Dragon age inquisition правосудие. Конго реквием текст

Jean-Christophe Grangé

Copyright © Editions Albin Michel, S.A. – Paris 2016

© Р. Генкина, перевод, 2016

© Издание на русском языке, оформление.

ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016

Издательство АЗБУКА®

* * *

I. Алое сердце земли

1

Аэропорт в Лубумбаши, Конго-Киншаса. Посадка в самолет больше напоминала базарные разборки. Самолет был покрашен наспех. Воздух провонял топливом. У подножия трапа клубилась чернокожая толпа с вкраплением белых недоумков. Крики. Отчаянная жестикуляция. Бубу . Картонки. Следовало ли считать эту борьбу всех со всеми просто местной традицией? Или же поразительным примером социального регресса?

Уже давно Грегуар Морван даже не задумывался над этим. Он знал, что в конце посадочной полосы торгуют кусками человеческого мяса – для вкусной семейной трапезы. Что перед взлетом кабину пилота обязательно посетит местный колдун со своими фетишами. Что большинство запчастей перепродано на черном рынке и приспособлено к латаным-перелатаным моторам. Что до пассажиров…

Двумя днями раньше он вместе со своим сыном Эрваном приземлился в Лубумбаши после короткого перелета из Киншасы. Девять часов в воздухе, чтобы оказаться в столице Демократической Республики Конго, потом еще четыре, чтобы добраться до Катанги, самой богатой провинции ДРК, вечно готовой взорваться новым военным конфликтом. Ничего нового.

Летели они вместе, но с разными намерениями. Эрван собирался разворошить пепел прошлого. Возобновить, не упуская ни малейшей детали, расследование, которое Морван лично провел сорок лет назад, когда охотился за серийным убийцей, нападавшим на белых девушек в Лонтано, шахтерском городе в Северной Катанге. По мнению сына, Грегуар допустил ошибку: седьмая жертва, приписываемая Человеку-гвоздю, Катрин Фонтана, была убита кем-то другим. Да что ты об этом можешь знать, мать твою?

Грегуар сделал все, чтобы помешать сыну пуститься в этот бессмысленный крестовый поход, но, когда увидел, что тот взял отпуск за свой счет в бригаде Угро и купил билет на самолет, понял, что Эрвана не остановить. Тогда он решил поехать с ним: в конце концов, ему было чем заняться в Катанге…

– Едем, патрон?

Он обернулся. Мишель стоял у края бетонной площадки с огромной связкой ключей в кулаке, как будто весь аэропорт был его личной собственностью. Этого тщедушного чернокожего парня с жирафьей шеей за необъятную курчавую шевелюру прозвали Сноп. Он носил тергалевые штаны и рубашку кричащей расцветки. Мишель был доверенным человеком Морвана, что в Лубумбаши оставалось понятием относительным.

Грегуар последовал за африканцем под безжалостным солнцем. Здесь, под гнетом удушающего сияния, белизны столь давящей, что она парализовала любую мысль и надежду, притуплялись все чувства.

Оборудование находилось в ангаре, запертом на все замки, под охраной солдат. Сноп отпер дверь и откатил ее по рельсу.

Лучи солнца высветили два самосвала «рено» и три внедорожника «тойота», из которых были вытащены пассажирские кресла, – все это было куплено в прошлом месяце у других горнопромышленных групп. Морван заставил принять бюджет на голосовании генеральной ассамблеи «Колтано», горнодобывающей компании, которую сам и основал в 1990-х годах под предлогом необходимости привести в порядок предприятия вокруг Колвези. На самом деле он задумал втихую эксплуатировать новые рудные залежи, открытые его специалистами-геологами. Прямо-таки подарок судьбы.

Он подошел ближе и проверил: колеса, рули и моторы – все было на месте.

– Горючее?

– Вон там.

Проверять количество бочек он не стал: было кое-что поважнее.

– Остальное?

Мишель напустил на себя заговорщицкий вид и указал на ряд армейских ящиков, выстроившихся в тени. Он скрупулезно выбрал ключ на связке и открыл один из них. Морван увидел штук сорок штурмовых винтовок, магазины и ручное оружие. Чернокожие из джунглей такими машинками пользоваться не умеют, но Кросс их научит.

– Где ты это нашел?

Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго. Тысячи «голубых касок», которые возились в этом бардаке уже лет пятнадцать. Отборные войска ради бросового результата. В общей неразберихе оружие и боеприпасы время от времени исчезали, чтобы обнаружиться в такого рода ящиках в глубине подобных ангаров…

Грегуар взял «ФАМАС» и резко передернул затвор. Это простое движение всколыхнуло волну горьких воспоминаний. Годы битв, побед, жестокости в самой глубине Африки – дорогой сердцу и ненавидимой.

Он выбрал девятимиллиметровый «глок», засунул его сзади за ремень и напихал магазины в карманы брюк – подарок Эрвану. Он хотел не дать ему продвинуться, а не оставить его беззащитным. Только не это.

– Есть еще запас М43-х калибра 7,62.

Патроны, используемые в «калашникове». Не стоит изменять традициям и пренебрегать старым добрым «калашом» современного африканца.

– Отлично. Скольких ребят берем?

– Восьмерых.

– Ты уверен в них?

– Как в самом себе.

– Ты начинаешь меня беспокоить.

Мишель хохотнул, но Грегуар не шутил. Если секунду назад он видел себя двадцатипятилетним бойцом, покорителем нового мира, то теперь ощутил близость кладбища. Во всяком случае, его заранее утомляла сама мысль продираться сквозь джунгли во главе банды никчемных головорезов на поиски запрятанных месторождений.

– Патрон, я набрал парней из бывших солдат конголезской армии и…

Морван уже не слушал. Если все прошло, как было задумано – что в Африке просто невозможно, – шахты в тысяче километров к северу уже выкопаны, а к взлетной полосе километрах в двадцати от месторождений ведет расчищенная дорога. Тогда самосвалы смогут доставить первые тонны колтана прямо к самолету, что и даст толчок молниеносной эксплуатации. Несколько месяцев он будет подпольно торговать с Руандой, а потом, набив карманы, предупредит наконец своих партнеров: катангские власти, конголезских акционеров, европейских участников… И только тогда поделит оставшийся кусок жирного пирога.

Но это в теории. Последние новости – короткие успокоительные мейлы, заверявшие, что все идет хорошо, – не внушали оптимизма.

– Хорошая работа, Мишель.

Он оглядел оборудование, и настроение снова переменилось. Сказал себе, что, даже несмотря на свои шестьдесят семь лет, он еще может поиграть в африканского Фицкарральдо . В конечном счете хилые попытки сына выступить в роли вершителя правосудия как раз подтолкнули его. Есть надежда, что удастся убить одним выстрелом двух зайцев… И заработать, и удержать мальчишку на привязи.

– Устрой так, чтобы мы могли вылететь завтра до полудня.

– Без проблем, патрон.

Морван снова вышел под палящее солнце. На нем была простая голубая льняная рубашка, свободно спадающая на бежевые полотняные брюки, – уступка климату, ведь он при всех обстоятельствах не вылезал из черных, безупречно отутюженных костюмов.

Вдали лопасти самолетных винтов пришли в движение, хотя на отъезжающем трапе еще висели гроздья людей. Всеобщая свалка. Он почесал свою курчавую шевелюру белого негра и взмахом отогнал заметивших его мальчишек-попрошаек.

Эта поездка станет его последней ложью.

2

Эрван уже устроился на террасе отеля, когда отец присоединился к нему, чтобы поужинать вместе. Было без чего-то семь, но темнота уже обрушилась, как камень.

– Вылетаем завтра утром! – объявил Старик победным тоном.

– Мы уже сто раз об этом говорили, – ответил Эрван, не поднимая глаз от меню. – Я с тобой не еду.

