Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. план-конспект урока (6 класс) на тему

В XIII-XV веках в Причерноморье и Приазовье возникают итальянские торговые фактории, основанные Генуей, Венецией и Пизой. После того, как в 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь, итальянские купцы обосновались в Византии, а из Константинополя проникают в Крым и на побережье Азовского моря. Одна из первых факторий - Порто Пизано (около современного Таганрога) была основана Пизой в первой половине XIII века. Процесс интенсивной торговой колонизации Причерноморья начался в 60-е годы XIII века, после того, как в 1261 году Генуя заключила Нимфейский договор с Византийским императором Михаилом VIII Палеологом, по которому получила право плавания и беспошлинной торговли на Черном море. В 1265 г. такое право получили и венецианцы. Процесс колонизации Причерноморья и Приазовья сопровождался острой конкурентной борьбой как между Генуей и Венецией, так и между основанными ими факториями.

Венецианцы и генуэзцы заключили также договоры с ханами Золотой Орды, по которым во владение им была отведена часть территории в Крыму и на Азовском побережье для создания торговых колоний (при признании верховной власти хана). В 60-е годы XIII века Генуя обосновывается в Каффе (современная Феодосия), которая становится крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье. Венецианцы создали фактории в Солдайе (ныне г.Судак в Крыму, около 1287 года) и Трапезунде (в 80-е годы XIII века). Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний.

Управлялись эти колонии консулами-байло, избираемыми в метрополии на 1-2 года. Вместе с консулами факториями управляли выборные городские советы из купцов-нобилей (граждан метрополии) и граждан факторий. Гражданами факторий в основном были итальянцы(составлявшие меньшинство горожан), хотя состав городского населения был чрезвычайно пестрым: греки, армяне, русские, евреи, татары и др. Неитальянцы обладали определенными юридическими правами, свободой вероисповедания, могли нести военную и гражданскую службу (кроме занятия выборных должностей), участвовать в совместных торговых компаниях. Но генуэзские и венецианские колонии, как и их метрополии, постоянно враждовали между собой, хотя в одной и той же колонии (например, Трапезунде или Тане) могли быть фактории двух торговых республик. Периодически колонии подвергались разорению и со стороны татар, однако уничтожены были только после турецкого завоевания. В 1453 году, после падения Константинополя, фактории оказались отрезанными от метрополий и были постепенно завоеваны османами.

По договору 1332 г., заключенному послом А. Дзено и ханом Узбеком, Венеция получила участок земли на левом берегу Дона, близ г. Азак. Здесь и была основана самая удаленная венецианская фактория Тана. Управлялась она, как и другие фактории, венецианским консулом. Практически одновременно с венецианцами в Тане создают свою факторию и генуэзцы. Фактории платили хану Узбеку трехпроцентную пошлину с проходившего через них товара. Условия жизни в Тане не были легкими, генуэзцы и венецианцы часто враждовали между собой. Помимо этого, обитатели факторий испытывали постоянную угрозу со стороны кочевников, одновременно являвшихся и торговыми партнерами, и врагами.

Конкурентная борьба Венеции и Генуи за Тану завершилась победой Генуи. При хане Джанибеке в 1343 году Тана была захвачена татарами, а венецианцы изгнаны на пять лет (поводом для этого изгнания явилось убийство в Тане татарина). Вслед за изгнанием из Таны Венеция потерпела поражение в войне с Генуей и в 1355 году доступ в Тану ей был закрыт еще на 3 года. В 1381 году Венеция вновь была разбита Генуей, после чего лишилась доступа в Тану еще на 2 года. Таким образом, в Тане стали господствовать генуэзцы.

Из Таны в Италию вывозились пшеница, рыба и икра, меха, воск, специи и сандаловое дерево (транзитом с Востока), кожи, мед. Ввозила Тана ткани, медь и олово. Одной из основных статей дохода была работорговля. Представляя собой продолжение Азака, Тана была также обнесена каменными стенами и превращена в крепость. От итальянской Таны осталось много интересных памятников. В числе их - надгробная плита из белого мрамора на могиле посланника и консула Венецианской республики Жиакомо Корнаро, умершего в Тане в 1362 году.

Как и Азак, Тана пострадала в период похода Тимура на Орду в 1395 году. Приблизительно к 1400 году она была вновь отстроена. Тана еще несколько раз подвергалась нападениям татар: в 1410, 1418 и 1442 годах В последний период существования Таны генуэзцы и венецианцы вынуждены были проявлять солидарность и взаимопомощь перед внешней угрозой. Однако не внешняя опасность привела к постепенному упадку Таны, а прекращение транзитной торговли со странами Востока, вследствие разгрома Тимуром Хорезма - одного из главных партнеров на Востоке. К тому времени, как в 1475 году Тану захватили османы, она уже пришла в упадок.

Проникали итальянцы и на Кавказ. Важнейшими генуэзскими колониями были Матренга, Копа (на правом берегу Кубани), Мапа (Анапа), Пеше (у устья Кубани) и другие. Венеция имела здесь лишь две значительные фактории - в Тане и Трапезунде.

Наиболее крупной итальянской колонией на Кавказе была Матренга (бывшая Тмутаракань на Таманском полуострове). До начала XV века Матренга находилась под властью черкесского князя. В 1419 году, после бракосочетания генуэзца Гизольфи с дочерью черкесского князя Бика-Ханум Матренга стала владением семьи Гизольфи. Число итальянцев - жителей Матренги - было незначительным; в основном преобладало греческое и адыгское население. Матренга была торговым аванпостом на Северном Кавказе. Основой для торговли с Генуей был вывоз рыбы и икры, мехов, кож, хлеб, воска и меда. Одной из самых главных статей вывоза являлись рабы, которые захватывались в ходе военных набегов. Рабов генуэзцам поставляли татары, черкесы, аланы и другие народы Кавказа. Нередко и сами генуэзцы устраивали экспедиции за рабами. Ввозили итальянцы на Северный Кавказ разнообразные ткани, ковры, хлопок-сырец, венецианское стекло, мыло, сабельные клинки, пряности и другие товары.

Из Матренги и других колоний итальянцы продвигались дальше в горы Северо-Западного Кавказа. Об этом свидетельствуют развалины замков, башен и церквей в горах, каменные надгробные кресты. Отсюда же происходила миссионерская деятельность католической церкви. После образования в 1433 году Крымского ханства генуэзские колонии вынуждены были платить ему дань. Конец Матренге и другим колониям положили в 70-х годы XV века османы, захватившие Каффу и Тану.

Утверждение итальянцев в регионе сопровождалось на протяжении де­сятилетий острой борьбой между различными силами, претендовавшими здесь на влияние: Византией, Крымским ханством, Генуей, Венецией, Пи­зой, Амальфи. В результате ожесточенного соперничества с Венецианской Республикой, основавшей в начале XII в. колонии в виде торговых факторий на южном побережье Крымского полуострова, Генуя стала монопольным хозя­ином морских торговых путей, проходящих вдоль крымского побережья. Инте­рес итальянских купцов к Черному морю был вызван прежде всего тем, что градиционные торговые пути между Востоком и Европой (проходившие глав­ным образом через Средиземноморье) в результате монголо-татарского за­воевания мира оказались нарушенными. Главное значение приобрели се­верные транзитные пути, проходившие через Центральную и Среднюю Азию па верное море. Генуэзцы, оттесненные венецианцами от черноморских рынков, не захо­тели мириться с таким положением. Они пошли на заключение союзного дого­вора с Никейской империей - греческим государством в Малой Азии, кото­рое вело борьбу против крестоносцев и венецианцев за восстановление Византийской империи. Нимфейский договор между никейским императо­ром Михаилом (Палеологом) и Генуей был заключен в марте 1261 г., а в июле того же года греческие войска овладели Константинополем. Крестоносцы были изгнаны из Византии, место венецианцев в черноморской торговле за­няли генуэзцы. В обмен на предоставление материальной и военной помощи Генуя получила исключительное право торговли на Черном море, беспрепят­ственного прохода через черноморские проливы (соединявшие Черное море со Средиземным), беспошлинной торговли во всех Владениях империи и пр. Кроме того генуэзцы добились запрещения торговать здесь венецианцам.

