Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство

История и сегодняшний день декоративно- прикладного искусства- резьба по дереву.

Издавна русский человек, справив избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества - вырезывание из дерева.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.

Существует несколько видов резьбы по дереву: домовая (глухая, накладная, прорезная), объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), контурная, геометрическая, плоско рельефная (заоваленная с подушечками и подобранным фоном), рельефная и резьба на пряничных досках-штампах.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Топором обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались мастера деревянной посуды для выборки внутренних объемов. И сейчас в народных художественных промыслах применяют этот инструмент, напоминающий мотыгу.

Ложкарь представляет собой металлический стержень с кольцевидным ножом на конце. Он выравнивает внутренность деревянных ложек, ковшей и т. п. В арсенале резчика были долото, пила и бурав.

Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже в Ленинграде хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.).

Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощренной фантазией, острой передачей характерных движений. Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Эти образы прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах (рис. 1).

В изделиях средневековья нередко встречаются плетеные гирлянды из цветов, трав, листьев. Растительные орнаменты покрывали резные иконы XIV в., алтарные двери, царские врата.


Рис. 1. "Ковш-конюх". Тверская губерния. Начало XIX в.

Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с изогнутыми хвостами.

Среди мелкой деревянной пластики, созданной безвестными резчиками, выделяются мастерством исполнения и богатым чувством юмора наборы шахматных фигур. Они относятся приблизительно к 1290-1340 гг.

XV век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов орнаментальное плетение, напоминающее перевитые стебли растений. Резьба в иконостасах дополнялась золочением. Сохранилось имя Амвросия - церковного резчика и скульптора Троице-Сергиева монастыря. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными с ювелирной тщательностью из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита.

В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями.

Характер резьбы по дереву в XVI в. изменился. "Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный, сочный и живописный по сравнению с некоторой графичностью плоского, в один план рельефа XIV и XV вв." (Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М., 1972, с 23. ).

Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. дворец для царя Алексея, который очевидцы называли восьмым чудом света.

На строительство Коломенского дворца были созваны лучшие мастера из многих деревень России. Он состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крутыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью.

В романе "Черные люди" писатель Вс. Иванов подробно описывает это событие.

"По всей земле летом искали царские воеводы резчиков, мастеров искусных. Собраны они теперь в селе Коломенском. Работает столяр первых статей Клим Михайлов, что работал на службе близ крепости у князя Куракина, а после у патриарха Никона, работал восемь лет в Воскресенском патриаршем монастыре. Да ученик у него, у Климки, Федька Микулаев, крестьянский сын, тоже столяр знатный... Да еще монах, стрелец Арсений, резчик искусный, да Давыд-резчик, тоже монах... да еще мастеров без счету...

Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники - узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими - с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые... и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто" (Иванов В с. Черные люди. М., 1962, с. 563. ).

Этот дворец, как бы вынутый из волшебной шкатулки, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.

Во всей силе проявилось самобытное искусство в период грандиозного строительства Петербурга и его окрестностей, когда талантливые народные мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту И. Зарудного резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с товарищами.

Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Нартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I.

Работы русских народных резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Наиболее поэтичными, живыми и истинно народными были работы, созданные в глубинах России, в деревнях и селах. Примечателен декор деревенских изб, отличающийся богатством пластического языка, совершенством техники, оригинальностью изобразительных мотивов и орнаментов (рис. 2). В нем сочетаются прорезная и накладная резьбы с рельефными изображениями на гладком фоне.

Рис. 2. Дом Ошевнева в Кижах. Декор фронтона. XIX в.

Многообразны исполненные с любовью русские прялки. Издавна прялка была одним из главных предметов в крестьянском хозяйстве. Около нее женщины коротали бесконечные зимние вечера. С ней не расставались даже в гостях. А когда крестьянка была занята другой работой, прялку вешали на стену. Она украшала избу. Деревни и села России как бы соревновались друг с другом в выборе формы и убранства прялок.

Непосредственная связь с каждодневным трудом определила художественный язык и средства выражения декора прялок. Все свое умение резчики вкладывали в их украшение. Старались, чтобы они были нарядными. Например, крестьяне Вологодской губернии рассыпали каскады узоров трехгранно-выемчатой резьбы по гребню и головке прялки, оставляя гладким только донце, дополняя резьбу яркой раскраской (рис. 3).

Мастера Ярославской губернии оставляли натуральный цвет дерева. Прялке придавали форму шатрового терема, покрытого изящной контурной и ногтевидной резьбой. Нередко изображали жанровые сценки (рис. 4).