Морван тяжело опустился в пластиковое кресло. Как подметил Эрван, Падре вполне соответствовал конголезским стандартам: сто кило веса на метр девяносто роста.

– Нам ведь по пути: воспользуйся моим самолетом.

– Нет. Мне важнее моя независимость.

Грегуар расхохотался:

– Ты же не собираешься обвинять меня в чиновничьей коррупции, надеюсь!

Эрван оглядел своего собеседника, чей квадратный силуэт выделялся на фоне подсвеченного бассейна. Над водой витало облачко мошкары, создавая у поверхности нечто вроде вибрирующего ореола.

– Просто не хочу, чтобы ты у меня под ногами путался, – парировал он. – Нужную информацию я должен собрать сам. Оставаясь независимым. Объективным.

– Ты говоришь как журналист.

– Эксгумировать дело сорокалетней давности – это скорее работа для историка.

Эрван отправился в Катангу, не зная, что его там ожидает. Иногда он подозревал отца в том, что тот покрывает настоящего убийцу Катрин Фонтана. В иные моменты думал, что Старик действовал вполне искренне – просто поверил, как и все остальные, в виновность Тьерри Фарабо. На самом деле он с трудом мог представить себе, во что обернется это расследование – без команды и технической поддержки, без улик и свидетелей.

Подошел официант. В полутьме (терраса освещалась подсветкой бассейна и ультрафиолетовыми противомоскитными лампами) видна была только его белая рубашка, галстук-бабочка и V-образный вырез жилета. Особая манера покачиваться придавала ему вид безголовой сомнамбулы.

– Две рыбы-капитана, две! – безапелляционно возгласил Морван.

– Ничего стóящего у вас больше нет. Зато лучшая речная рыба. А с рисом заправишься до послезавтра. Лишний день не посрешь!

Тот же номер он проделал вчера и позавчера. Такими темпами Эрван заработает запор до конца месяца.

– Я хочу докопаться до правды, – высокопарно заявил он. – Законное желание, верно?

– Разумеется. Но каков на самом деле предмет твоего расследования? Преступление, которому больше сорока лет? Исчезнувшая девушка, о которой ты ничего не знаешь? В городе, который больше не существует? И как ты можешь быть уверен, что ее убил не Человек-гвоздь?

– В момент убийства он был в восьмидесяти километрах от Лонтано.

– Откуда ты можешь знать? – продолжал настаивать Морван, упершись локтями в стол. – Ты думаешь, что в Африке можно доверять датам? Или расстояниям? Или свидетельским показаниям? А по мне, ты много на себя берешь, если хочешь заново перепроверить мой отчет, да еще о событиях, которые произошли до твоего рождения.

Эрван твердо решил не нагнетать: энный раунд столкновения отца и сына все равно ничего бы не дал. Лучше проявить миролюбие.

– Именно, – уступил он. – У тебя все было перед носом. Тебя закрутило. Может, сегодня, на расстоянии…

Морван открыл было рот, чтобы заорать, но сдержался. Откинулся на стуле с улыбкой на губах:

– Ты коп. И не хуже меня знаешь, что факты не всегда совпадают с логикой и хронологией. Несмотря на эти нестыковки, разве не кажется наиболее вероятным, что малышка стала жертвой того же убийцы, который убил уже шесть раз таким же образом?

Эрван взял горсть орешков: как и каждый вечер, рыбу-капитана приходилось ждать так долго, что казалось, будто ей пришлось рулить против течения от самого устья, прежде чем причалить в их тарелках.

– В таком случае я обнаружу соответствующие улики, и моя проверка займет всего несколько дней.

– Но откуда ты их возьмешь, эти улики?

– В полных архивах процесса Фарабо.

– Их не существует.

– Отнюдь. Я их нашел.

Отец закаменел:

– В двух шагах отсюда. В колледже Сен-Франсуа-де-Саль.

– Ты их видел?

– Пойду туда завтра. Меня заверили, что они хранятся именно там.

– Тебя просто накололи.

Эрван развел руками в знак покорности судьбе. Его флегматичность выводила отца из себя, он чувствовал это и только поддавал жару.

Морван ударил по столу. Приборы подскочили, их звяканье было смягчено бумажной скатертью.

– Мы в Конго, твою мать! Следы исчезают за два часа, отчеты за два дня, архивы месяцем позже. Только три вещи здесь неизменны во все времена: дождь, грязь и джунгли. Про остальное можешь забыть.

Эрван не мог не согласиться. Накануне он перерыл весь город в поисках старых газет. Ничего. Он попробовал найти юридические службы, административные структуры. Дважды по нолям. Сегодня он побывал в мэрии, в архиепископстве Лубумбаши, в кабинетах горнопромышленных компаний. Без толку. Оставался только Сен-Франсуа-де-Саль.

– Предполагаю, ты не собираешься разыскивать свидетелей из тех времен? – не отступал отец.

– Я попробую.

– Тебе известно, какая в Африке продолжительность жизни?

Эрван не ответил. В итоге, устав от битвы, гигант с курчавыми волосами поднял свой стакан – коктейль из экзотических фруктов: он никогда не прикасался к алкоголю.

– В любом случае желаю тебе удачи!

Они чокнулись, словно закапывая топор войны.

– Шутки в сторону, – продолжил Старик вполне благожелательно, – как ты собираешься добраться до Лонтано?

– Есть регулярный рейс в Анкоро, к западу от озера Танганьика.

– Он не летает уже несколько месяцев. Даже взлетной полосы больше нет.

– А парни в аэропорту говорили совсем другое.

– За бакшиш тебе пообещают, что ты доедешь туда на спине гиппопотама!

Эрван пожал плечами. Еще одна пригоршня орешков.

– Предположим, ты туда доберешься, – великодушно допустил Морван. – Лонтано еще в ста километрах к северу.

– Сяду на баржу на реке. Я выяснил: так идет снабжение деревень. Даже китайские торговцы используют такой транспорт.

– Ты, вообще-то, осознаешь, что окажешься в Северной Катанге?

– Ну и что?

– А то, мой птенчик, что в этом регионе идет война.

Он ждал этого с момента приезда: подробную лекцию о конфликте в Конго. А почему бы и нет? Еще до отъезда он прочитал все, что смог раздобыть на эту тему, но понял не многое.

– Позволь объяснить тебе сложившуюся ситуацию, – продолжил Морван профессорским тоном.

Он уже пытался просветить сына два месяца назад, когда они приезжали на похороны Филиппа Сезе Нсеко, «горячо оплакиваемого» директора «Колтано». Эрван тогда едва его слушал: ему и в голову не могло прийти, что придется еще раз сюда возвращаться.

– У конголезского бардака нет ни начала, ни конца, но начать с чего-то надо, так что обратимся к геноциду в Руанде в 1994 году. Миллион представителей народности тутси был убит представителями другой народности, хуту, всего за несколько дней. Приступ паршивого африканского безумия.

Но это было только начало бойни. Когда тутси снова пришли к власти в Кигали, хуту в массовом порядке бежали к Великим озерам, на восток Конго. В течение нескольких дней миллионы беженцев оказались в районе озера Киву. Население городов удвоилось, утроилось, учетверилось за одну ночь. На скорую руку построили лагеря.

Непонятно было, куда девать этих хуту, к тому же следовало опасаться, что вслед за ними явятся тутси, горящие жаждой мести.

Поль Кагаме, новый президент-тутси Руанды, не замедлил послать в погоню войска и даже воспользовался случаем, чтобы сместить старого Мобуту. После геноцида его народности он вполне мог снести голову маршалу, и Запад ему бы еще и аплодировал. Однако ради придания законности своему вторжению он организовал конголезское восстание – насквозь дутое, – объединив нескольких бывших мятежников в подобие коалиции.

Среди них был и Лоран-Дезире Кабила, старый махинатор шестидесятых годов, давным-давно ушедший на покой.

– Так началась первая конголезская война, – встрял Эрван.