Однако необходимо было договариваться и с Золотой Ордой, хозяйни­чавшей в Крыму. В середине 1260-х гг. генуэзцы основали в Кафе (Феодо­сии), маленьком тогда греко-аланском поселке, свою торговую факторию, приобретя также по согласованию с улусным эмиром Мангу-ханом в свою собственность близлежащие земли. Итак, в 1260-1270-х гг. начинается ак­тивная генуэзская колонизация черноморских берегов. Вначале колонизи­руется южный берег Крыма. Торговые фактории появляются в Боспоро (Кер­чи), Чембало (Балаклаве). Несколько колоний было основано в Северо-Вос­точном Причерноморье - Копа (Славянск-на-Кубани), Матрега (ст-ца Тамань), Мала (Анапа), Себастополис (Сухуми), Калолимен (р-н совр. Новороссийска), Мавролако (Геленджик). Важнейшее значение для сохранения позиций гену­эзцев в Приазовье имела Тана (Азов), обладавшая богатейшим рыбным рын­ком, имевшая стратегическое значение в системе торговых пунктов, лежа­щих между Европой и Азией. Из Таны массово вывозился хлеб, соленая рыба и икра - главным ооразом в Константинополь и Геную. Тана имела огромное экономическое значение - через нее пролегал транзитный путь в Среднюю Азию и на Дальний Восток.

Политическим, экономическим центром всех генуэзских колоний, средо­точием всей черноморской (транзитной) торговли стала Кафа. Генуэзцы вели себя на Черном море как дома, полностью изгнав оттуда греческих купцов. Титулатура кафского консула - «глава Кафы и всего Черного моря» - несла в себе вполне реальное содержание. Другими колониями Кафа управляла че­рез своих представителей - комендантов и консулов. Следует отметить, что все колонии итальянцев в Крыму и Северном Причерноморье являлись мно­гонациональными по своему составу. Даже в Кафе генуэзцы составляли нич­тожное меньшинство. В Солдайе, Чембало, Матреге, Копе преобладало гре­ческое и местное (черкесское) население. Следует также отметить славянс­кий, армянский, еврейский элемент населения колоний. Со временем про­исходит дифференциация генуэзских колоний, в числе которых можно выде­лить следующие: 1) сохранявшие торговое значение (Кафа, Тана); 2) имев­шие значение крепостей и центров сельскохозяйственных округов (Солдайя, Чембало); 3) колонии, власть в которых осуществляли на деле местные (чер­кесские или генуэзские) князья, несмотря на присутствие чиновников из Кафы (Мала, Барир, Матрега, Копа). Учитывая местные условия, значение и явную отдаленность колоний, Кафа была вынуждена вести гибкую политику в отно­шении признания в некоторых лз них большой степени независимости. Од­ной из особенностей некоторых итальянских колоний являлась их зависи­мость не только от Кафы, но и местных владетелей - как" итальянского, так и местного (черкесского) происхождения. Например, Матрегой с 1419 г. вла­дели знатные генуэзцы Гизольфи. Один из них - В. Гизольфи, породнившись с дочерью и наследницей князя из местного (черкесского) рода Биберди -Биха-Ханум, превратил эту чрезвычайно важную для Кафы колонию в полуне­зависимое феодальное владение своей семьи. Кафа, осознававшая опасные для себя последствия сепаратизма местного князя, шла, однако, на поддер­жку Гизольфи. Матрега имела для итальянцев стратегическое значение. Рас­полагаясь на берегу Керченского пролива, она обеспечивала бесперебойное сообщение колонизаторов с Боспоро, находившейся в Крыму, а оттуда - с Другими крымскими владениями Генуи. Батой (Бариром) владел во второй половине XV в. знатный генуэзец И. де-Марини, а ее жители платили дань Кафе. Копа находилась под властью местного черкесского князя. Когда один и з ее правителей возвел в своих владениях крепость, то консулу Кафы при­казом из Генуи повелевалось принять срочные меры к ее уничтожению.

О непрочности позиций Кафы в Копе говорит и тот факт что согласно Уста генуэзских колоний в Черном море 1449 г. консул Копы должен был по npi« бытии туда «поднести подарки владетельным особам из Зихии», т.е. знатньп черкесам. Население колонии занималось засолкой рыбы и приготовление! икры, а также продажей рабов. В Копе процветала ярмарочная торговл (с конца апреля до середины мая). До установления консулом Копы цены н; рыбу никто из купцов не имел права покупать ее - под угрозой конфискацш

товара. Строго карались и те, кто начинал торговлю до прибытия консула е колонию или готовил тогда же икру и солил рыбу. Никто, кстати, не имел права брать соль на откуп. Место консула в Копе было весьма выгодным, предоставлялось оно в качестве награды за заслуги перед Генуей. Колония Мала консульства не имела и торговля там была незначительной. Мавролако представлял собой удобнейший порт черкесского побережья Черного моря, охотно посещаемый купцами. Боспоро находилась под властью черкесского

князя, представляя собой княжество полуфеодального типа.

Создаваемый генуэзцами административный аппарат постепенно услож­нялся и разрастался - по мере того, как разрасталась вся их колониальная система на Черном море. Уже в 1290 г. Кафа имела свой устав, определяв­ший по существу всю внутреннюю организацию и устройство черноморских колоний, для которых Кафа являлась административным центром. Затем по­явились новые уставы, самый пространный из которых относится к 1449 г. Формально управление носило республиканский характер. Во главе всей ко­лониальной системы стоял консул, назначаемый советом дожей Генуи сро­ком на один год. Ему принадлежала почти вся полнота власти, включая право пыток, определение цены товара и т.п. Впрочем, деятельность его разделя­лась и даже контролировалась колониальными учреждениями - советом по­печителей, советом старейшин, двумя управляющими финансами, торговым комитетом. Особое положение занимали 16 генеральных синдиков (судей), вершивших суд и расправу. Они имели право предать суду даже консула. Вся эта генуэзская администрация, продажная по своей сути, покровительст­вовала купеческой и феодальной знати, нередко в ущерб престижу самой Генуи. Даже такие ответственные места, как должности консулов Таны и Копы, продавались с разрешения банка Сан-Джорджио консульством Кафы.

