, касающихся садоводств и огородничеств. И всё это при том, что в садоводствах и огородничествах люди до сих пор имеют самые разные документы на землю. Ситуация, более чем напоминающая беготню белки в колесе. «Белками» в бюрократическом колесе, как понятно, могут стать садоводы и огородники, планирующие быть в СНТ или ОНТ.

  • Третья коллизия

Третья коллизия связана с многообразием толкований статьи о возможности ведения садоводства и огородничества без образования юрлица.

Хоть новый закон и ввёл статью, в соответствии с которой разрешено ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица, тем не менее, она представляется «расплывчатой» и допускающей неоднозначное восприятие:

  1. населённого пункта индивидуалам не оформить, а значит, рассчитывать на муниципальные меры поддержки им не придётся,
  2. индивидуалы, «удостоенные» обязанности платить взносы и правом участия в общих собраниях товарищества со своими голосами, должны «взаимодействовать с муниципалами», которые, тем не менее, не будут создавать для них никакой инфраструктуры (как говорится, «колхоз - дело, конечно, добровольное, но индивидуальности не потерпим»).
  • Четвёртая коллизия

Речь о положении о долях в общем имуществе. По новому закону, все 100% собственников участков в СНТ или в ОНТ на своём общем собрании должны принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования:

  1. не уточняется ни регламент, ни условия, по которым такое собрание собственников земли в товариществах (не всех членов коллектива, а именно собственников) может признаваться полномочным,
  2. невозможность в реалии проведения собрания, на котором должны присутствовать 100% собственников участков в СНТ или ОНТ.

Как следствие указанных минусов положения о долях в общем имуществе, не исключаются негативные в своих последствиях ситуации, когда:

  1. земля общего пользования может оказаться во владении юридического лица (товарищества) и его учредителей, которые на таких общих собраниях утверждают, в частности, сметы, размеры взносов и т.д.,
  2. все собственники участков, оставшиеся «за бортом распределения», будут обязаны содержать это юрлицо и имущество общего пользования, платить за приобретение этого имущества, но его собственниками и членами товарищества не станут.
  • Пятая коллизия

Складывается некоторая неразбериха с введённым законом переходным периодом. Переходный период продлится до 2024 года. В это время будут изменяться сопутствующие законы. Вместе с тем, уже с начала 2019 года СНТ и ОНТ должны пользоваться своими уставами только в той их части, которая не будет противоречить новым, меняющимся в течение 5 лет нормам. Как-то трудно увязать воедино эти 2 положения нового закона, исключающие друг друга, прописанные как «казнить нельзя помиловать.

Своим мнением о новом законе делится Председатель Профсоюза садоводов России Людмила Голосова:

Результаты рассмотрения законопроекта Государственной думой в 3-м окончательном чтении - принятие закона

20 июля 2017 года, Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении, закон, регулирующий ведение гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства для собственных нужд (ФЗ № 217-ФЗ).

Итогом рассмотрения многочисленных замечаний и поправок, поступивших в ходе обсуждения законопроекта, стали существенные изменения, отражённые в законе.

Отметим ещё раз основные положения закона:

  • теперь будут существовать только 2 типа загородных товариществ:
    1. садоводческие
    2. огороднические,
  • всем товариществам предстоит пройти перерегистрацию, решить к какому типу они относятся:
    1. решение о том, кем быть (садоводами и огородниками), принимается общим собранием товарищества,
    2. по итогам общего собрания подать соответствующее заявление в Росреестр,
  • взносы в новых СНТ и ОНТ:

    1. взносы могут быть только 2-х типов - членские и целевые,
    2. вступительных взносов не будет,
    3. взносы нужно перечислять на расчётный счёт товарищества,
    4. наличные взносы не допускаются,
    5. размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утверждённого общим собранием членов товарищества,
  • минимальное количество членов товарищества - 7,
  • избирать председателя теперь можно на 5 лет, а не на 2 как раньше, и неограниченное число раз, а чтобы его «свергнуть», нужно провести внеочередное общее собрание по требованию не менее, чем 1/5 от общего количества членов товарищества,
  • в состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества и их родственники,