Грегуар вздохнул. Он полагал себя единственным, кто вправе рассуждать об африканских делах, и, кстати, именно по данной причине воздерживался от этого занятия. С его точки зрения, тут не существовало ни проблемы, ни решения. Один только запутанный клубок противоречий, с которыми следовало разбираться по мере поступления.

– Первая война продлилась всего несколько месяцев. Это было в 1997 году. Утвердившись во власти, Кабила выразил благодарность на свой манер: он повернулся против Кагаме и выгнал из страны тутси, этих «гнусных захватчиков».

По-прежнему никакой рыбы на тарелках. Накануне они прождали больше часа. Когда их заказ прибыл, рыба-капитан была холодная, а у них пропал аппетит.

Он решил еще раз проявить осведомленность:

– Про все это я читал. В отместку Кагаме перевооружил свои войска и снова захватил район Великих озер. Вторая конголезская война.

– Именно, – сдержанно одобрил Морван. – Но расклад переменился: у Кабилы хватило времени, чтобы сформировать собственные войска, пресловутых кадогас, детей-солдат. Он также вооружил хуту – тех самых, убийство которых спровоцировал на востоке страны. Не считая его новых союзников, Анголы и Зимбабве. Со своей стороны, Кагаме вступил в союз с Угандой и Бурунди.

В центре Африки разразилась своеобразная континентальная война и повлекла за собой цепную реакцию: в бой вступили разные милиции. Мау-мау , баньямуленге , другие повстанцы… Даже внутри регулярной конголезской армии проявилось соперничество между ветеранами заирских вооруженных сил и кадогас, детьми-солдатами… список можно продолжать до бесконечности.

– Судя по тому, что я читал, сейчас там все успокоилось, верно?

– Скажешь тоже! Была тьма-тьмущая переговоров, соглашений о прекращении огня, союзов и альянсов. Но каждый раз все начиналось по новой. Откровенно говоря, никто не знает, как там что обернется.

– Кроме тебя.

– У меня нет таких амбиций, но могу тебе сказать две вещи, и ничего сенсационного в них нет. Первое: эта война давно бы закончилась, если бы не шла на земле, которая скрывает самые богатые в мире недра. И второе: расплачиваются всегда гражданские. На сегодняшний день конфликт унес пять миллионов жизней. Больше, чем войны в Югославии, Афганистане и Ираке, вместе взятые. И в первую очередь, разумеется, речь идет о женщинах и детях. Эпидемии, истощение, жестокое обращение, отсутствие медицинских услуг их просто истребляют.

Рыба-капитан подоспела как раз вовремя. На этот раз, несмотря на ожидание и мрачную тему разговора, оба накинулись на еду. Пауза возникла сама собой. Продолжая жевать – и не чувствуя никакого вкуса, – Эрван размышлял. Отец подтверждал то, о чем он уже читал, но факты, изложенные его звучным голосом, становились более реальными . По прошествии нескольких минут он вернулся к разговору:

– Ты мне так и не ответил: на сегодняшний день там спокойней, да или нет?

– «Голубые каски» немного их потрепали, это верно. Руководителей в конце концов задержали, соглашения вот-вот подпишут, но оружие по-прежнему в обращении, шахты работают полным ходом и финансируют каждую «группу самообороны». Центральное правительство не имеет никакой власти в той зоне…

– А по моим источникам, на севере наведен порядок. Война идет в районе Киву и…

– Ты вообще слушаешь, что тебе говорят? Повторяю: никогда не известно, чего там ждать, особенно в районе Танганьики. В любой момент там могут объявиться группировки тутси и вступить в бой с регулярной армией.

– И все же ты туда отправляешься…

– Это мой бизнес.

Эрван знал, что отец собирается тайно эксплуатировать новые месторождения, в обход «Колтано». Следует признать, что в свои неполные семьдесят Падре сохранил железобетонные яйца.

– В любом случае, – заключил тот, – мы с тобой направляемся в одну сторону. Так воспользуйся моим транспортом. Я высажу тебя в Анкоро, а через одну-две недели вернусь за тобой в то же место. Тебе хватит времени для своих заморочек.

На этой стадии невозможно определить, какую именно ловушку скрывает его предложение, но у отца нет причин помогать ему. Скорее наоборот . Эрван быстро прикинул в уме. В конце концов, перелет позволит выиграть драгоценное время, а Грегуару будет чем заняться, кроме как следить за ним.

– Я не буду готов раньше двух часов дня, – возразил он, не желая сдаваться так быстро, – я еще должен зайти в Сен-Франсуа-де-Саль.

– Я тебя подожду, – пообещал Морван, протягивая ему руку.

Эрван принял ее с ощущением, что стягивает веревку у себя на шее.

3

Эрван шагал по освещенным солнцем пустынным улицам. Белый город с широкими проспектами, размеченными пальмами и зданиями с крышами-террасами. Он знал, что видит сон, но сон этот перевешивал реальность: он образовал замкнутый мир, из которого невозможно было выбраться.

Эрван продвигался с трудом, чувствуя, как ноги его погружаются в почву. Однако асфальт оставался твердым: это его тело размякало, как грязь. В нем не осталось ни костей, ни мускулов. Свет еще больше ускорял распад. Он таял в жаре…

Под портиками он заметил бурые пятна, похожие на силуэты людей. Подошел ближе и увидел почерневшие, маслянистые кожи, прибитые к дверям и распяленные на ширину около метра.

Человеческие шкуры…

Он вспомнил, что этим и славился город: его дубильщики работали только с человеческой кожей.

Раздался крик, потом второй, и еще один. Эрван попытался ускорить шаг, но ноги при каждом касании все глубже уходили в битум. Он не бежал, а увязал… в самом себе.

Вопли становились невыносимыми, раскалывая череп, как скорлупу. Он открыл глаза. Сквозь противомоскитную сетку увидел, как мерцают стены. Голоса доносились снаружи, вполне реальные. Запах горелого пропитал воздух. Он сел и понял: где-то пожар. Запутавшись в тюлевых занавесках, он умудрился выбраться из кровати, весь в поту. Поковылял к переливчатым отсветам, падающим из окна.

Улицы за деревьями видно не было, но издалека доносились крики. Постояльцы и персонал гостиницы суетились в саду. Тени вытягивались, переплетаясь на лужайках. Эрван глянул на часы: четыре утра.

Он натянул брюки, рубашку, схватил ключ от номера и вышел. Нет смысла будить отца: тот, без сомнения, уже на месте. Старик никогда не спал – по крайней мере, так, как спят нормальные люди: чтобы отдохнуть и дать волю мыслям.

Ему показалось, что он нырнул нагишом в кипящий котел. Двор. Улица. От запаха гари свербело в носу и перехватывало дыхание. Небо было алым и хрустким, как гигантская печь. Люди бежали, кричали, толкались. Он догадался, что толпа вокруг не спасалась, а, наоборот, устремлялась к месту катастрофы.

Влившись в общее движение, он ощутил странное возбуждение – нечто подобное охватывало его во время грозы, когда он был маленьким. И все, казалось, испытывали то же двойственное чувство: то ли страх, то ли потрясение, то ли веселье. Дети в полном неистовстве тоже мчались вместе со всеми.

Они свернули на боковую улицу – Эрван отметил про себя, с какой легкостью эти люди покинули свои дома глубокой ночью. Лубумбаши: город со стенами из ветра. У него из головы не шел город из его сна: проспекты, светлые фасады, маслянистая кожа… Ничего общего с этими темными улочками без городского освещения с их волнением и суматохой. Его тошнило.

Они добрались до глинобитной площади, над которой нависал купол дыма. Медные прожилки и алые волокна пронизывали этот потолок, как вулканические трещины. Здесь царила полная паника. Мужчины и женщины метались во все стороны, сталкивались, перекликались, тащили мешки и всякое барахло. Жители покидали квартал, пока огонь не смел все вокруг.