Положение итальянцев в регионе никогда не являлось прочным. Сама Кафа несколько раз подвергалась разрушению со стороны татар - в 1298 г., 1308 г., и генуэзцы были вынуждены спасаться бегством, В правление хана Узбека (1312-1342 гг.) генуэзцы вновь появились на берегах Феодосийско­го залива. В 1313 г. в Орду было направлено посольство из Генуи, догово­рившееся с ханом об условиях возвращения генуэзцев на развалины Кафы, а в 1316 г. возрождающийся город получил новый Устав. К середине XIV в. Кафа стала мощной крепостью, а в 1380-х гг. была возведена внешняя ли­ния обороны города. Несмотря на осложнение отношений с татарами (с 1434 г. генуэзцы стали уплачивать постоянную дань крымскому хану Хаджи- Гирею, своему злейшему врагу), Генуя идет на громадные затраты по восстановлению своего присутствия в Крыму. Ведь несомненно большие доходы она получала от торговли с местным населением, вывоза в Европу колониальных товаров, рабов. Генуэзцы предприняли попытки разработки серебряных рудников в горах Кавказа. Исследуя местные земли, они >ща-тельно наносили их на карты.

Документы еще Xlli в. говорят о товарообмене с черкесами в устье Куба­ни, о ярмарке в Копе. В обмен на икру и рыбу местное население получало грубые ткани, а генуэзцы - громадную прибыль, о которой упоминают источ­ники даже XVI в. В Европу вывозились следующие товары: соленая рыба, икра, строевой лес, зерно (просо, ячмень, пшеница), фрукты, овощи, вино, мясо, меха, воск, кожи, смола, пенька. О значении поставок зерна из коло­ний свидетельствуют многочисленные документы. Когда в начале 1340-х гг торговля через Тану и Кафу прервалась, в Византии вскоре возник серь­езный недостаток ржи и соли. В контрактах Кафы за XIII в. часто фигурируют большие транспорты ржи, ячменя и проса, отправляемые в Трапезунд и Сам-сун. Урожаи зерна у алан и черкесов находили быстрый сбыт у татар в непло­дородном Крыму. В обмен на товары, предоставляемые черкесами, генуэзцы предлагали им соль, рис, горчицу, пряности, хлопчатобумажные ткани, хло­пок-сырец, мыло, благовония, в том числе ладан, имбирь (мешая который с медом, черкесы варили крепкий напиток). Черкесская знать охотно приобре­тала дорогие сорта тканей, предметы роскоши - ковры, ювелирные украше­ния, художественное стекло, богато украшенное оружие. Торговля носила по преимуществу меновой характер, денежные отношения с трудом проникали в эту сферу (аспры служили генуэзцам главным образом для торговли с тата­рами). В качестве единицы товарообмена выступал бокассин - мера про­стой ткани, достаточной для пошива одной мужской рубахи. Торговля велась на неравноправной основе, поскольку адыги не знали истинной ценности предлагаемых им на обмен товаров. Сотрудничая с местной верхушкой, куп­цы не церемонились с рядовыми людьми. Так, черкесов, живших в Копе, генуэзцы принуждали" к заключению выгодных для себя сделок под угрозой лишения их соли, так необходимой для засолки рыбы. Один из параграфов Устава 1449 г. предписывал всю неиспользованную в Копе соль привозить обратно в Кафу или бросать ее в море под угрозой взимания крупного штра­фа в случае неисполнения предписания. Население колоний Северо-Запад­ного Кавказа, кроме того, отбывало налоговую повинность в пользу Генуи, пытаясь освободиться от нее. Местную знать, напротив, колонизаторы поощ­ряли богатыми подарками (Генуя выделяла для этого специальные средства), приглашали ко двору консула Кафы. Князья Мапы и Таманского полуострова субсидировались ежегодной суммой из Генуи, естественно, с целью удержа­ния их в зависимости. Пытаясь упрочить свое положение, генуэзцы рука об РУку выступали с папским Римом в попытках окатоличить местное население ~ во многом православное.

Тревога в отношении сепаратизма князей, возможных восстаний черке­сов никогда не оставляла хозяев колоний. Устав 1449 г. запрещал генуэзцам родниться с местным населением. В графе расходов банка Сан-Джорджио на колонии постоянно фигурируют суммы, отпущенные на защиту генуэзских купцов, а также для обороны генуэзских замков на территории самих коло­ний. Правители Копы, например, вместо того, чтобы снаряжать и отправлять воинов-черкесов на службу в Кафу, сами принимали участие в нападении тех же черкесов на купцов-генуэзцев, следовавших в Копу для торговли. Время от времени приходилось отправлять из Кафы военные суда для отражения нападений корсаров-черкесов. Вторая половина XV в. - время непрекращаю­щихся смут, волнений, восстаний населения колоний, проходивших под об­щим лозунгом - «Против Кафы!». Колониальная система, смысл «функции-онирования» которой сводился к получению максимально большой выгоды с наименьшим риском и затратами - за счет нещадной эксплуатации населе­ния колоний - показала в это время свою полную несостоятельность.

Позорную страницу в истории итальянского присутствия на Северном Кавказе составляет работорговля, всемерно поощряемая Генуей и кафской администрацией. В частности, консул Копы мог получать за каждого вывози­мого оттуда невольника по 6 аспров. Учитывая тот факт, что консул, не полу­чая жалованья, жил доходами лишь от пошлин и штрафов, можно предста­вить, с каким рвением чиновник поощрял пленопродавство. Консул Кафы, контролировавший работорговлю в городе, также наполнял не только мест­ную казну, но и свой карман. Большая часть рабов, продаваемых в Кафе, была кавказского происхождения: черкесы, лезгины, абхазы. Торговали так­же рабами из числа грузин и русских. Покупали рабов у татар и адыгской знати, захватывавшей пленных в ходе межплеменных усобиц. Осмеливались генуэзцы захватывать в плен и татар, за что те не раз мстили и даже разру­шили Кафу в конце XIII в. Крупнейшими центрами работорговли на Кавказе являлись Кафа, Копа, Тана, Себастополис, причем Кафа сохраняла положе­ние крупнейшего из них в XVI-XVIII вв. Часть невольников оставалась в коло­ниях, но подавляющее их число вывозилось в страны Европы, Византию, Ма­лую Азию, Северную Африку. В Венецию и Геную рабов привозили тысячами, и рынок был всегда полон ими. Преобладали женщины, так как в Италии, в противоположность мусульманским странам, спрос был больше на женщин-рабынь. Египетские султаны пополняли рабами свои войска, гаремы, а в до­мах знатных европейцев появлялись новые домашние рабы. Поставив рабо­торговлю на широкую ногу, итальянцы извлекали из нее громадные доходы. Значительная доля ответственности за развитие работорговли лежит, несо­мненно, на черкесской знати, активно участвовавшей в набегах на своих же соседей-черкесов.

Середина XV в. - переломный этап в истории генуэзских колоний. В 1453 г. турки-османы завладели Константинополем. Византийская импе­рия перестала существовать, и морской путь, связывающий генуэзские колонии на Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы потери всех своих черноморских владений и она поторопилась продать в том же году колонии банку Сан-Джорджио с центром в Генуе. Это могущественное финансовое учреждение уже обладало к тому времени правом чеканки мо­неты, сбора большинства налогов во владениях Генуи, контроля за генуэз­скими таможнями, монополией на эксплуатацию соляных копей. Получив право на управление и неотъемлемое владение черноморскими колониями за низкую цену (5500 ливров), банк всего лишь завершил этим актом про­цесс постепенного поглощения генуэзских владений. Уже в июне 1454 г. на рейде Кафы появились военные корабли турок-османов. Они ушли лишь после того, как турки, ограбив несколько населенных пунктов крымского и кавказского побережья, добились от Кафы обещания выплачивать им еже­годную дань. Было ясно, что дни итальянского владычества на черноморских берегах сочтены. Но смертельный удар по колониям был нанесен лишь после того, как турки-османы заключили перемирие с Венецией (1474 г.). 31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. Кафа, имевшая мощные укреп ления, сдалась через несколько дней. Во второй половине 1475 г. турки совершили поход в сторону Дона и Приазовья, захватив Матрегу, Копу, Тану и др. Центром османских владений в Причерноморье стала Кафа, где раз­местился султанский наместник.