    документы товарищества должны храниться 49 лет,

    члены товарищества имеют право знакомиться с бухгалтерской отчётностью,

    если нужны копии каких-то документов, то члены товарищества могут их получить за плату, установленную общим собранием, но эта плата не должна превышать затраты на изготовление этих копий, а выдача копий документов органам власти делается бесплатно,

  • члены товарищества обязаны выполнять решения не только общего собрания, но и решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества;
  • введено понятие «жилой дом», исключающее определения «дача», «дачный дом», «дачное хозяйство» - это сделано в целях предотвращения правовых неопределённостей,
  • садовый дом можно перевести в жилой дом (например, для получения права регистрации в нём) и, наоборот, жилой дом перевести в садовый (например, для сокращения налога на недвижимость), но при этом придётся обосновать ту или иную степень капитальности садового или жилого дома, в соответствии с установленными требованиями и правилами,
  • на огороднических участках нельзя возводить капитальные строения - на них можно возводить только временные садовые дома, не являющиеся объектами недвижимости,
  • разница между садоводами и огородниками, по новому закону:
    1. садоводы могут строить на участке жилые дома и регистрироваться в них,
    2. огородники могут строить только садовые дома для сезонного проживания,
  • если большинство членов товарищества пожелает стать огородниками, то сносить уже построенные полноценные жилые дома (не сезонные) не потребуется, но на момент вступления закона в силу на постройки должно быть зарегистрировано право собственности,
  • если право собственности на жилые дома не зарегистрировано, то такие дома придётся ломать, разбирать или перестраивать в садовые домики,
  • владельцам участков с незарегистрированными строениями нужно знать, чтов ближайшем будущемпланируется законодательное установление впятеро большего налога на землю - по этому поводу ведётся разработка соответствующего законопроекта (о внесении изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми стоимость выявленных объектов недвижимости будет определяться как кадастровая стоимость участка, на котором расположены незарегистрированные строения, умноженная на определенный коэффициент),
  • установлено, что максимальная площадь земель общего пользования (в их числе земельные участки, по которым проложены дороги и стоят столбы электропередачи, необходимые для установки трансформатора, помойки, домика правления, устройства детской площадки, организации публичных пространств между заборами, где члены товарищества смогут гулять и общаться) составляет до 1/4, то есть 25% от той площади, что занята всеми личными земельными участками, вместе взятыми,
  • имущество общего пользования принадлежит членам товарищества на праве долевой собственности пропорционально площади их участков (у обладателей больших долей налог будет выше, что вряд ли их порадует, а вот для иных садоводов и огородников такое положение по налогу, наверное, обрадует, но радость будет относительной, так как их налоги: всё же, увеличатся, поскольку за свою долю коллективного имущества платить все равно придётся;
  • разрешено ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица, а в случае желания правообладателей земельных участков быть членами товарищества, им такая возможность предложена законом (причём как для собственников земли, так и для граждан, обладающих правами бессрочного пользования или аренды земельных участков),
  • прописаны полномочия и ответственность некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
    1. для удобства голосования вводится очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний членов товарищества,
    2. возможность для общих собраний членов товарищества на добровольной основе принять решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную или муниципальную собственность - иными словами, коллективную собственность, по новому закону, можно не делить на доли, а отдать целиком какому-то юридическому лицу (например, передать трансформатор и сети энергетической компании, а дороги - муниципальным властям), и такое решение может стать весьма целесообразным, так как с членов товарищества снимается забота по обслуживанию и ремонту своей коллективной собственности,
    3. при неуплате взносов более чем 2 месяца член товарищества может быть исключён из товарищества, однако он все равно будет пользоваться общим имуществом (электричеством, дорогой, помойкой) и платить за это столько же, сколько члены, лишившись лишь права голосовать на общем собрании,
  • доработано понятие «границы территории товарищества»: оно заменено на «территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд», так как именно от территории ведения садоводства или огородничества зависит размер общего имущества, который находится в общей долевой собственности и управляется товариществом,
  • конкретизировано определение понятия «имущество общего пользования», установлены возможные виды и цели использования такого имущества, что позволит снизить риск появления в товариществах имущества, не связанного с его деятельностью,
  • для лиц, являющихся правообладателями земельных участков, но не вступивших в товарищество, предусмотрены:
    1. обязанность осуществлять плату за приобретение, создание, содержание, текущий и капитальный ремонт имущества общего пользования, а также за услуги и работы по управлению таким имуществом в размерах, равных установленным для членов товарищества,
    2. право использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения садоводства или огородничества, наравне и в объеме, установленном для членов товарищества,
    3. право принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по вопросам, касающимся распоряжения имуществом общего пользования;
  • в отношении объединений, созданных до принятия закона и являющихся собственниками имущества общего пользования переходными положениями предусмотрена обязанность до 1 января 2024 года вынести на рассмотрение общего собрания членов товарищества вопрос о передаче такого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков,
  • упрощён порядок лицензирования скважин товариществ - требование об их обязательном лицензировании вступает с 1 января 2020 г. (в закон «О недрах» вводится статья, закрепляющая нормы добычи подземных вод садоводческими и организации вправе вести добычу для целей хозяйственно-бытового водоснабжения до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами).