Сейчас горело единственное здание. Трехэтажный куб, из окон которого вылетали оранжевые сполохи и клубы черной сажи. Пожар словно упивался собственной мощью, в исступлении распространяясь в сушильне ночи.

Эрвана охватило дурное предчувствие. Он ухватил за рукав пробегавшую мимо женщину, тащившую под мышкой ребенка, а другой рукой прижимавшую к себе кучу тазов.

– Что это за здание?

Беглянка вскинула на него глаза, в которых плясали блуждающие огоньки. Она не понимала вопроса – вернее, его абсурдности.

– Что это там горит? – повторил он.

– Сен-Франсуа-де-Саль! Колледж!

Он выпустил свою добычу и уставился на дом, который был хранилищем всех его надежд. Оставался только пламенеющий каркас, с которого осыпались стены, как тающий сахар. Он подумал об учениках, но внутри, совершенно очевидно, никого не было.

Оглядевшись вокруг, он осознал, какими ничтожными возможностями располагали местные пожарные – простые парни в шортах и майках, передающие ведра, пакеты с водой и лопаты с землей под взглядами солдат из ооновской миссии MONUSCO, которые стояли, свесив руки, и словно ожидали приказа от невидимого командира.

Эрван окаменел. Конечно, гореть в колледже было особо нечему – не считая архивов, на которые он так рассчитывал. Имена свидетелей, подробное описание обстоятельств, связанных с преступлениями Человека-гвоздя, слушания и речи адвокатов – все обращалось в дым на его глазах.

Его расследование, не успев начаться, закончилось.

В этот момент он поискал глазами отца. Оказалось, ему достаточно было обернуться: Старик устроился прямо позади него; сидел облокотившись о стену. Его покрытое пеплом лицо напоминало погребальную маску. Казалось, его не интересовал ни пожар, ни суета вокруг: он что-то рисовал веточкой на земле.

Почувствовав, что за ним наблюдают, он поднял глаза и заметил сына. Сделал рукой соболезнующий жест, и Эрван понял, кто поджег колледж Сен-Франсуа-де-Саль.

4

– Теперь ты можешь лететь со мной в полдень.

– Да пошел ты!

Семь часов утра. Эрван уселся напротив отца, точно за тем же столом, что и вчера, – в любой точке мира достаточно двух дней, чтобы обзавестись привычками. Он так и не смог заснуть, снова и снова пытаясь побороть ярость и чувство бессилия. Отказаться от расследования? И речи быть не может. Просто придется сразу перейти к следующему этапу, но вслепую. Найти последних свидетелей по делу, не имея ни имен, ни информации. Восстановить факты, даты, обстоятельства – и все без единого ориентира.

– Если ты думаешь, что я хоть каким-то боком к этому причастен, ты…

– Я ничего не думаю, я знаю.

Морван налил ему кофе. За стеклами темных очков он казался еще более непроницаемым, чем всегда. На нем была розовая льняная рубашка и безупречные кремовые брюки. Рядом с ним Эрван всегда себя чувствовал одетым как бомж.

– Безапелляционность молодости… – пробормотал Грегуар.

Тон был ироничным: Эрвану перевалило за сорок. Тот в свою очередь нацепил дымчатые очки – лучше сражаться на равных – и выпил кофе, безвкусный и чуть теплый. Зато круассан оказался намного лучше.

– Вот что сделаем, – продолжил Эрван, – мы друг к другу больше никакого касательства не имеем. Езжай на свои рудники, я разберусь сам.

– По-прежнему собираешься отправиться вверх по реке? «Апокалипсис сегодня» в Конго? Лучше обратись к первоисточнику, роману Конрада, который…

Он уже не слушал, думая о том фантастическом зрелище, которое подарили ему рассветные дожди. Через открытое окно он любовался мириадами искорок с металлическим отливом, заливающих землю, пока в воздухе еще висел запах гари. Конечно, этот выплеск смоет следы пожара, но здесь никто и не подумал убрать под навес качели и столы со стульями: все оставалось на откуп самой обильной росе в мире.

Еще один круассан. Чем больше Старик говорил, тем быстрее к Эрвану возвращался боевой задор. Ненависть к отцу всегда была его самой мощной движущей силой.

– Ты все же позволишь дать тебе пару советов?

– Может, хватит разыгрывать из себя короля Конго?

– А я и не думал им пользоваться.

– А о разрешениях ты думал?

Эрван проглотил ругательство. Полностью поглощенный мыслями о расследовании, он совершенно не подготовился к самой поездке.

– О каких разрешениях? – осторожно осведомился он.

– От главы провинции, от Министерства туризма, от MOBUSCO, от служб восстановительных работ, от рудничного комитета… Кандидатов на рэкет много.

– Я еще ничего не сделал, – признал он.

– Начни с самых верхов, чтобы заткнуть пасть остальным. А главное, не говори точно, куда направляешься.

– А когда окажусь на месте?

– Заплатишь, только дороже, и все дела. – Морван положил ладони на стол, словно разворачивая карту Катанги. – Предположим, ты добудешь бумаги и найдешь птичку, чтобы переправить тебя в Анкоро… Потом загрузишься на пресловутую баржу. Так?

– Ты эти баржи уже видел?

– Обычно они плавают спаренными. В них несколько сотен метров в длину, и на них грузят все, что можно: целые семьи, скот, провизию, стройматериалы, топливо, солдат, священников, проституток… Весьма любопытное зрелище. Этакий местный колорит.

– И сколько времени добираться до Лонтано?

– Не один день. Правил здесь не существует. Сейчас, учитывая угрозу войны, остановки всякий раз очень короткие. Выгружают людей, припасы, медикаменты от всяких неправительственных организаций, иногда оружие, и тут же отплывают, пока их не засекла какая-нибудь милиция…

– А на обратной дороге, когда баржи возвращаются?

– Они не возвращаются. По крайней мере, оттуда.

– Но ведь есть какие-нибудь суда, которые возвращаются в Анкоро, верно?

– Возможно, но, если ты останешься в Лонтано, твои шансы выжить равны нулю. Тебе придется провести свое расследование за несколько часов стоянки. После чего поднимешься обратно на борт и возблагодаришь Бога за то, что еще цел.

– Ты предложил подбросить меня туда на одну-две недели.

– С моими людьми в качестве сопровождения. Один ты там и дня не продержишься.

– Абсурд какой-то…

– Заметь, я тебя за язык не тянул. Вся эта экспедиция – ради одного-двух часов на месте…

В голове у него мелькнул вопрос явного новичка.

– А река – это уже Конго?

– Верхнее течение – это Луалаба. Ты захватил с собой хинин?

– Я взял лариам.

– И ошибся: мефлохин может дать чудовищные побочные эффекты. Я видел, как парни реально сходили с ума, слепли или валились от сердечных приступов – и все из-за этого дерьма.

Эрван промолчал с видом «мне давно не десять лет».

– Ты уже бывал в тяжелых странах? – продолжал настаивать папаша.

– Я ездил в Индию за Лоиком.

– Ничего общего.

– Еще я был на задании в Гвиане и…

– Это Франция.

– Что ты пытаешься мне сказать?

Морван склонился к нему на манер старого пирата в таверне:

– Что Конго-Киншаса живет в каменном веке. Старайся не пораниться: сдохнешь от заражения крови за сорок восемь часов. Никогда не пей неочищенную воду. Мажься репеллентами: главный переносчик заразы в джунглях – насекомые.

– Я привез с собой аптечку.

– Тогда держись за нее, как за свой обратный билет. И уж конечно, не прикасайся к черной женщине.