Так бесславно закончилось владычество Генуи в Крыму и Северном При­черноморье. Стремясь к быстрейшему обогащению, нещадно эксплуатируя население колоний, генуэзцы не сумели создать прочной основы своего при сутствия в регионе. Довольно часто в донесениях консулов говорилось о стол­кновениях, раздорах с местными племенами. «Мирные» или «дружествен­ные» договоры, к которым черкесов принуждали насильно, почти тотчас же нарушались ими. Коварством отличалась политика черкесской знати в отно­шении кафской администрации. Имеются отдельные положительные послед­ствия многолетнего присутствия итальянцев на Кавказе - об адыгах стано­вится известно в Европе, так как их земли наносятся генуэзцами на карты; местное население колоний, в том числе адыгское, знакомится с достижени­ями европейской культуры; развитие торговли способствовало повышению благосостояния определенной части адыгского общества. В целом, однако, итальянская колонизация имела негативные последствия для народов Се­верного Кавказа. Попытки обратить местное население в католичество не­редко носили насильственный характер. Работорговля обескровливала ады­гов, угнетающе действуя на их генофонд. Поощряя этот «промысел», генуэз­цы разжигали тем самым новые столкновения между адыгами (поскольку знать " Ь| ла заинтересована в захвате пленников). Грабительский же характер тор­говли задерживал рост производительных сил аборигенного населения, ба­зируясь на беззастенчивом обмане, монополии и отсутствии у адыгов альтернативного выбора.


Похожая информация.


Презентация на тему: Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа























1 из 22

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа В результате крестовых походов в XI-XIII вв. в Италии экономически расцвели такие купеческие республики, как Генуя и Венеция. Оттеснив арабов и византийцев, итальянские купцы захватили в свои руки посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Вскоре они стали столь мощными торговыми державами, что современники по праву называли Геную "богом морей", а Венецию - город-порт на Адриатическом море - "царицей Адриатики".

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

В XIII в. слабеющая Византия вынуждена была открыть свои проливы Босфор и Дарданеллы для прохода итальянских судов из Средиземного моря в Черное. Это открыло им путь к Крыму и Черноморскому побережью Кавказа. Генуя и Венеция соперничали за господство на Черном море, что выражалось не только в острой торговой конкуренции, но и в вооруженных столкновениях между ними. Более удачливой оказалась Генуэзская республика, которая по договоренности с крымскими ханами основала в Крыму свою первую торговую колонию Кафу (нынешняя Феодосия). Построив еще ряд торговых факторий (поселений), генуэзцы обратили свои взоры на Приазовье и Черноморское побережье Кавказа. На месте русской Тмутаракани и византийской Таматархи (или, как ее сокращенно называли, Матархи) генуэзцы основали в конце XIII в. город-порт Матрегу. Матрега была укрепленным городом, населенным представителями различных племен и народов. Она не только была связующим звеном между Востоком и Западом, но и являлась центром торговли с окрестными горскими племенами.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Скупая у горцев воск, рыбу, меха и другие товары, итальянские купцы привозили на Северо-Западный Кавказ восточные и западные товары. Крупными генуэзскими колониями на территории Кубани были Мапа (Анапа), Копа (Славянск-на-Кубани), Бальзамиха (Ейск), Мавролако (Геленджик) и другие. Всего было построено до 39 поселений, разных по величине и значимости, но выполнявших главным образом торгово-экономические задачи.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Не обходила вниманием генуэзские колонии и римско-католическая церковь, присылавшая сюда своих миссионеров. Эти проповедники пытались обратить адыгское население, исповедовавшее христианство греческого толка, в католичество. В Матреге была даже создана католическая епархия, которая руководила процессом перехода в католичество местного населения, но больших успехов ей не удалось добиться.

№ слайда 15

Описание слайда:

На месте античной Горгиппии (Анапа) на крутом берегу Черного моря генуэзцы воздвигли свою крепость - факторию Мапу. Именно от нее шла знаменитая тогда генуэзская дорога к верховьям р. Кубани, там она делилась на две: одна дорога шла в Абхазию, другая - к Каспийскому морю. Дорога по тому времени была хорошо оборудована, имела перевалочные базы и, очевидно, неплохо охранялась. Последнее было связано с тесными отношениями адыгской знати и администрации генуэзских колоний. Генуэзцы были кровно заинтересованы в безопасности своих купеческих караванов, которые передвигались по кавказской территории. Адыгская знать видела в торговом сотрудничестве с генуэзцами большие выгоды.

№ слайда 16

Описание слайда:

Адыгская верхушка была основным поставщиком "живого товара" - рабов, которые вывозились в общепризнанные центры европейской торговли: Геную, Венецию, Флоренцию. Рабы "добывались" в результате бесконечных межплеменных войн, набегов на соседние народы, захвата пленных. Часть простых людей обращалась в невольников, не имея возможности вернуть долги. Наибольшим спросом пользовались красивые девушки и физически развитые юноши 15-17 лет. Из торговли рабами извлекали прибыль не только адыгская знать и генуэзские купцы, но и администрация итальянских поселений. Например, консул Копы за каждого проданного раба получал по 6 серебряных монет, которые назывались аспры. До нас дошли сведения о торговых сделках, оформлявшихся при продаже рабов. Так, при совершении одной из них было записано: "Продан раб черкес 12 лет за 450".

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Работорговля оказывала отрицательное влияние на развитие адыгской народности, сокращая численность населения за счет наиболее молодых и трудоспособных людей. Господство натурального хозяйства у народов Северо-Западного Кавказа обусловило преобладание меновой торговли над денежным обращением. Единицей обмена обычно служила определенная мера ткани, из которой можно было сшить мужскую рубаху. Большим спросом у народов Северо-Западного Кавказа пользовались привозимые генуэзцами ткани, соль, мыло, ковры, ювелирные изделия, сабли. Но, пользуясь своим безусловным господством на рынках Причерноморья, генуэзские купцы устанавливали чрезвычайно завышенные цены на товары, извлекая громадные прибыли из торговли с местным населением. Мало того, высокие цены, например, на такой важный продукт, как соль, устанавливались еще за счет его строго нормированного привоза. Если соли завозилось больше (а это могло снизить цены на нее), то излишек ее сбрасывался в море. В сложных условиях шла и торговля самих генуэзцев. Большой урон генуэзским купцам наносило широко развитое морское пиратство. Морские разбойники не только грабили купеческие суда, но и нападали на прибрежные поселения и порты. Поэтому генуэзцы вынуждены были нанимать охрану для сопровождения торговых судов и укреплять свои города-колонии каменными стенами и бойницами, держать в них гарнизоны.