Важная заслуга нового закона заключается в стремлении соблюсти права и тех садоводов, которые не хотят быть членами садоводческих объединений, и тех, кто является сторонником такой формы ведения хозяйства. Закон стал документом не о юридических лицах, а о взаимоотношениях граждан, которые ведут садовое и огороднические хозяйство. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2019 года. До этого момента садоводы, дачники и огородники будут пребывать в режиме переходного периода, приспосабливаясь к новым правилам.

О бурном обсуждении законопроекта в заключительном третьем чтении в Государственной думе свидетельствует этот видео-материал:

Полезно знать

  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков - читайте
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
1669

Собственники земельных участков

Все вопросы, возникающие при граждан в садоводческое или огородническое объединение , регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Основные формы сообществ собственников земли

Строения на огородных, садовых и дачных земельных участках

Особенности функционирования и основные требования к сообществу садоводов и дачников

Объединения такой направленности создаются для того, чтобы упорядочить пользование территорий данного назначения , облагородить прилегающие площади, возводить только те постройки, которые отвечают требованиям действующего законодательства. Для создания объединения необходимо, чтобы в нем принимали участие хотя бы три человека.

Пример по сообществам садоводов и дачников

Андрей П. решил вступить в сообщество садоводов и огородников . В свое время он получил в администрации садовый земельный участок по праву и теперь хотел стать участником СНТ, поскольку площадь была расположена рядом с границами организации.

Мужчина подал заявку председателю организации, однако, через несколько дней получил отказ.

Руководствовался председатель тем, что:

  • Андрей П. не является собственником надела, а пользуется им по праву аренды ;
  • территория находится за пределами садоводческого сообщества.

Мужчина решил, что действия председателя неправомерны и обратился в суд. После рассмотрения дела, суд вынес отрицательное решение по заявлению Андрея П. и пояснил заявителю, что его требования были неправомерны.

Заключение

В итоге допускается составить ряд выводов:

  1. Граждане, достигшие совершеннолетия , располагающие правом на надел, лежащий в пределах СНТ, могут вступить в члены этого сообщества .
  2. Прием в участники организации выполняется на общем собрании сообщества, путем голосования .
  3. На площадях этого типа можно возводить лишь те постройки, которые согласованы со всеми участниками сообщества.
  4. Обязательными учредительным документом объединения является устав , который принимается также на общем собрании участников.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по сообществу садоводов и дачников

Вопрос : Здравствуйте, меня зовут Игорь Валерьевич. Больше двух лет назад я вступил в дачное товарищество . Участком пользуюсь в рамках установленных законом требований и ничего не нарушаю. Недавно решил построить на своей земле небольшую баньку. Завез пиломатериал и уже приступил к строительству, как пожаловал председатель нашего объединения и заявил, что я должен утвердить план застройки на общем собрании членов сообщества и, если они согласятся, я смогу строить баню.

Подскажите, можно ли избежать данной процедуры и действительно ли требуется согласие всех членов СНТ?