В деревне Касково Нижегородской губернии прялки были совсем другие - гребень оставался совершенно гладким, а узоры располагались на донце и головке. Характер узора был своеобразным: в светлую древесину осины врезали кусочки темного синевато-серого мореного дуба.

В каждой области бытовали особые формы прялок и характер их декора.

Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную резную форму. В XVIII в. на одной доске вырезали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников (рис. 5). В XIX в. на пряничных досках изображали птиц, рыб и животных, а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства (рис. 6).

Рис. 3. Гребень прялки. Вологодская губерния. XIX в.

Рис. 4. Деталь прялки. Ярославская губерния. XIX в.

Рис. 5. Пряничная доска. XVIII в.


Рис. 6. Пряничная доска. XIX в.

Желая сохранить в народе это самобытное, подлинно русское искусство, передовые люди во второй половине XIX в. создали в подмосковной усадьбе Абрамцево центр резьбы по дереву. Была создана художественно-столярная мастерская, которой заведовала художница Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей.

В числе учеников Абрамцевской сельской школы - столярной мастерской оказался сын плотника из деревни Кудрино Василий Ворносков, который стал впоследствии основоположником нового стиля кудринской резьбы.

Дерево остается одним из популярных поделочных материалов и в наши дни. Целые фабрики и творческие объединения работают на этом сырье. Только в Российской Федерации в 1970 г. насчитывалось более пятидесяти народных промыслов и промышленных предприятий, работавших с деревом (Художественные промыслы РСФСР. Справочник. Сост. В. Г. Смолицкий, 3. С. Скавронская. М., 1973. ).

Под хохломскую роспись точат посуду, изготовляют резные полированные вазы, солонки, сахарницы, режут ложки и знаменитых матрешек в городе Семенове Горьковской области. В поселке Лопатовском Кировской области действует промысел, где создают всемирно известные художественные изделия из березового капо-корня (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и т. д.). Широко известны работы гуцульских мастеров резьбы и инкрустации по дереву. За последние годы появляются новые предприятия по художественной обработке дерева. Предприятие народных промыслов "Коду" в Эстонии ежегодно поставляет в продажу новинки из дерева, расширяют ассортимент Вильяндиский, Пярнуский, Таллинский лесхозы.

Тираспольская фабрика сувениров выпускает красочные матрешки, разнообразные деревянные сосуды с резьбой, инкрустацией, росписью. Она вступила в строй лишь в начале 1974 г., но уже имеет заказы из ГДР, Франции, ФРГ.

Одним из старейших центров резьбы по дереву является подмосковное село Богородское. Традиционный узор тамошних резчиков - образы животных и птиц, сценки из жизни села, персонажи народных сказок и басен. От прошлых веков сохранились здесь произведения А. Я. Пушкина, Я. П. Бобловкина, Д. В. Барашкова (рис. 7). Издавна славились работы Степана Шурыгина, красотой и народным юмором отличались композиции П. Барденкова.

Рис. 7. Д. Барашков. "Лесорубы"

Заслуженные художники РСФСР В. С. Зинин, Н. И. Максимов, мастера А. А. Пронин, В. С. Шишкин вводят в традиционные игрушки и скульптуры современную тематику. На Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. богородским резным изделиям была присуждена серебряная медаль.

Лучшим богородским резчиком сейчас по праву считается И. К. Сту-лов. Немало его работ экспонировалось на международных и всесоюзных выставках. Его композиции отличаются высоким техническим мастерством, художественной выразительностью, добрым юмором. Он широко использует мотивы народных и пушкинских сказок: "Сказка о золотом петушке", "Вершки и корешки", "Охотник с тетеревом", "Суп из топора". И. К. Стулов создал композиции на современные темы: "Колхозная бригада", "Чабан с ягненком", серию "Женщины Великой Отечественной войны". Резные произведения И. К. Стулова украшают музеи Москвы, Ленинграда и других городов нашей страны.

Сегодня на Богородской фабрике резных художественных изделий трудятся талантливые молодые мастера. Среди них - И. Чибисов и М. Перегудов. В их работах на современную тематику находят свое дальнейшее развитие национальные традиции русского резного дела.

В городе Хотьково Московской области создаются декоративные деревянные изделия - блюда, штофы, ковши в своеобразной кудринской технике (от старинного русского села Кудрино) (цв. ил. 1). Здесь мастер В. П. Ворносков вместе со своими сыновьями создал особый стиль и вырезал немало интересных композиций, составляющих оформление общественных зданий.


Илл. 1. Декоративное блюдо "Лето". Кудринская резьба

Работе с деревом посвящают свое творчество многие известные скульпторы. Дерево было излюбленным материалом у С. Т. Коненкова, В. А. Ватагина, Эрзя.