№ слайда 19

Описание слайда:

Непримиримыми соперниками генуэзцев оставались и венецианцы, которые стремились закрепиться в азовско-черноморском бассейне. В устье Дона, как и генуэзцы, они основали свою факторию, интересы которой нередко отстаивали с оружием в руках. На рубеже XIV-XV вв. усилились противоречия итальянцев и с горским населением. Непомерные подати, жульничество в торговых сделках, навязывание католичества, захват и продажа людей - все это вызывало раздражение. Недовольство ущемлением своих владельческих прав проявляли и адыгские князья. Так, в 1457 г. князь Кадибельди даже взял штурмом Матрегу. Чтобы укрепить свое положение в черноморских колониях, генуэзская администрация прибегала к известному приему "разделяй и властвуй", натравливала одних князей на других, провоцировала их грабить своих же соплеменников, обещая богатые товары в обмен на скот и рабов. Упрочению генуэзского влияния в колониях служили и выгодные сделки, в том числе за счет брачных союзов представителей колониальной администрации и адыгской знати.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Но во второй половине XV в. колониальное владычество Генуэзской республики в Причерноморье и Приазовье шло к закату. Об этом свидетельствовал и тот факт, что управление городами-колониями было передано частному банку. В 1453г. под ударами турок пал Константинополь - столица Византии, очередь была за итальянскими колониями в Крыму и на Северо-Западном Кавказе. В последней четверти XV в. туркам удалось захватить все итальянские колонии на Черном и Азовском морях. Двухвековое пребывание генуэзцев на Кубани завершилось. Оно сыграло как положительную, так и (в еще большей степени) отрицательную роль в жизни местных народов. С одной стороны, генуэзцы знакомили их с передовыми приемами экономических отношений и производства восточных и западноевропейских стран, расширяли круг познаний о мире. С другой стороны, неравноправный обмен товарами и продуктами, налоговый гнет, работорговля, а нередко и простой грабеж подрывали хозяйство адыгов, сдерживали рост населения и производительных сил.

№ слайда 22

Описание слайда:

Из устава для генуэзских колоний 1449 г. Консул в Копе должен был следить: "...чтобы в упомянутое место не привозить соли более нужного количества для употребления. Причем постановляем и предписываем, что все купцы и другие лица, которые привозят соль в Капарио [Копу], должны всю соль, которая у них остается по окончании работ, т. е. посолив рыбу, привозить в Кафу или бросать в море, под штрафом от 100 до 200 аспров за каждую бочку... Также, что каждый шкипер корабля или судна обязан платить консулу всегда в год от груза судна по одному аспру с бочки, да сверх того за то, что стоит на якоре, 15 аспров с каждого судна... Также, что консул в Копе может получать за каждого невольника, вывозимого оттуда, по шести аспров...".

В XI-XII вв. в Италии происходил подъем ремесла и торговли. К концу XII в. в большинстве городов появились производственные цехи. Бурное экономическое оживление привело к торговой активности, особенно в бассейне Средиземного моря. Торговля итальянских городов с Востоком приносила баснословные прибыли. В то же время развернулась конкурентная борьба за восточные рынки.


Открыть в полном размере

Наиболее упорная борьба сложилась между городами-республиками Венецией и Генуей. Сначала успех сопутствовал Венеции, потеснившей Геную на Эгейском море, но ненадолго. В 1261 г. по так называемому Нимфейскому трактату Генуя получила за свою помощь Византии опорные пункты на Босфоре, в Малой Азии и Крыму и вытеснила венецианцев почти на столетие. В 1380 г. венецианцы разбили генуэзский флот при Кьодже и вновь установили свою гегемонию в Восточном Средиземноморье и на Понте. Мы не входим в перипетии соперничества Венеции и Генуи на Черном море, но отметим, что рядом с основными действующими лицами этого исторического действа - воинами и купцами - всегда шли представители католической церкви, успехи меча подкреплявшие крестом и проповедью.


Открыть в полном размере

В Причерноморье и на с самого начала доминировали генуэзцы. Уже в 1169 г. был заключен договор между генуэзцами и Византией, где один из параграфов гласит: «Корабли генуэзских купцов имеют право проходить во все земли, кроме России и Матреги, если только его (императора. - В. К.) властью не будет туда разрешение» (Россия здесь - побережье Азовского моря, Матрега - ). Это начало проникновения итальянцев. Вскоре после 1204 г. в черноморских портах появляются венецианцы, итальянская торговля на Понте растет. В 1234 г. в устье Кубани высадился доминиканский монах Рикардо, по поручению папы Григория IX совершивший путешествие в Волжскую Болгарию. Любопытны его наблюдения о Сихии, т.е. Зихии и городе Матрика, «где князь и народ являются христианами и имеют греческие книги и из них священные». Нет сомнений, что речь здесь идет о православных христианах. В 1238 г. Генуя и Венеция заключают перемирие и приступают к настоящей торговой экспансии в Крыму, а после Нимфейского договора, предоставившего большие льготы генуэзцам, последние приступают к освоению территории: приобретают квартал в Каффе. В 1268 г. папа Климент IV назначил в Каффу первого епископа. В 90-е годы итальянцы уже имели прочные позиции в Копарио (Копе на нижней Кубани), Матреге (Тамань), Севастополисе (Сухум). По сведениям Н. Мурзакевича, ссылавшегося на генуэзского автора Джироламо Серра, генуэзские купцы из Киффы в 1266 г. достигли Дагестана и начали торговлю с народами, живущими вокруг Каспия, а также посещали Тифлис.

По тем же данным, Каффа «заведовала» Крымом, Таманью, Копой, Кутаиси, Севастополисом и Таной. Другой автор XIX в. Де ла Примоде писал, что народы кубани и Кавказа ездили к генуэзцам на Тамань для торговли, а главной статьей торговли был воск, на который был огромный спрос от церквей и монастырей. Неизвестно, на основании каких данных автор утверждал, что генуэзцы в Кавказских горах разрабатывали серебряные рудники и следы их работ видны и поныне. По Кубани генуэзцы от устья реки поднялись вверх по течению на 280 миль и среди «богатой и плодородной страны» основали колонию, которой в 1427 г. управлял консул. По М. Н. Каменеву, еще в 60-х годах XIX в. были видны следы якобы генуэзской дороги, начинавшейся от Анапы и шедшей через ст. Царскую на Кяфар, Большой Зеленчук, Маруху, Теберду и оттуда через перевал в Цебельду и на Терек.

На землях наиболее крупными генуэзскими колониями были Матрега и Копа (ло-Копа, Копарио) и третьей – Мапа. Матрега находилась на месте древнерусской (нынешняя станица Тамань). Как и прежде, это был крупный порт, через который шли товары в Турцию, Западную Европу, а также на Северный Кавказ к адыгским племенам. Матрега была хорошо укреплена. Население состояло в основном из адыгов, земли которых прилегали к Матреге, итальянцев и греков. Генуэзцы поднялись на своих судах вверх по реке Кубани и в 280 итальянских милях от ее устья, в начале XIV в., на землях адыгов, в районе нынешнего города Славянска-на-Кубани, основали колонию ло-Копу. Согласно уставу колонии генуэзцы платили адыгским князьям дань в виде “подарков владетельным особам” бокасином (ткань из тонкого льна), определенные куски которого заменяли деньги. В Копе жили адыги, итальянцы, греки, армяне. Население занималось главным образом рыболовством, пластованием (солением) рыбы и приготовлением икры, что составляло основную статью экспорта. Икра вывозилась бочками, весом в пять кантаров (61,5 кг). Наравне с рыбой и икрой, важной статьей экспорта были невольники (рабы). Это были по преимуществу черкесы (адыги), татары и русские. Наиболее дорого ценились черкесы и черкешенки. Кроме того, вывозился хлеб, бараньи шкуры, меха, воск, мед, фрукты.