Ответ : Здравствуйте, Игорь Валерьевич. Согласно ст. 32 ФЗ № 66 от 15.04.1998 прежде чем приступить к застройке своего надела, вам необходимо составить соответствующий план размещения будущих строений и на общем собрании участников получить одобрение своего проекта, путем голосования. Согласия всех членов товарищества не требуется, однако, важно, чтобы на собрании присутствовало большинство участников. Кроме этого, существуют также и градостроительные регламенты и нормативы застройки, которые вы также должны учитывать.

Если вы проигнорируете данный порядок, то ответственность за это действие может выражаться в виде переноса уже построенной бани в другое место и выплаты штрафных санкций.

Работа на своем участке считается одной из распространенных форм досуга многих людей. Вместе со своими близкими дачники и садоводы составляют практически половину населения страны. Их особенно много в крупных городах Европейской части России. На современной карте садоводческих товариществ присутствует порядка 80 тыс. объединений граждан. Они поставляют почти половину ягод и плодов, овощей, выращиваемых в стране. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет садоводческое некоммерческое товарищество.

Нормативная база

У огородников, садоводов и дачников много общего. Однако они отличаются друг от друга по ряду признаков. ФЗ-66 "О садоводческих товариществах, огородных и дачных объединениях" дает определения этим трем категориям. Участки предоставляются гражданам для различных целей. Огородные и садовые наделы используются для выращивания овощных, плодово-ягодных и прочих сельскохозяйственных культур. Дачные участки предоставляются для отдыха, но с возможностью обрабатывать землю и собирать урожай. При этом садовые и огородные наделы отличаются тем, что владельцы первых могут возводить на них хозяйственные и жилые постройки. У хозяев дачных участков такая возможность может быть, а может и отсутствовать. Садовод не обладает правом зарегистрироваться в жилом строении, возведенном на своей земле. Такая возможность предоставляться владельцам дач.

Юридические разногласия

До 1990 г. на садовых участках граждане могли строить только одноэтажные летние домики. При этом размеры сооружений жестко регламентировались. Предельно допустимые размеры построек устанавливал устав садоводческого товарищества. В начале 90-х ситуация в стране резко изменилась. Однако законодательство осталось прежним. Игнорирование нормотворцами изменений вызвало множество споров в обществе. Вполне закономерной реакцией на возникшую дискуссию стало Постановление КС № 7-П от 14 апреля 2008 г. В связи с многочисленными жалобами граждан был проверен абз. 2 ст. 1 ФЗ "О садоводческих товариществах, огородных и дачных обществах" на предмет соответствия Конституции. Впоследствии было принято еще несколько актов по данному вопросу. В результате запрет на регистрацию лиц по месту проживания в пригородном строении, находящемся на садовом участке, расположенном в пределах территории населенных пунктов, был признан несоответствующим Основному закону. Такой вывод присутствует в постановлении КС № 13-П от 30 июня 2011 г.

Садоводческое некоммерческое товарищество

В нормативных актах не установлено запретов на ведение индивидуального хозяйства. Однако, как показала практика, в объединении людей больше пользы как для них самих, так и для общества. В этой связи граждане на добровольной основе учреждают объединения, в задачу которых входит содействие участникам в решении общих социально-хозяйственных вопросов. В качестве одного из распространенных видов таких объединений выступает садоводческое товарищество (СНТ). Это может быть крупное или небольшое объединение граждан. Основным условием является наличие не менее трех членов. Закон "О садоводческих товариществах" требует обязательной их регистрации. Она осуществляется в порядке, установленном для юридических лиц.

Учредительный документ: особенности

В качестве него выступает устав. Он утверждается на общем собрании участников объединения. В течение нескольких последних десятилетий в стране произошло достаточно много существенных изменений. Некоторые из них внесли серьезные коррективы в общественную и экономическую жизнь населения. Коснулись изменения и различных объединений граждан, в том числе, садоводческие товарищества. Учредительная документация таких обществ должна соответствовать существующей ситуации в стране. На практике же достаточно часто уставы товариществ составлены по типовому образцу.