Наконец я прошел игру, а прошел её я за 78 часов на уровне сложности кошмар. Играл, честно скажу, для того чтоб взять трофей, а там для этого нужно было пройти игру на уровне кошмар и не сбавлять её. Думал отмучаюсь и начну на нормальной сложности, но как не странно игра так завлекла, что мне даже понравилось постоянно переключаться между персонажами, чтоб держать натиск врагов из разрывов или основных миссии, но об этом чуть ниже. На данный момент я играю в игру второй раз и наиграл уже 56 часов. В итоге можно сказать что играю я уже 134 часов. Перебор ли это? Нет, потому что игра смогла меня увлечь на такое количество времени и не надоесть, а это редко когда бывает.

Так как в последнее время стало много обзоров на скорую руку, а некоторые пишут обзоры проходя игру на Ютубе, то прошу всех кто хочет быть уверен в моих словах ознакомиться с моим ПСН Snakill, вы найдете там все открытые достижения.

Сюжет

Сюжетная линия в игре происходит после мора, а так же после кровопролитной войны в Киркволле, где храмовники и маги не выдержав присутствие друг друга развязали войну почти на весь тедас, но доблестный защитник Киркволла Хоук остановил эти распри, как оказалось не надолго. Как мы помним, вторая часть игры заканчивается на том, что инквизиция начинает свой поход, где мы так же видим знаменитую личность в лице Леллианы, а так же будущего нашего соратника Кассандру. В инквизиции все начинается с того, что мы оказываемся в мире Тени, где нас окружают твари здешние, и мы видим перед собой некий яркий огонек, который говорит нам бежать к свету и наш герой не раздумывая бежит к нему, после чего оказывается в некой зимней местности в окружении церковной охраны. Спустя несколько допросов от Кассандры и Леллианы мы узнаем, что произошел некий взрыв в конклаве, где должны были встретиться все наилучшие представители магов и храмовников с верховной жрицей Жустианой, которая должна была их примирить, но увы и ах. Единственный выживший после этого взрыва наш главный герой, самое интересное, что после взрыва у нас на руке остается зеленная метка, которая реагирует на разрыв в небе. О разрыве мы так же узнаем от Кассандры, когда она пытается нам показать последствия взрыва думая, что это мы всё сделали. Она выводит нас наружу, где мы видим над местом взрыва огромную зеленную дыру в небе, откуда появляются духи, демоны из Тени. Наша метка как-то странно реагирует на вспышки исходящие оттуда, и Кассандра предпочитает отвести нас к Соласу, чтоб он посмотрел на эту метку. Вот после пару битв и пробежки мы попадаем к группе людей, а именно к Соласу и Варрику (Варрика думаю все сразу вспомнят, так как он был колоритной фигурой во второй части). Оказывается Солас – это маг отступник, который по собственному желанию решил помочь инквизиции с разрывом. Так вот, после того как мы им помогаем одолеть демонов Солас берет нашу руку с меткой и направляет её к разрыву, после чего мини-разрыв закрывается, а это значит, что только мы можем закрывать тот огромный разрыв над конклавом. После многих диалогов и битв мы узнаем, что церковь против нашего героя считая что это он является причиной взрыва и просит отвести нас в Орлей (Вал-Руаё) где нас должны казнить, но Кассандра, Солас, Леллиана против этого. После чего происходит спор, где Кассандра собравшись с духом объявляет о создании Инквизиции, которая будет полностью направлена против этих разрывов, а мы становимся для народа Вестником Адрасте, который единственный в физической форме вышел из тени и которому помогла ярко-светлая женщина, которую именуют все Андрасте, а так же только у нас есть дар открывать или закрывать разрывы в небесах. Так начинаются наши приключения в мире Тедаса.

Я – Вестник, а вы мои друзья

Всего в игре 9 спутников и большинство, к сожалению не очень интересных. Для некоторых может, будет спойлер так что советую не смотреть на имена, но этих персонажей можно взять до 1 основной миссии, кроме одного, он появится уже в самой миссии, смотря какой выбор вы сделали в игре.

Итак. Кассандра, она мне понравилась сразу, может она не любит громких речей и очень скромна, но если узнать её поближе, то можно понять внутри неё кипят бури эмоции и огромная страсть. Кассандра является искателем. Искатели создали орден храмовников, они могут гасить магию в тени, не используя лириум, что дает им огромное преимущество. Искатели были первыми т, кто создал инквизицию давным-давно, но о тех последствиях Кассандра не очень любит вспоминать, потому что “священный поход” окончился кровопролитно. Сама Кассандра предпочитает в руку щит, а в другую одноручное оружие, что делает её танком и скажу я вам, что этот персонаж отличный танк, если настроить её умения как надо. В целом приятный персонаж и первый персонаж с кем я построил отношения.

Солас, маг отступник, эльф, который чтит свои традиции и призирает тех, кто отворачивается от них. Солас необычный маг, потому что любит ходить в Тени, а мы знаем, что именно тень является причиной всех бед магов, в тени есть духи, которые могут овладеть магом, если он слаб и превратить его в демона вне тени. Для Соласа прогулка по Тени – это удовольствие и как не странно у него там есть много друзей и он пытается объяснить другим, что эти духи как люди и разницы между нами нет, если вы придерживаетесь другого мнения, то скорее всего друзьями вам не стать, потому что он часто будет об этом говорить. Вообще Солас самый загадочный персонаж, он знает очень много чего, без него не было бы инквизиции, но не понятно, откуда у него столько информации. Солас маг и ясное дело носит посох, он идеальный маг поддержки, если опять же настроить все нормально.

Вивьен, к сожалению, этот персонаж мне сразу не понравился. Высокомерная, думающая, что она лучше всех всё знает и кто против её мнения, тот никогда с ней не подружится, ну короче все характеристики орлеиской знати, а она и служила при орлей. Она так же маг поддержки, но как и сам персонаж она ужасна в бою, потому что она маг поддержки + рыцарь чародей, а это значит она всегда будет рваться в ближний бой и если её не контролировать самому, то на кошмаре умирает очень часто.

Коул, дух, который является абсолютным человеком, если он вам не скажет кто он, то вы никогда бы не догадались, что он дух из Тени, но как он стал таким я вам не скажу, потому что история интересная и долгая, советую побольше расспрашивать его и перед вами встанет очень трудный выбор. Коул любит носить 2 оружия, что делает его разбойником, но я никогда не использовал его в группе, потому что из-за постоянных ошибок и не использования некоторых умений он умирал часто на кошмаре.

Блэкволл, бывший страж, который ищет опору для выполнения добрых дел, но так ли это? Пообщавшись с ним, я понял, что он что-то скрывает, потому что слишком мало знает о стражах, но что он скрывает узнать опять же лучше вам. Персонаж сам очень неинтересный, постоянно ноющий, какая плохая жизнь и что надо делать добро. Блэкволл тоже является танком, но по-моему идеальный танк это все таки - Кассандра.

Дориан, представитель секс-меньшинств, который не скрывает это, а даже агрессивно показывает. Дориан сам из Империи Тевинтер, где он поругался со своей семьей и решил помочь инквизиции. Сам он является магом, но ему чужда традиция всех магистров Тевинтера и он хочет изменить свою страну, попытаться сделать её более человечной, но получится ли у него? Не известно. Тут я немного удивился, персонаж очень интересен в общений, очень поддерживает главного героя и даже начинаешь ощущать с ним какую то дружбу, но это пугает. Как я уже писал он маг, маг-некромант, если убрать пару некромантных штучек, то он будет всаживать ого-го.

Железный бык, предводитель группы наемников “Быки”, которые путешествуют себе и выполняют поручения за монеты. Персонаж хоть и большой, но история у него очень короткая, ничего интересного сказать не могу. Он бисексуален, любит убивать драконов, он кунари и любит носить большой меч, пожалуй, это самое лучшее, что можно сказать о нем.

Сэра, матершиница, обожает страстный секс, но, к сожалению, только с девушками, любит натягивать лук и, убивая врага издеваться над ним. Девушка очень чудная и по началу раздражает сильно, но пообщавшись побольше и узнав её потайную часть, жалеешь, что играешь за мужской персонаж. Сэра является лучницей и очень даже неплохой, если пошаманить над нею.