Согласно уставу генуэзских колоний консул в ло-Копа взимал пошлину с каждого корабля за груз и за стоянку на якоре. Лица, занимающиеся пластованием рыбы и приготовлением икры, обязаны были платить в доход консулу по 10 аспров (серебряная монета), а с каждого вывозимого невольника взимались пошлины в 6 аспров. Обогащению генуэзцев способствовала и меновая торговля с адыгами, при которой генуэзцы скупали по низким ценам кожевенное и другое сырье, что давало неслыханную прибыль. Торговля рабами приносила особенно большие доходы. К адыгам через Копу импортировались в основном следующие товары: соль, Мыло, ткани (итальянские сукна, тонкая льняная ткань – бокасин, букаран), ковры, клинки для сабель с гербами, рисунками и надписями. Они особо ценились у адыгской знати. Огромные средства наживались генуэзскими купцами, беспощадно эксплуатирующими местное адыгское население.

Положение генуэзцев в Матреге было непрочным – они были окружены адыгскими племенами, рядовое население которых, как правило, было настроено к ним враждебно, в самой колонии происходили политические неурядицы на почве вмешательства живших в ней генуэзцев во внутренние дела других народов и, наконец, восстания местных жителей против господства генуэзцев. В Матреге генуэзцы обосновались в начале XIV в., создав здесь свою колонию. В 1419 г. Матрега досталась представителю известной генуэзской фамилии Симону де Гизольфи, благодаря браку его сына Винченцо с дочерью и наследницей адыгского князя Берозоха. Таким образом, Гизольфи находились в двойной зависимости: с одной стороны, и главным образом, от кафского правительства, а с другой стороны от адыгских князей.

После Симона Гизольфи в Матреге правил Заккария Гизольфи, по-видимому, сын адыгской княжны, на которой женился Винченцо Гизольфи. Заккария, как он сам считал, был данником и вассалом тогдашнего соседнего адыгского князя Кадибельди. В 1457 г. последний, являясь сюзереном по отношению к Заккарию Гизольфи, восстал против него и захватил замок. Постройка крепости (замка) в Матреге была осуществлена незадолго перед этим при финансовой помощи Кафы. В документе говорится, что “воспользовавшись этим (захватом Кадибельди замка) народ той местности восстал против Кафы и овладел означенным замком вместе с князьями Зихии”. Таким образом, документ этот свидетельствует о восстании адыгского народа против генуэзцев и своих князей. Восстание было подавлено солдатами, присланными из Кафы, которая обязывала Заккария Гизольфи содержать в крепости наемных солдат из гарнизона Кафы. В Матрегу было отправлено оружие. Кафа в это время стояла во главе всех генуэзских колоний на Северо-Западном Кавказе.

На Черноморском побережье генуэзскими колониями была Мала, на месте нынешней Анапы, Калослимен (Бактиар) в Цемесской бухте (Новороссийск). Здесь генуэзцам удалось установить выгодный обмен с местными племенами (черноморскими адыгами). Другие генуэзские колонии представляли собой небольшие торговые фактории и стоянки судов для каботажного плавания.

Генуэзские колонии просуществовали на Северо-Западном Кавказе до конца XV века. После захвата турками Константинополя (1453 г.) начинается турецкое военное проникновение на Кавказ. Генуэзские колонии, с которыми адыгские племена поддерживали довольно тесные торговые отношения, были разорены, на их месте возникли турецкие крепости.

В какой-то степени эти сведения о продвижении генуэзцев из Крыма и Копы в глубь подтверждаются косвенными данными легендарно-фольклорного характера и даже археологией. Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в 1724 г. в Черкесии видел кресты на могилах с латинскими надписями, а в Карачае в начале XIX в. было кладбище Гетмишбаш, где сохранялось много могил и надгробных камней, рассматриваемых карачаевцами как католические или «франкские». Ф. Дюбуа де Монпере сообщает легенду, записанную от генерала Энгельгардта - франки или генуэзцы обитали по всем долинам Северного Кавказа, «жилища франков заполняли главным образом долину Кисловодска, распространялись даже за рекой Кубанью». Со ссылкой на П. С. Палласа, Дюбуа де Монпере указывает, что Рим-гора близ Кисловодска служила убежищем для франков. Последнее вполне возможно. Обратим также внимание на то, что популярное на Кавказе наименование итальянцев как «франки» происходит от византийского названия французских наемников. Следовательно, обозначавший европейцев термин «франки» был кавказцами заимствован от греков-византийцев.

Археологические следы пребывания генуэзцев на Северном Кавказе до XV в. разнообразны, но не одинаково достоверны. К числу последних мы относим латинскую надпись на склепе с конической пирамидальной кровлей, входом и окном в верховьях речки Маджры, впадающей в Кубань. Надпись гласила: «Fausta Fortuna» («Фауста фортуна») и «I… CANTI» (имя? – В. К.). Но реальность этой надписи позже никем не подтверждена. Другой, также непроверенный, но реально существовавший памятник -каменное изваяние католического монаха в характерном длинном одеянии и бритой головой с тонзурой. Правая рука благословляет. Памятник зафиксирован в двух километрах от станицы Преградной в восточном Закубанье вполне в соответствии с той генуэзской дорогой, о которой писал М. Н. Каменев. Возможно, к функционированию упомянутой дороги и движению по ней товаров имеют самое прямое отношение некоторые импортные предметы из Белореченских курганов XIV-XV вв.: серебряное позолоченное блюдо венецианской работы, посуда венецианского стекла, женский халат из итальянского аксамитного бархата лилового цвета и т. д. Речь идет об уже упоминавшемся в первой главе владении Кремух на р. Белой, возглавляемом правителем Биберди. Не вызывает сомнений торговый обмен адыгского Кремуха с итальянскими колониями Причерноморья. К той же группе археологических реалий XIV в. западноевропейского - католического круга можно отнести бронзовые кресты-тельники с изображением Распятия из находок М. Н. Ложкина на Ильичевском городище в верховьях р. Уруп и Хумара на Кубани. Венецианское стекло, ценившееся очень высоко на международном рынке, оседало в могильниках XIV-XV вв. Западной Осетии - Дигории (например, в Махческе), и это говорит о проникновении итальянских товаров до Северной Осетии.

Весьма вероятно, что не все итальянские импорты XIV-XV вв. из северокавказских археологических материалов мы сейчас можем верно опознать и атрибутировать: для этого необходимо знать исходную материальную культуру, что в наших условиях невозможно. Эта работа остается для будущего, подобно работе над итальянскими письменными источниками, относящимися к Кавказу, в итальянских хранилищах.

Сохраняющей значение работой по интересующей нас проблеме остается довоенная статья Е. С. Зевакина и Н. А. Пенчко «Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII-XIV вв.», хотя по ряду сюжетов она устарела и не отвечает современному состоянию источников. Зевакин и Пенчко приводят некоторые факты, ярко документирующие экспансию Венеции и Генуи на Северном Кавказе. Так, авторы установили, что на территории между Таной (Азов) и Севастополисом (Сухум) существовало 39 итальянских колоний, поселений и стоянок, из которых важнейшими были Тана, Севастополис, Копа и Матрега, через которые в Италию, Турцию вывозились рабы, хлеб, воск и другие товары. Подтверждаются очень интересные сведения Де ла Примоде о том, что генуэзцы ходили вверх по Кубани и добывали серебряную руду в горах Кавказа. Серебросвинцовое месторождение в верховьях Кубани есть, его разработка в Карачае велась до XX в. Поэтому данные о горных выработках генуэзцев в указанном районе звучат достоверно. Я не исключаю, чтоблагодаря присутствию генуэзцев получил свое название Сентинский храм, этимология которого может восходить к латинскому «Санта» - «святое», «святая». Поскольку Сентинский храм посвящен Богоматери и генуэзцы это наверняка знали, в их устах храм и сама вершина с храмом могли получить популярное название «Санта Мария».