Это далеко не всегда соответствует реалиям жизни. Из этого следует, что основной документ СНТ не способствует улучшению схемы управления объединением, не помогает рационально распоряжаться совместным имуществом. В результате те, кто вступил в садоводческое товарищество, не могут в полной мере реализовать свои гражданские права и исполнить обязанности, возложенные на них. В этой связи к разработке учредительного документа необходимо подойти не как к формальности, а с полным пониманием всей его важности. В нем должны быть прописаны условия, порядок, в соответствии с которыми создается садоводческое товарищество, правила вступления в него участников и выхода из объединения, их обязанности, права, ответственность. При этом все разделы должны учитывать специфику формируемого СНТ, соответствовать федеральным и региональным нормативным актам.

Управление

Полномочия председателя СНТ определяет 66 Закон садоводческих товариществах. Они также фиксируются в учредительном документе объединения. В качестве высшего органа, осуществляющего управление, выступает общее собрание членов. Тайным голосованием на нем определяются ответственные лица (правление). По требованию определенной части объединения может ставиться вопрос о досрочном их переизбрании. На каждом собрании ведется протокол. Его подписывает секретарь и председатель. Эти протоколы заверяются печатью и хранятся постоянно.

Права участников

В садоводческое товарищество может вступить совершеннолетний гражданин, имеющий участок в пределах земли объединения. Члены общества могут избирать и быть избранными в правление. Они также наделяются правом самостоятельно вести хозяйство на своем участке согласно виду разрешенного использования. Если надел не изъят из оборота, не имеет обременения или ограничения, владелец может свободно распоряжаться им по своему усмотрению. Он вправе строить, реконструировать, перестраивать сооружения на участке.

Садоводческие товарищества: взносы

Они могут быть членскими и целевыми. Первые формируются из компонентов, наиболее значимыми из которых считаются следующие:


Очевидно, что величина доли, направляемой на вознаграждение председателю и правлению, должна быть равной для всех членов СНТ, вне зависимости от различий в размерах наделов. Такое положение в первую очередь следует из равенства прав всех участников. Составляющая на налог исчисляется пропорционально площади участков. Оплата пользования имуществом и услугами должна осуществляться только теми членами, которые ими действительно пользуются. При этом должны учитываться положения ст. 249 ГК. Целевой взнос на сооружение инфраструктурных объектов для каждого участника исчисляется пропорционально размеру надела. Это обуславливается тем, что расходы на прокладку дороги, водопровода, ЛЭП тем выше, чем больше площадь.

Жилые строения

Этот термин введен упомянутым выше ФЗ № 66. Это понятие присутствует только в этом нормативном акте. Термина "жилое строение" нет и в ЖК. Попытки изменить правовой статус сооружений на садовых участках предпринимались еще в начале 90-х. В частности, федеральным нормативным актом № 4218-1 гражданам была предоставлена возможность переоформить жилые строения, находящиеся в собственности, расположенные на садовых участках и отвечающие соответствующим требованиям, в жилые дома. Однако после введения ЖК эта норма была отменена.

Следует сказать, что процедура признания строения пригодным для проживания в нем постоянно сопровождается не меньшими сложностями, чем ввода здания в эксплуатацию. Для реализации постановления КС № 7-П, регионы могут принимать нормативные акты, которыми будет регламентироваться этот процесс. Предоставленная субъектам возможность осуществлять правовое регулирование порядка признания жилыми домами строений, находящихся в садоводческих товариществах, способствовала корректировке процедуры упрощенной госрегистрации прав. В соответствии с приказом Минэкономразвития, была утверждена новая форма декларации, которая должна использоваться для объектов, не требующих получения разрешения на строительные работы.

Господдержка

Власть готова помогать всем участникам садовых товариществ. В первую очередь государство способствует формированию транспортной и социальной инфраструктуры. В частности, создаются торговые и обслуживающие предприятия, спортивные и детские площадки, решаются вопросы, касающиеся безопасности, и так далее. Одним из ключевых факторов развития СНТ считается транспортная доступность. В этой связи территориальные органы предусматривают в программах поддержки не только оказание содействия в сооружении дорог. Большое значение в вопросе доступности имеет развитие общественного транспорта. В некоторых муниципальных образованиях организуются специальные маршруты, на которых в выходные дни граждане могут добраться до своих участков.