Варрик, просто Варрик из ДА 2, ничего нового у него не появилось.

Леллиана, Жозефина, Каллен ваши помощники и с ними так же можно заводить дружбу, но там больше зависит от постоянного выбора, особенно сдружиться с ними не получится и они являются лишь вашими советниками, а не игровыми персонажами.

Вот они наши друзья, те, кто будут с нами до конца, если конечно вы настоящий лидер. Знаю что можно было написать всё в двух словах, но блин, сама игра проходится от А до Я за 70+ часов, просто невозможно не сделать большой и объемный обзор.

Я – Вестник и.. да заткнись ты уже и убей пару волков, а еще оленя привези обратно

Да, всё так и есть. Хоть нас и считают Вестником, избранным, но дают нам порой такие смешные задания, что кажется, ты играешь в ММОРПГ какое-то. По началу, когда я только начал, я стал собирал минут 20-30 железо, потом эльфийский корень и это была моя огромная ошибка. Как только я разобрался с материалами, я сразу же начал исследовать мир. Пошел во внутренние земли и поставил для себя цель изучить карту полностью – это была моя вторая огромная ошибка. Во внутренних землях, что я только не делал. Искал места, которые были помечены на карте сокровищ, закрывал некоторые разрывы, а другие разрывали меня сами. Привозил обратно говорящего оленя, раскрывал тайны астрариумов, находил тайные осколки при помощью светящегося черепа, искал мозаики, помогал фермерам, находил изумительные напитки тедоса, научился ездить верхом, помог… постойте, я что реально это всё делал? Офигеть. В игре можно делать очень много всего и карты хоть локальные, но они реально огромные. Даже если вам кажется что сама карта выглядит очень мелкой, то пройти от одного конца до другого займет минут 40-50. Самое интересное, что ты не знаешь, что тебя ждет за холмом, стоящая фигура, которая читает песни церкви и даже не говорит кто она, преследуя вас постоянно или огромный дракон, который так и ждет, чтоб вас спалить. Зайдя в пещеру, вы наткнетесь на изучения, какого ни будь ученного, который умер, выполняя некий ритуал. Можно найти заброшенные дворцы, где обитают духи и чтоб их упокоить, нужно пройти не простую головоломку и тд. В игре вообще куча всего и вас никто не заставляет это всё делать, вы можете свободно выполнять то, что вам нравится. После 5-6 часов игры чувство ММОРПГ пропадает, потому что вы реально себя ощущаете избранным, спасителем сего мира, и только вы можете помочь этим людям, и вы получите такую же помощь обратно спустя время. Я писал выше, что собирая материалы и изучая сразу мир, были мои огромные ошибки и это так. Разработчики не стали ограничивать свободу действия и это пожалуй их самая большая ошибка, нельзя было давать игрокам в начале путешествовать по карте и собирать каждый материал, а надо было ознакомить с азами и заставить сразу выполнять первую миссию, после выполнения первого задания из основного сюжета игра очень сильно меняется.

После первой миссии вы создадите инквизицию, вы сможете управлять вашим “королевством” видеть, как жизнь вокруг вас не стоит и каждый делает что-то, чтоб помочь народу. Так же будет намного легче добывать ресурсы в ставке командования. Ставка командования - это отдельная комната, где вы можете отдавать приказы своим приспешникам, чтоб они добывали для вас золото или материалы, а так же выполняли некоторые миссии, которые могут принести вам некоторые вкусности. После первой миссии у вас появится навык, который очень легко поможет закрывать бреши. После первой миссии вы научитесь делать более качественные вещи, а так же появятся больше миссии, которые откроют полностью всю свободу во всех картах. После первой миссии у вас будет много выбора, кому помочь, что сделать и это всё будет влиять на мир. Так что если вы первый раз будете играть в игру, то советую максимум взять 3-4 уровень и идти выполнять основной сюжет.

В игре много головоломок, есть интересные, а есть до боли смешные. Я лично, когда впервые наткнулся на астрариум очень обрадовался, потому что было очень интересно соединять звезды с друг другом в таком порядке, который нужен и порой это было не просто, но интересно. Были головоломки связанные с изучением материалов, которые вы находятся у трупов. Головоломки связанные с историей и много другое, заскучать вам не дадут.

Это я описал лишь малейшую часть того, что происходит в игре, а там происходит куда намного больше.

Атмосфера в мире Тедаса

Атмосфера в игре не самая сильная сторона, так как ощущение некой важности, мега-битвы, чего-то такого, что завтра вот вот всё может рухнуть нет. Порой даже кажется, что вы просто прогуливаетесь по лесу, собирайте траву, убивайте медведей и находите заброшенные дома, но атмосфера некого огромного мира, где творятся дивные чудеса и идет масштабная война Венатори,Магов и Храмовников нет и это печалит. Игра решила взять вместо атмосферы неожиданностью и случаями, к примеру: идете вы себе по горе, собираете эмбриум и тут бац над вашей головой пролетает дракон или идете вы себе по берегу, собираете кровавый лотас и тут бац перед вами дракон, который дерется с Великаном, но постоянного ощущения чего либо в мире нет. Музыкальное сопровождение с битвами против боссов, драконов или каких-то трагических ситуациях великолепна. Музыка даже в главном меню заставляет вас уже ворваться в мир и ощутить себя избранным, так что тут биовар как обычно на высоте. Ну, а чтоб вообще подчинить себе хоть каку-то атмосферу диалогов или бытия в Тедосе вы можете зайти на сайт dragonagekeep и построить череду событий/мозаик предыдущих частей игры, что скажется на диалогах и даже может совсем чуть чуть на мире, но не особо сильно.

Связки умений, переключения между персонажами и нафиг тактический режим

К сожалению, Инквизиция получилась легкой в плане геимплея, потому что по началу вообще не было баланса, вы могли легко создать лучника и при выборе определенного класса на 12 уровне убивать всех с одного или двух ударов, хорошо, что это поправили. Враги очень часто тупят и если вы играете дальником, то могут порой даже не идти к вам, а просто стоять и получать по голове. Если вы освойте свой класс на 100%, то можно и в соло пройти игру даже на Кошмаре, но это надо будет очень много времени потратить для сборов материалов, улучшения всех банок и тд.

Схема игры простая, но на кошмаре немного даст попотеть. Во-первых, если вы играете на кошмаре, раздражать будет постоянный спаун врагов, если вы только- только шагнули на новую локацию, то спаун врагов там просто секундный, убили одного и появился другой. После того как вы сделаете большинство задании, закроете все разрывы, то спаун врагов чутка уменьшится, но живность: медведи, мелкие драконы и тд всё равно будут появляться и это очень раздражает, потому что убиваете их вы за 4-5 минут и так каждый шаг. Во-вторых, на кошмаре не нужна тактическая камера вообще, к сожалению, сделана она тут неудобно, да и никакая тактическая камера не сравнится с первой частью игры, тут больше сделан упор на связки ваших умений и переключение между персонажами. Если вы идете убивать дракона, то без переключения между персонажами даже лучше не пытаться, но опять же это все на кошмаре, один залп дракона убьет всю команду кроме танка. Да ИИ тут очень тупое, если вы не будете шаманить с их настройками умений, то даже Варрик –лучник будет драться в ближнем бою, а Солас будет подбегать к вам в плотную и умирать за вас, так что всегда переключайтесь, используйте умения и обратно на своего персонажа. Лично я так убил 3 драконов на Кошмаре, но опять же я играл только ради трофея, а на нормальной сложности уже поставил цель убить всех драконов. В целом сильно потеть придется только на спаунах, но и то до определённого уровня и на драконе. В игре нет класса целителя, но он тут и не нужен, маги с их барьерами даже больше читерства, чем лечение. Рыцарь-Чародей может вообще в соло убить дракона, если научиться им играть, тоже самое можно сделать с лучником, но это надо будет очень, очень пытаться, но в целом магом можно убить кого угодно и как угодно, даже если враг на 3-4 уровня больше вас. Игра очень чувствительна к уровню. На вас может быть одет один шмот и вы идете на врага, который на 3-4 уровня выше вас, то в 80% вы труп, если не будете “геммороится”, но если пойти убивать врага на 1 уровень ниже или такого же уровня, то убьете вы его спокойна, что для меня было бредом, игра заставляет вас качаться, если вы хотите пройти всё от А до Я, но ближе к 17-18 уровню эта болезнь проходит.