Более полувека отдал творческой деятельности московский художник Л. А. Кардашев, которого называют поэтом деревянной резьбы. Его произведения отличаются истинно русским, традиционным народным духом, виртуозностью техники, новизной тематики. Одно из известных произведений Л. А. Кардашева - грандиозный фронтон из карельской сосны на одном из павильонов ВДНХ.

Русское резное искусство достойно представляло нашу страну на многих международных выставках. Недавно, в 1973 г., жители Парижа увидели уникальную выставку "Великие традиции русского дерева". Более четырехсот экспонатов размещалось прямо на станциях метро и в витринах магазинов.

Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. В Белоруссии и на Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. На Карпатах резьба по дереву соседствует с инкрустацией костью, перламутром и цветным бисером.

В 1968 г. на юбилейной выставке "Декоративное искусство СССР" всеобщее внимание приковало резное деревянное панно художницы из Молдавии Л. Янцен "Часы и звери", а также декоративный столб с многофигурными композициями "Праздник осени" художника Ю. Барончука.

Широко развито искусство резьбы по дереву в Прибалтийских республиках. Литовская народная резьба по дереву была представлена в апреле - мае 1973 г. в Ленинградском музее этнографии. Особый интерес вызвали скульптуры А. Мажеки, А. Жимантаса, И. Визбараса, П. Папшиса, И. Ужкурниса.


И. Стулов, "Царь Додон и Звездочет"

В 70-е годы на улицах и площадях литовских городов, на околицах сел и просто в поле создаются оригинальные монументальные ансамбли. Битве литовцев с меченосцами в 1236 г. посвящен монумент В. Лукошайтиса, 3. Вайшвила и других, созданный в 1973 г. из дубовых стволов. В Литве проводится традиционный праздник - "День всех ремесел". В 1973 г. в Крытинге, а затем в Вильнюсе проходил праздник резчиков по дереву. Позже творческий семинар резчиков был повторен в городе Шауляй. По его окончании в городе на улицах и площадях остались деревянные скульптурные ансамбли.

Газета "Правда" в одном из номеров отметила ансамбль из дубовых стволов, поставленный литовскими резчиками на кургане Жвягиняй. Здесь в 1941 г. фашистские каратели уничтожили население деревни Аблинга. В композицию, созданную за короткий срок архитектором Д. Юхневиченсоном, графиком И. Шилинскасом и мастером В. Майорасом, вошли более 30 резных скульптур пяти- и восьмиметровой высоты.

Аблингский ансамбль органически вписался в литовский пейзаж. Он как бы воскресил начавшие замирать здесь традиции крестьянской монументальной деревянной скульптуры.

Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, мелкие бытовые предметы и традиционные сосуды для пива и вина.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагданы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшает трехгранно-выемчатая резьба. Выдающимся современным армянским резчиком по дереву считается А. Азатян.

Весьма разнообразна дагестанская резьба. В кубачинских деревянных ступках, мерках для муки, деревянных блюдах, солонках, ложках преобладает растительный орнамент. В других селениях господствует орнамент из геометрических звезд, розеток, всевозможных треугольников. На ряду с резьбой применяют выжженный орнамент. Здесь используют местную и привозную древесину: липу, грушу, абрикос, кизил. В наши дни мастера нередко делают посуду, стилизуя ее форму под старинную.

В лесистых ущельях Карачаево-Черкессии из поколения в поколение передается искусство изготовления деревянной посуды. Посуда имеет чисто утилитарное назначение. В обиходе семьи горца встречаются двуручные ковши для айрана, деревянные блюда для печеных изделий и мяса, различного рода черпаки и ложки. Искусство мастера состоит в том, чтобы выразить всю деревянную композицию без единого клееного шва - целиком из куска дерева. Любая склейка исключается. Эти сосуды режут в основном из ольхи и наплывов - капов, часто встречающихся на корявых стволах горных деревьев. Она не орнаментируется. Единственным украшением на праздничных чашах остаются деревянные неразъемные цепочки. Монолитный, пластичный корпус ковшей и черпаков контрастирует с дробным ритмом прорезных звеньев цепочки, создавая неожиданный эффект (рис. 8).


Рис. 8. Двуручный ковш с деревянной цепочкой

Хранителем и продолжателем народных традиций в резьбе по дереву является Ю. М. Герюгов из г. Карачаевска. Ю. М. Герюгов известен как один из самобытных мастеров народной кавказской резьбы. Его резная мебель и посуда отличаются удивительной простотой, ясностью орнаментального декора, глубоким знанием тайн дерева. Дом Герюгова - своеобразный музей резного искусства, в котором и дети и взрослые могут увидеть уникальные образцы предметов быта.