Заключение

Как показала практика, садоводческие товарищества и иные некоммерческие объединения людей доказали свою эффективность. Такие общества довольно быстро приспосабливаются к условиям современности. Это говорит о том, что, несмотря на достаточно большое количество индивидуальных хозяйств, коллективные объединения занимают далеко не последнее место в жизни граждан. В законе предусмотрены равные права для всех участников садоводческого товарищества. К ним относится и возможность в добровольном порядке выходить из состава объединения.

Желание иметь свой участок за городом есть почти у каждого. Многие думают, что это удел пенсионеров – вести подсобное хозяйство и заниматься земледелием.

Но в последнее время все больше молодых людей приобретают земельные участки с целью строительства коттеджей вдали от городской суеты. Но не стоит думать, что достаточно просто купить землю. Чтобы иметь на нее права, нужно оформить определенные документы, которые станут гарантией вашего владения. И знать правила их оформления, чтоб не остаться без земли и дома в один прекрасный день.

Кроме того, даже если на земле имеются только растения и не планируется строительство, стоит обезопасить себя регистрацией земли. Сегодня также есть возможность зарегистрировать или вступить в уже существующее садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение. Что же это такое? Какие права имеют граждане, вошедшие в него? Чем грозит неучастие в объединении? Все эти вопросы очень важны.

Что такое садовое объединение (или дачное, или огородническое)

Уже само название говорит о том, что это объединение людей с общими целями. Это некоммерческая организация , в которую люди вступают самостоятельно для ведения хозяйства, решения проблем, связанных с участками, находящимися в их собственности. Деятельность таких объединений регулируется законом РФ.

Также законодательство страны регулирует правила вступления и выхода из объединения. Основным является то, что в объединении должно быть более 3 человек, иначе его деятельность будет признана незаконной и все принятые решения будут аннулированы.

Решение спорных вопросов в СНТ

Договор о пользовании объектами инфраструктуры садоводческого некоммерческого товарищества является одним из основных документов, регламентирующих правоотношения между СНТ и отдельными садоводами. Его обычно заключают отдельно на каждый новый объект

Садовод при покупке участка земли должен заключить договор с товариществом. Оно осуществляет представительские функции и выступает от лица всех садоводов. Без подписания документа садовода могут лишить элементарных удобств на участке

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – достаточно сложная в управлении юридическая организация. Как соблюсти все нормы и правила проведения общих собраний?

В СНТ бывают случаи, когда тот или иной человек перестает платить членские взносы. Такие действия нарушают действующее законодательство

Несмотря на добровольность членства в СНТ, в некоторых случаях гражданин может быть лишен этого права принудительно. В случае нарушения законодательства его могут исключить из состава членов товарищества

Разновидности объединений

Как и любая официальная организация, такие объединения классифицируются по нескольким признакам:

  • по организационно-правовой форме (какие отношения будут между членами объединения, какие права и обязанности будут возложены на каждого из них);
  • по виду возможного и дозволенного пользования землей (предназначение земли, находящейся в собственности).

Неважно, в какой тип объединения вы вступите, первоначально стоит ознакомиться внимательно со всеми правилами и вашими обязанностями. Ведь, кроме возможности вступить в объединение, есть также вероятность быть исключенным из него. А если вы планируете регистрировать свое объединение, то изучайте особенности каждого типа.

По характеру правовых особенностей членов сообщества:

  • Товарищество. Особенность данного типа в том, что товарищество имеет имущество, которое приобретено на взносы членов. И это имущество является собственностью товарищества как юридического, а не физического лица. Члены товарищества не отвечают за проблемы объединения и все объединение не отвечает за вопросы индивидуально каждого члена товарищества. То есть здесь каждый сам за себя. В товариществе уставом должен быть определен фонд, который создается за счет взносов (размер их также должен быть прописан в уставе). Вся деятельность товарищества регулируется законом и гражданским кодексом РФ.
  • Партнерство, которое не связано с коммерческой деятельностью (некоммерческое). Партнерство в данном случае почти одно и то же, что и товарищество. Существуют те же взносы, которые тратятся на нужды объединения, устав и законы, которые регулируют деятельность партнерства. Такое объединение помогает решать общие проблемы на уровне администрации, то есть спорный вопрос решает не отдельный собственник земли, а все члены партнерства участвуют в решении, и негативный исход может затронуть каждого члена партнерства.
  • Кооператив (причем кооператив еще имеет приставку потребительский). Эта организация отличается тем, что кроме установленных уставом взносов на решение проблем кооператива каждый его член ежегодно должен покрывать образовавшийся убыток дополнительными взносами. Более того, если кто-то взнос не сделал, остальные покрывают этот недостаток.