В то же время я на предлагаемой версии не настаиваю, ибо существует карачаевская версия этимологии «Сенты». Решающее слово здесь должно принадлежать лингвистам.

Е. С. Зевакин и Н. А. Пенчко свидетельствуют о старинном торговом пути, шедшем по долинам Кубани и Теберды на Клухорский перевал и далее к Севастополису; «здесь же кончалась дорога через Рион в Имеретию и Грузию, которую часто посещали генуэзские купцы». Ясно, что для сношений с севером Кавказа этот путь был важен и не случайно в Севастополисе уже около 1330 г. находился епископ, а с 1354 г. – и генуэзский консул. Что касается Грузии, то ее сближение с католическими государями и церковью Запада началось в связи с борьбой с . В XIII-XIV вв. часть грузинского и армянского населения приняла католичество, а папа Григорий IX в январе 1240 г. направил восемь миссионеров с письмом к грузинской царице Русудан и ее сыну Давиду V. Как видим, католическая экспансия велась широким фронтом, охватывая весь Кавказ. На юге Кавказского хребта генуэзцы также организовали горные выработки. Есть сведения о том, что в Абхазии, в ущелье р. Гумиста находилась генуэзская колония, занимавшаяся разработкой свинцово-серебряной руды, а число шахт доходило до 15. Шло не только внедрение торговли в глубь Кавказа, но и освоение природных богатств. Все это означало одновременное расселение итальянцев по Кавказу.

Как далеко зашло продвижение весьма активных и динамичных европейцев на восток Кавказа, засвидетельствовано Фануччи, на коего ссылаются Е. С. Зевакин и Н. А. Пенчко: «По указанию Фануччи генуэзцы выстроили и заселили поселение Кубачи в Дагестане». Согласимся, что подобное может показаться фантазией - итальянское поселение в дебрях Дагестанских гор! Это действительно так хотя бы потому, что Кубачи известны с IX в. арабским летописцам под названием Зирихгеран, т.е. «кольчужники», мастера по металлу, а это задолго до появления итальянцев на Кавказе. Указание Фануччи следует признать преувеличением, генуэзцы не строили Кубачи, но бывать в нем они могли, и не раз - изделия знаменитых кубачинских мастеров по металлу, особенно оружейников, должны были привлечь внимание европейских купцов. Это становится более вероятным на фоне других свидетельств о пребывании итальянцев в Дагестане.

Важно, что факт продвижения генуэзцев, а с ними и католических миссионеров, до Каспийского моря и северного Дагестана (до Дербента) не вызывает сомнений. О состоянии христианской религии в этом регионе Кавказа, в то время носившем название Кайтаки, достоверно повествует Иосафат Барбаро: «туда отправились братья святого Франциска (монахи-францисканцы. - В. К.) и некий наш священник - латинист. Народы, которые живут в этих местах, называются кайтаки, как сказано выше, говорят на языке, не похожем на другие, многие из них являются христианами, из которых часть верует по-гречески, часть по-армянски, а другие по-католически».

Цитированный источник – единственный, свидетельствующий о том, что православие достигло границ Дагестана («часть верует по-гречески»), ибо, как видим, археологических памятников православия здесь пока нет.

Последнее свидетельство о прибытии в Дагестан католического миссионера доминиканца Винченцо относится к 1486 г. После этого христианство в Дагестане быстро сдает свои позиции исламу. Дагестан окончательно становится страной мусульманской.

Исследователи уже пытались найти ответ на эти вопросы. М. К. Старокадомская считала, что дальше Солхата в Крыму итальянцы на восток в поисках товаров (а одним из основных были рабы) не отправлялись. Генуэзцы предпочитали торговать теми товарами, которые доставлялись в Каффу или Солхат купцами других национальностей. Видимо, итальянские купцы лично участвовали в далеких торговых экспедициях в восточные страны. Имело значение то, что в начале XIV в. в Тебризе (Иран) функционировало генуэзское консульство, а в 20-е годы XIV в. уже существовало поселение генуэзцев в Зайтоне. Здесь также следует отметить, что в связях генуэзских городов Крыма со странами Востока «наиболее значительную роль играли кавказские купцы». Следовательно, движение было обоюдным, а генуэзцы постоянно двигались через Предкавказье на восток.

Весьма важную информацию по интересующему нас вопросу содержит обращение папы Иоанна XXII к хану Узбеку в 1330 г. Папа рекомендует хану епископа Семискат-ского Фому Манказола, сделавшего много прозелитов среди алан Кавказа, венгров и малхаитов. Семискату отождествляли с Шемахой, что представляется сомнительным, во всяком случае, недоказанным Еще более сомнительным кажется заключение о том, что загадочная Семиската – это Самарканд. Исходя из данной локализации Семискаты, составлена карта миссионерских акции Фомы Манказола, аланы на ней в зону действий Манказола не попали, хотя они размещены между Нижней Волгой и Доном.

Ставропольский археолог Т. М. Минаева свидетельствовала, что среди развалин города находили нательные металлические кресты, каменные надгробные плиты с изображениями крестов, но они оставались не опубликованными. Поэтому христианские древности XIV-XV вв. из Маджар остаются анонимными, хотя факт присутствия христиан в этом крупном городе сомнений не вызывает.

Вернемся к локализации города или станции Михаха, проходящей в булле Бонифация IX. Выше отмечались варианты местонахождения этого пункта и последний из них - с. Мекеги в Дагестане. Однако есть возможность предложить еще один вариант: Михаха находилась в Прикумье, несколько южнее Маджар. На карте Кавказа Георга Траителя 1774 г. в этом месте помещен «verwustete Stadt Chacha» - разоренный город Хаха, что фонетически и хронологически наиболее соответствует искомому городу Михаха. Археологически этот пункт еще не выявлен и не исследован. Но предлагаемый вариант позволяет связать известную римской курии Михаху с процессом приобщения алан к католическому христианству в XIV в. миссионерами Фомы Манказола. Благодаря этому, вероятно, повторному (после византийско-православного) обращению алан в христианство в 1404 г. архиепископ Султании в Иране доминиканец Иоанн де Галонифонтибус среди христианских народов «Великой Татарии» называет алан и йассов, т.е. асов-осетин.

В нашем распоряжении есть некоторые археологические данные, позволяющие увидеть эту проблему под иным углом зрения и сопрячь нарисованный выше общеисторический фон событий второй половины XIII – начала XV вв. с конкретными реалиями. В том, что будет изложено ниже, не все является бесспорной истиной. Но предлагаемые нами реконструкции и интерпретации представляются вполне допустимыми и заслуживающими внимания, хотя и неоднозначного.

©сайт
создано на основе открытых данных в интернете

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа" (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

В результате крестовых походов в XI-XIII вв. в Италии экономически расцвели такие купеческие республики, как Генуя и Венеция. Оттеснив арабов и византийцев, итальянские купцы захватили в свои руки посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Вскоре они стали столь мощными торговыми державами, что современники по праву называли Геную "богом морей", а Венецию - город-порт на Адриатическом море - "царицей Адриатики".