В игре так же присутствует крафт, который даст вам всё необходимое. Самый крутой шмот создается, а не покупается. Можно создать броню и оружие на 13 уровне и ходить в ней до конца игры на любой сложности, что тоже очень печалит, потому что разнообразием оружия и брони игра не блещет.

В целом игра простая, если разобраться с механикой, то можно пройти игру на кошмаре даже в соло и не употребляя баночки, но не советую этого делать, так как испортите наслаждение от игры. Я лично получал удовольствия от битв и комбинации, к примеру: руна магов+ взрыв лучника+ инвиз и удар в спину это просто кайф, когда враг 2-3 раза подлетает и не успев упасть на землю получает удар в спину и погибает, ммм, мммм. Я не считаю, что тактическая камера это важная часть игры и её вообще можно было бы убрать.

Я поверил в Андрасте

В итоге могу сказать следующее. Игра реально огромная и она живая. Да нет разных НПС ходячих по местности, да нет порой некой атмосферы, что происходит что-то масштабное и тд. Одна и та же картина как маги и храмовники бьют друг друга, а демоны прут из разрыва надоедает, но в игре есть что-то такое, что заставляет вас изучать всю карту, которая постоянно преподносит сюрпризы. Сюжетная линия выполнена очень интересно и на уровне БиоВара, отношения сделаны как обычно на высоте, всегда хочется поговорить со своими товарищами и узнать их поближе. Боевая система может чуточку подкачала и дисбаланс порой портит ощущения от игры, но это в ваших силах избежать этого. В итоге, после 70+ часов я долго убеждал себя, что нет Андрасте и вообще мира Тедаса нет, потому что я так увлекся миром, что долго отходил от него в реальный мир. Визуальная часть игры поражает порой, хочется окунуться в водопады, хочется узнать, что находится за пределами огромной пустыни, а когда идет дождь, то хочется просто налить чаю и наблюдать за небом. Визуально игра может и не супер “некст-ген”, но достойна.

Ну что же, пора привести оценку. Если вы любите этот жанр и даже ДЭ 2 для вас был не очень, но нормальным и если вы не являетесь “фанатиком” первой части, которые даже не хотят смотреть на другие части, потому что, потому что сами не знают почему, то я очень советую вам поиграть в неё и вы не пожалеете. Оценка может меняться лишь из-за 1 фактора – это время.

Если у вас есть много времени, и вы конкретно засядете за игру, то игра окупится, если же нет времени и вы будете играть в неё 1-2 часа в день, то вряд ли сможете ощутить весь кайф.

Так что оценки две: 7 из 10 и 8 из 10. Я лично поставлю ей 8 из 10, потому что она захватила меня и даже заставила поиграть в неё во второй раз, а сегодня это редко происходит. Да прибудет с вами Андрасте, да осветит она вам путь и приведет к праведному решению, ибо Создатель наблюдает за нами и никогда нас не покинет, так веди же и ты праведный путь и пусть Создатель на троне гордится тобою.

Спасибо за внимание и простите за столь объемный обзор, но какая игра, такой и обзор.

Победоносное шествие Инквизиции по землям Денерима и Орлея в Dragon Age: Inquisition начнется с маленького отряда. Сила ордена будет расти постепенно, со временем он заручится поддержкой дворянства, отступников (магов или храмовников), Серых Стражей и прочих союзников, но прежде чем это произойдет, придется решить множество проблем, которые свалятся на голову главного героя вместе с демонами из дыры в небе. Обязанности в Инквизиции строго поделены между советниками: Жозефина отвечает за дипломатию, Леллиана - разведку, Каллен - войска. Управление орденом ведется из ставки командования, куда поступают все важные запросы и на карте отмечаются ключевые события. Каждый из советников по-своему подходит к решению поставленных задач. От выбора зависят исход порученного дела и затрачиваемое время: можно действовать словом, хитростью или грубой силой (абсолютно проигрышных решений нет).

Ускорить процесс выполнения заданий помогают агенты, которых можно вербовать во всех уголках Тедаса, также они способны открывать новые специализации без траты очков. Вербовка агентов в Dragon Age: Inquisition начинается обычно с общения с потенциальным кандидатом, но не все согласны присоединиться к Инквизиции сразу, у каждого свои причины: кто-то занят, кто-то не доверяет, кто-то выжидает, кто-то просто боится последствий своего выбора. На помощь в таких случаях приходят спутники , которые способны убедить несговорчивых (в диалоге появляются дополнительные реплики). Если попытки спутников безрезультатны, единственным способом для вербовки агента остается выполнение небольшого задания на лояльность . Важно не упустить подходящего момента для вербовки, иначе агент может пропасть с развитием сюжета. Завербованные агенты добавляются на вкладку советников в окне выбора специализации.

Местоположение агентов для Инквизиции в Dragon Age: Inquisition:

  1. Усмиренный Клеменс (задание «По секрету») - ожидает встречи с Инквизитором в таверне Редклифа во Внутренних землях. Для вербовки достаточно поговорить с ним. Доступ в деревню открывается по сюжету, когда нужно будет сделать выбор между магами и храмовниками. Помогает в работе Каллену.
  2. Волонтеры Вейла - для вербовки необходимо выполнить по просьбе капрала Вейла, с Перекрестка во Внутренних землях, несколько заданий для беженцев: отметить 5 тайников отступников по просьбе рекрута Витла, который стоит у пещеры в западной части поселения, в задании «Во власти стихий»; добыть 10 кусков баранины по просьбе беженца-охотника в задании «Муки голода» (бараны водятся в лесу); уговорить целительницу из Редклифа переехать на Перекресток в задании «Целительная длань» (нужно быть эльфом или иметь в отряде Соласа); расправиться с отступниками магами и храмовниками в заданиях «Отступники в Ведьмином лесу» и «Храмовники на западе». Переезд в Скайхолд автоматически закроет доступ к заданиям. Вернувшись к капралу Вейлу, просим его «Нанять самых умелых». Спутники положительно отнесутся к принятию волонтеров в ряды Инквизиции.
  3. Алексиус (задание «Искусительный шепот») - для вербовки нужно встать на сторону магов и сохранить жизнь магистру, чтобы на суде в Скайхолде решить его судьбу. До процесса нужно выучить на столе командования «Тайное знание» (закладка «Тайны»), которое позволит расширить познания в магии и добавить новый пункт в диалоги. В дальнейшем Алексиус выдаст задания для укрепления влияния Инквизиции и прекратит действовать в пользу Корифея. Помогает в работе Леллиане.
  4. Клинки Гессариана (задание «Наведение порядка») - на столе заказов на Штормовом Берегу нужно изготовить из шкуры глубинного охотника (водятся в пещерах напротив «Морриновой высоты», ) и двух змеевиков (висят на скалах вдоль берега) амулет «Герб милосердия», затем надеть его через инвентарь и придти в Гессарианский лагерь в восточной части локации, где сразиться с главарем. Клинки помогают в работе Каллену.
  5. Лоранил (задание «Снисхождение долийцев») - обитает в лагере долийцев в Изумрудных могилах, в юго-западной части локации. При встрече эльф попросится вступить в Инквизицию, но без разрешения хранителя не сможет покинуть клан и осуществить задуманное. Завоевать доверие долийцев помогут задания, выдаваемые соплеменниками Лоранила. После вступления начинает помогать Каллену.
  6. Фредерик де Серо (задание «Глубинная высшая драконица») - ученый занят поиском информации для своей новой работы, посвященной драконам, в Западном пределе, к югу от южного лагеря Инквизиции. После выполнения нескольких его поручений и убийства глубинной высшей драконицы он согласится присоединиться к Инквизиции, где и будет помогать Леллиане.
  7. Контрабандистка Таннер (задание «Деловые отношения») - во Внутренних Землях к югу от Перекрестка, где укрылись беженцы, на холме стоит овальный деревянный дом, внутри на перегодке висит записка, активирующая задание «Братья по крови». Доходим до маркера из задания (к северо-западу от лагеря Инквизиции возле Закатного в восточной части локации), зачищаем лагерь от бандитов, вокруг дома лежат тела двух храмовников, с первого подбираем меч, со второго письмо, которое активирует задание «Деловые отношения». Дожидаемся момента, когда по сюжету откроется доступ в деревню Редклиф, находим Таннер в лагере перед входом в церковь. Для вербовки агента используем Кассандру, Варрика или знания преступного мира, доступные для изучения за очки Инквизиции на столе командования в Убежище или замке в Скайхолде в разделе Войска, после чего Таннер станет помогать Леллиане.
  8. Фэрбенкс (задание «Благородство в сердце и делах») - находим лагерь повстанцев в южной части Изумрудных могил, говорим с Фэрнбенксом, выполняем все его задания по зачистке местности от храмовников-разбойников и вольных граждан. Новый агент ускоряет работу Леллианы.
  9. Лорд Беранд (задание «Любовь подождет») - находим тело женщины в ущелье к юго-востоку от лагеря Инквизиции в Предместье, откуда начинается исследование территории Внутренних Земель (пробегаем мимо астрариума и все время придерживаемся скал по левую сторону). С тела подбираем письмо и доставляем его лорду Беранду в крепость сектантов, на которую указывает маркер на карте. Пока он будет ошарашен вестью о смерти возлюбленной, предлагаем ему вступить в Инквизицию.
  10. Мишель де Шевен (задание «Зови меня Имшэль») - на выходе из разрушенной деревни, находящейся под защитой Инквизиции в Эмприз-дю-Лион, находим бывшего витязя императрицы Селины, обвиненного в измене и расжалованного. В беседе он расскажет о своем желании победить демона Имшэля, обосновавшегося в крепости Суледин. Выполняем всю грязную работу за него, после чего Инквизиция пополнится новым агентом, который будет помогать Каллену.
  11. Сер Баррис (задание «Защитники справедливости») - нужно встать на сторону храмовников, отказавшись от поддержки магов. В момент поиска ветеранов и лириума при защите зала стараемся не допустить падения уровня здоровья у нового союзника ниже 30%, иначе он погибнет. После улучшения Скайхолда можно будет назначить Барриса рыцарем-командором, который станет помогать Каллену.
  12. Дженна - по дороге из лагеря Инквизиции к Крествуду помогаем Серым Стражам расправиться с ожившими трупами, спасаем эльфийку, которую можно будет позже найти в одном из деревенских домов. В беседе она обмолвится о своем желании вступить в ряды Серых Стражей, если в отряде находится Солас или Инквизитор дворянин, то Джану можно завербовать в Инквизицию. Если отправить ее к Серым Стражам, то она будет принесена в жертву при штурме Адаманта.
  13. Глядящий в небо (задание «Трещины в трясине») - в топях Бурой трясины по пути к крепости Авваров находим гиганта в шкуре медведя, открываем и закрываем Разрыв на его глазах. После победы над Дланью Корта в крепости Авваров и освобождения солдат Инквизиции из плена (томятся в боковой комнате в крепости) Глядящий в небо пожелает присоединиться к Инквизиции, где и будет помогать Жозефине. Задание на освобождение пропадает после переезда штаб-квартиры в Скайхолд.
  14. Вождь Авваров (задание «Суд») - вернувшись из Бурой трясины после победы над Дланью Корта и освобождения солдат Инквизиции из плена, в тронном зале Скайхолда пройдет суд над вождем Авваров Мовраном Поддатым, который будет завербован в агенты при отправке в Тевинтер.
  15. Проповедница Анаис (задание «Слава вестнику(-це) Андрасте») - во Внутренних землях находим замок сектантов, расположенный на возвышенности к югу от лагеря Инквизиции на Гномьем перевале, в юго-восточной части локации. Просим пустить внутрь, закрываем разрыв в Завесе во внутреннем дворике и говорим с проповедницей Анаис, если попросить ее прислушиваться к тому, что говорят люди, то помощь нового агента будет направлена Леллиане, если попросить разносить вести об Инквизиции, то - Жозефине.
  16. Чародейка Элландра (задание «Амулет любимой») - по правую сторону от входа в крепость сектантов, которых возглавляет проповедница Анаис во Внутренних землях, на склоне холма лежит труп храмовника с филактерией, которую нужно отнести Эллендре с Перекрестка, где укрылись беженцы. После доставки амулета Вивьен поможет убедить чародейку сделать выбор в пользу Инквизиции, также можно употребить знания магии, открываемые за очки Инквизиции на столе командования в Скайхолде в разделе «Тайны».
  17. Хитрая Риттс (задание «Необычный дуэт») - к северу от лагеря Инквизиции на Гномьем перевале, в юго-восточной части Внутренних Земель, находим на перекрестке взволнованного разведчика. Получаем задание на поиски пропавшей Риттс, доходим до маркера у крепости сектантов, возглавляемых проповедницей Анаис, помогаем отбиться разведчице от храмовников, исследуем место нападения клавишей [V], находим тело мертвого мага, еще раз говорим с ней. Варрик поможет убедить ее присоединиться к Инквизиции, также это можно сделать без чьей-либо помощи, если Инквизитор гном.
  18. Объездчик Деннет (задание «Лошади для Инквизиции») - добираемся до лагеря Инквизиции у редклифских ферм в северо-западной части Внутренних земель, в деревне находим Деннета, выполняем несколько заданий для фермеров. Завербовать нового агента в Инквизицию помогут Вивьен или Кассандра, также в беседе можно использовать знания преступного мира, открываемые за очки Инквизиции на столе командования в Скайхолде в разделе «Войска».
  19. Герцогиня Флорианна (задание «Суд») - после посещения дворца Халамширал в задании «Злые глаза, злые сердца», герцогиню доставят живой или мертвой в Скайхолд, где состоится суд, по итогам которого она может быть завербована как новый агент Инквизиции, что повлияет на скорость работы Жозефины.
  20. Дворянин, капитан наемников Гаспара (задание «Злые глаза, злые сердца ») - во время выполнения задания в Халамширале подслушиваем несколько раз разговор двух дворян во дворике с решеткой на стене, ведущей к библиотеке на втором этаже дворца. Важно стоять на балкончике точно над целями, когда они заговорят о храмовниках и магах, спускаемся к ним и заводим беседу, если поддержать одного из дворян, он станет агентом. Завербовать капитана наемников Гаспара поможет знание преступного мира, доступное в разделе «Войска» на столе командования в Скайхолде за очки Инквизиции.
  21. Белль (задание «Опасность не миновала») - после выяснения отношений между храмовниками и служителями церкви на главной площади Вал Руайо находим торговку Белль, которая захочет присоединиться к Инквизиции. Важно не покидать города, иначе Белль исчезнет, а Жозефина лишится помощника.
  22. Самсон (задание «Суд») - для вербовки красного храмовника нужно поддержать магов в Редклифе в задании «Защитники справедливости», победить Самсона в храме Митал и учинить суд над ним в Скайхолде, где в качестве наказания отдать его на изучение Каллену, под командованием которого он и будет воевать на стороне Инквизиции против Корифея.