С 1970 года он работает учебным мастером на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. Его увлеченность народным искусством, глубокое знание традиционных приемов деревянной резьбы привели к нему многих студентов. В свободное время и на занятиях в институте будущие учителя постигают древнее искусство.

Издавна горцы приобретали мастерство в процессе вырезывания неразъемных цепочек на крупных клубнях картофеля. Теперь в распоряжении студентов пенопласт - легкий и удобный в работе материал. Освоив приемы работы на пенопласте, они переходят к мягким породам дерева. Ученики Ю. М. Герюгова работают в разных концах Карачаево-Черкессии, продолжая традиции древнего кавказского искусства. Теперь деревянные изделия с неразъемными цепочками - ковши, ложки, ручки для письменного стола - украшают быт многих семей горцев.

В Карачаево-Черкесской автономной области растет новое поколение талантливых резчиков. Целая группа специалистов окончила художественно-графический факультет местного педагогического института. На рисунках 10-14 показаны работы молодых резчиков Н. и С. Чоморян, Р. Требуева, В. Гнатюк. Можно много ожидать от выпускников С. Салпагарова и А. Алиева. "Резьбой по горбылям" занимается В. Зверева. Она использует самые сучковатые, самые, казалось бы, непригодные для столярных и плотницких операций горбыли, замечая затаенные в них неожиданные выразительные образы (цв. ил. 2).


Илл. 2 В. Зверева. "Филин". Работа по не обрезной доске


Рис. 10. И. Чоморян. Декоративное блюдо. Плоскорельефная резьба


Рис. 11. С. Чоморян. Кружка. Геометрическая резьба


Рис. 12. С. Чоморян. Подсвечник. Геометрическая резьба


Рис. 13. В. Гнатюк. "Московский Кремль".Трехгранно-выемчатая резьба


Рис. 14. P. Teбуев. Декоративная орнаментальная композиция

Резьба народов Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметричностью рисунка. Вспомним резные двери гробницы Тимура, воспроизведенные на картине В. В. Верещагина.

Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождала зодчество. Подтверждение тому - великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверьми и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.

Техника среднеазиатской резьбы весьма разнообразна - это трехгранно-выемчатые узоры под названием "багдади", тончайшая ажурная решетчатая "панджара", рельефная с подобранным фоном "паргори", с множеством разновидностей растительного характера - "ислими" и геометрического - "гирих".

В наши дни резное дело сохранилось в работах замечательного резчика К. Хайдарова из Коканда, который развивает лучшие традиции в этом виде искусства.

За последние годы открыто своеобразное "резное наследие" мордвы. Целый мир резного богатства обнаружен в районе нынешней Горьковской области. Найдены тысячи предметов, покрытых богатейшей резьбой. Особый интерес вызывают орнаментированные цилиндрические свадебные сундуки.

Декоративной свежестью отличается якутская деревянная посуда, ложки, черпаки и чашки из березового капа. Поверхность чашек покрыта контурным или трехгранно-выемчатым узором. Из современных резчиков Якутии выделяется П. Г. Романов из села Борогонцы Усть-Алданского района. Он выполняет тончайшие работы из капо-корешков.

Известен в нашей стране бурятский ювелир и резчик М. Эрдынеев.

На севере и юге, на западе и востоке бескрайней территории СССР, в крупных городах, маленьких деревнях и поселках резное искусство в течение многих веков неизменно в почете. Оно "согревает" души людей своим теплом, открывает простор фантазии, как бы связывает нашу старину с современной жизнью.

Резное дерево широко применяют в оформлении интерьеров. Например, для Дворца бракосочетаний г. Александрии Ровенской области художник-резчик П. Прядько создал несколько разных панно на фольклорные темы.

Резьба по дереву разнообразит интерьеры Московского государственного университета на Ленинских горах и Театра им. Алишера Навои в Ташкенте. Она широко и разнообразно представлена в оформлении павильонов ВДНХ. Один из павильонов выставки - "Профтехобразование" - привлекает особое внимание посетителей ежегодно меняющейся экспозицией художественных изделий из дерева.

Художественной обработкой дерева (резьбой) во второй четверти занимаются на уроках технологии обучающиеся 7-х классов нашей школы и получают удовлетворение от своей работы и у самих радуется глаз и их поделки нравятся родителям, сверстникам, учителям. Так наиболее интересными поделками после проведенной классной выставки были признаны поделки учеников 7 «Б» класса:

(работы обучающиеся 7 «Б» класса: Кургузова Д, Бедного Н., Чаканова Е., Бабайцева Е.)