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

В XIII в. слабеющая Византия вынуждена была открыть свои проливы Босфор и Дарданеллы для прохода итальянских судов из Средиземного моря в Черное. Это открыло им путь к Крыму и Черноморскому побережью Кавказа. Генуя и Венеция соперничали за господство на Черном море, что выражалось не только в острой торговой конкуренции, но и в вооруженных столкновениях между ними. Более удачливой оказалась Генуэзская республика, которая по договоренности с крымскими ханами основала в Крыму свою первую торговую колонию Кафу (нынешняя Феодосия). Построив еще ряд торговых факторий (поселений), генуэзцы обратили свои взоры на Приазовье и Черноморское побережье Кавказа. На месте русской Тмутаракани и византийской Таматархи (или, как ее сокращенно называли, Матархи) генуэзцы основали в конце XIII в. город-порт Матрегу. Матрега была укрепленным городом, населенным представителями различных племен и народов. Она не только была связующим звеном между Востоком и Западом, но и являлась центром торговли с окрестными горскими племенами.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Скупая у горцев воск, рыбу, меха и другие товары, итальянские купцы привозили на Северо-Западный Кавказ восточные и западные товары. Крупными генуэзскими колониями на территории Кубани были Мапа (Анапа), Копа (Славянск-на-Кубани), Бальзамиха (Ейск), Мавролако (Геленджик) и другие. Всего было построено до 39 поселений, разных по величине и значимости, но выполнявших главным образом торгово-экономические задачи.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Не обходила вниманием генуэзские колонии и римско-католическая церковь, присылавшая сюда своих миссионеров. Эти проповедники пытались обратить адыгское население, исповедовавшее христианство греческого толка, в католичество. В Матреге была даже создана католическая епархия, которая руководила процессом перехода в католичество местного населения, но больших успехов ей не удалось добиться.

Слайд 15

На месте античной Горгиппии (Анапа) на крутом берегу Черного моря генуэзцы воздвигли свою крепость - факторию Мапу. Именно от нее шла знаменитая тогда генуэзская дорога к верховьям р. Кубани, там она делилась на две: одна дорога шла в Абхазию, другая - к Каспийскому морю. Дорога по тому времени была хорошо оборудована, имела перевалочные базы и, очевидно, неплохо охранялась. Последнее было связано с тесными отношениями адыгской знати и администрации генуэзских колоний. Генуэзцы были кровно заинтересованы в безопасности своих купеческих караванов, которые передвигались по кавказской территории. Адыгская знать видела в торговом сотрудничестве с генуэзцами большие выгоды.

Слайд 16

Адыгская верхушка была основным поставщиком "живого товара" - рабов, которые вывозились в общепризнанные центры европейской торговли: Геную, Венецию, Флоренцию. Рабы "добывались" в результате бесконечных межплеменных войн, набегов на соседние народы, захвата пленных. Часть простых людей обращалась в невольников, не имея возможности вернуть долги. Наибольшим спросом пользовались красивые девушки и физически развитые юноши 15-17 лет. Из торговли рабами извлекали прибыль не только адыгская знать и генуэзские купцы, но и администрация итальянских поселений. Например, консул Копы за каждого проданного раба получал по 6 серебряных монет, которые назывались аспры. До нас дошли сведения о торговых сделках, оформлявшихся при продаже рабов. Так, при совершении одной из них было записано: "Продан раб черкес 12 лет за 450".

Слайд 17

Слайд 18

Работорговля оказывала отрицательное влияние на развитие адыгской народности, сокращая численность населения за счет наиболее молодых и трудоспособных людей. Господство натурального хозяйства у народов Северо-Западного Кавказа обусловило преобладание меновой торговли над денежным обращением. Единицей обмена обычно служила определенная мера ткани, из которой можно было сшить мужскую рубаху. Большим спросом у народов Северо-Западного Кавказа пользовались привозимые генуэзцами ткани, соль, мыло, ковры, ювелирные изделия, сабли. Но, пользуясь своим безусловным господством на рынках Причерноморья, генуэзские купцы устанавливали чрезвычайно завышенные цены на товары, извлекая громадные прибыли из торговли с местным населением. Мало того, высокие цены, например, на такой важный продукт, как соль, устанавливались еще за счет его строго нормированного привоза. Если соли завозилось больше (а это могло снизить цены на нее), то излишек ее сбрасывался в море. В сложных условиях шла и торговля самих генуэзцев. Большой урон генуэзским купцам наносило широко развитое морское пиратство. Морские разбойники не только грабили купеческие суда, но и нападали на прибрежные поселения и порты. Поэтому генуэзцы вынуждены были нанимать охрану для сопровождения торговых судов и укреплять свои города-колонии каменными стенами и бойницами, держать в них гарнизоны.

Слайд 19

Непримиримыми соперниками генуэзцев оставались и венецианцы, которые стремились закрепиться в азовско-черноморском бассейне. В устье Дона, как и генуэзцы, они основали свою факторию, интересы которой нередко отстаивали с оружием в руках. На рубеже XIV-XV вв. усилились противоречия итальянцев и с горским населением. Непомерные подати, жульничество в торговых сделках, навязывание католичества, захват и продажа людей - все это вызывало раздражение. Недовольство ущемлением своих владельческих прав проявляли и адыгские князья. Так, в 1457 г. князь Кадибельди даже взял штурмом Матрегу. Чтобы укрепить свое положение в черноморских колониях, генуэзская администрация прибегала к известному приему "разделяй и властвуй", натравливала одних князей на других, провоцировала их грабить своих же соплеменников, обещая богатые товары в обмен на скот и рабов. Упрочению генуэзского влияния в колониях служили и выгодные сделки, в том числе за счет брачных союзов представителей колониальной администрации и адыгской знати.

Слайд 20

Слайд 21

Но во второй половине XV в. колониальное владычество Генуэзской республики в Причерноморье и Приазовье шло к закату. Об этом свидетельствовал и тот факт, что управление городами-колониями было передано частному банку. В 1453г. под ударами турок пал Константинополь - столица Византии, очередь была за итальянскими колониями в Крыму и на Северо-Западном Кавказе. В последней четверти XV в. туркам удалось захватить все итальянские колонии на Черном и Азовском морях. Двухвековое пребывание генуэзцев на Кубани завершилось. Оно сыграло как положительную, так и (в еще большей степени) отрицательную роль в жизни местных народов. С одной стороны, генуэзцы знакомили их с передовыми приемами экономических отношений и производства восточных и западноевропейских стран, расширяли круг познаний о мире. С другой стороны, неравноправный обмен товарами и продуктами, налоговый гнет, работорговля, а нередко и простой грабеж подрывали хозяйство адыгов, сдерживали рост населения и производительных сил.

Слайд 22

Из устава для генуэзских колоний 1449 г. Консул в Копе должен был следить: "...чтобы в упомянутое место не привозить соли более нужного количества для употребления. Причем постановляем и предписываем, что все купцы и другие лица, которые привозят соль в Капарио [Копу], должны всю соль, которая у них остается по окончании работ, т. е. посолив рыбу, привозить в Кафу или бросать в море, под штрафом от 100 до 200 аспров за каждую бочку... Также, что каждый шкипер корабля или судна обязан платить консулу всегда в год от груза судна по одному аспру с бочки, да сверх того за то, что стоит на якоре, 15 аспров с каждого судна... Также, что консул в Копе может получать за каждого невольника, вывозимого оттуда, по шести аспров...".

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.