Приобретая землю в собственность, наверняка у каждого уже есть идея, для чего он будет ее использовать: только для ведения хозяйства, для дальнейшего проживания (то есть нужно построить дом) или для отдыха в выходные дни, здесь тоже нужна какая-то . Исходя из этих целей и объединения могут быть разными.

По виду деятельности на земельном участке:

  • Садовый участок. Это территория, которая приобретена с правом выращивания сельскохозяйственных культур, садовых растений. Кроме того, на ней можно возводить жилое помещение, но небольших размеров, и хозяйственные постройки.
  • Огородный участок. На нем также разрешено выращивать растения, деревья и кустарники. Однако, приобретая такой участок, уточняйте, нужно ли вам право на дома, так как есть возможность купить огородный участок без права возводить на нем даже хозяйственны строения. А указывается это право в документах о зонировании территории.
  • Дачный участок. Здесь уже все понятно. Не зря же мы называем дачей загородные дома. То есть на таком участке вы и выращивать можете все, что законом не запрещено, и строить все что угодно. Здесь возможно возведение не просто жилого строения, а жилого дома, что значительно отличается по размерам.

И это перечислены только некоторые виды объединений. В документах или в Сети можно встретить лишь аббревиатуру названий видов объединений. Мы приведем полный список разновидностей с расшифровкой.

  • СНТ (объединение, которое в собственности имеет садовые участки и называется товарищество);
  • ДНТ (в собственности дачные участки и также товарищество);
  • ОНТ (товарищество исключительно с огородными участками);
  • СНП (это уже партнерство с садовыми землями);
  • ДНП и ОНП (дачное и огородническое партнерство соответственно);
  • СПК (потребительский кооператив садовых участков);
  • ДПК и ОПК (кооператив дачных и огороднических земельных участков).

Если вы все же решили создавать объединение садовое дачное или огородническое, то стоит задуматься о его обязательной регистрации. Для этого нужно собрать пакет документов. Он должен включать в себя следующие единицы:

  • заявление с полными паспортными данными всех желающих участвовать в объединении;
  • решение о создании объединения, которое фиксируется протоколом собрания;
  • протокол с решением об учредительных документах, которые должны быть у каждого объединения свои;
  • после уплаты государственной пошлины вы предоставляете квитанцию, это подтверждающую, в соответствующий орган;
  • документы о праве собственности каждого учредителя на земельный участок.

Объединение начинает свою законную деятельность по собственному адресу только после официальной регистрации. Без нее все принятые решения и претензии к властям являются бессмысленными.

В такого вида объединение не обязаны вступать все, оттого оно и является добровольной организацией, но прав у таких граждан гораздо больше, не говоря уже о возможностях. У таких объединений есть возможность создать свой неделимый фонд, средства с которого будут сниматься только по решению общего собрания и на нужды объединения. Кроме того, они вправе создавать и совершенствовать инфраструктуру в пределах своего объединения.

Права на землю учредителей объединений

Право на пользование землей определяется не членством в объединении любого типа. Оно диктуется правом на собственность. То есть, даже если вы не член кооператива, товарищества или партнерства, но у вас есть документ, подтверждающий, что вы собственник, земля по праву ваша и делайте на ней то, что разрешено вашими документами (выращивайте растения, стройте коттедж). И находящееся рядом объединение не имеет никакого права влиять на ваши решения и распоряжаться вашим участком.

Но если недалеко от вас есть такой кооператив или партнерство, то у вас появляется возможность пользоваться его инфраструктурой, но только на основе заключенного с ним договора и за определенную плату. В случае же несоблюдения условий такого договора вы лишаетесь этого права.

Объединения дают возможность улучшить условия пребывания на загородной территории, решать проблемы сообща.