Большой резонанс у нас в стране и за рубежом получили брянские деревянные скульптуры, вырезанные из стволов погибших деревьев в Парке культуры и отдыха им. А. К. Толстого. Печальная участь ожидала парк - каждый год здесь спиливали по 10-12 могучих стволов. Болезнь поразила деревья. Чтобы не пилить под корень столетние великаны, а дать им новую жизнь, директор парка В. Д. Динабургский решил попробовать резать скульптуры из оставленных на корню деревьев. Нужны были мастера-энтузиасты.

Первыми откликнулись бывшие воспитанники ПТУ, модельщики завода дорожных машин И. Ф. Жданов и В. С. Михайлов. Впоследствии к ним присоединились художники-любители юрист по образованию Б. А. Зубарев и слесарь контрольно-измерительных приборов В. X. Орлов. Аллеи парка приобрели новый, не виданный ранее облик (рис. 15).


Рис. 15. Деревянные скульптуры в парке города Брянска

Зимой 1962 г. самодеятельным художникам стали помогать школьники VIII-IX классов. Их привел К. И. Могут - руководитель кружка городского Дворца пионеров. Долгие годы до работы в кружке К. И. Могут был главным архитектором Брянской области. Уйдя на пенсию в 1962 г., он все свое время в течение 10 лет до последних дней жизни отдал воспитанию школьников, развивал в них стремление к творчеству, к красоте.

Под руками ребят погибшие деревья обрели сказное звучание. Володя Ершов искусно вырезал композицию "Лель" (рис. 16). Фигуру лесного музыканта оживляют трепещущие пятна света и тени. Творческая группа ребят - Виктор Денисюк, Саша Ковалев, Юра Нечаенко и Ярослав Стокласка - создала композиции на темы народных сказок и преданий "Еме-ля" и "Деснянка".


Рис. 16. Володя Ершов. "Лель"

Вот уже 12 лет с лукавой хитринкой в чуть прищуренных глазах встречает посетителей парка "Емеля" (рис. 17) из русской сказки "По щучьему велению". Рядом с ним - статная, горделивая героиня древней легенды "Деснянка" (рис. 18).


Рис. 17. Работа учащихся "Емеля". Резная композиция


Рис. 18. Работа учащихся "Деснянка". Резная композиция

Выросли те ребята. Работают на предприятиях Саша Ковалев, Юра Нечаенко, Ярослав Стокласка. Стали инженерами-механиками Виктор Денисюк и Володя Ершов, окончив технологический институт. Разные профессии получили бывшие школьники, но думаю, что навсегда сохранили они то доброе чувство, которое приобрели, создавая на радость людям свои сказочные творения. Вдохновенная работа над резными композициями не прошла даром. Она эстетически обогатила их, привила любовь к труду, на всю жизнь зажгла в душе огонек творчества.

Резные деревянные композиции из стволов деревьев встречают детей в зонах отдыха около Петропавловской крепости в Ленинграде, на стрелке в Орле; широко известна Ялтинская поляна сказок (рис. 19, 19 а). Творческое содружество взрослых и детей приносит свои плоды.


Рис. 19. Ялтинская поляна сказок. "Иванушка с гармошкой". Резьба по дереву


Рис.19а. Ялтинская поляна сказок. "Царь Горох и царевна Горошина". Резьба по дереву

Долго можно рассказывать о кружках и студиях художественной обработки дерева в нашей стране и в нашей школе. Ведь занятия различными видами декоративно-прикладного искусства, как правило, любимы школьниками всех возрастов. Думаю, что информация, размещенная на школьном сайте, будет способствовать развитию интереса школьников к этому увлекательному виду деятельности.

Учитель технологии МОУ БСОШ № 1 Н.В. Полунина.

Программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

Принято Утверждено

На МО классных руководителей директор школы

Руководитель МО

_____________________________ _________________

Кислова Е.И. Филиппова Е.В.

«Декоративно-прикладное творчество

И основы резьбы по дереву»

Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов.

Срок реализации программы: 1 год

Направление: техническое

Год разработки программы – 2017-2018

Руководитель кружка: учитель технологии

Пошитый Сергей Валентинович

с. Бердюжье 2017

1.Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе « Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву ». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.

Цель, задачи.

Целью обучения по программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» является: овладение теоретическими и практическими навыками работ резьбы по дереву, обработки и конструирования изделий из древесины, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей у детей, обеспечение их потребности в практической деятельности.

Задачи:

1. Творческое развитие личности.

2. Возрождение интереса к русским народным промыслам.

3. Коррекция здоровья школьников.

4. Формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для
изготовления предметов быта, декорированных резьбой.

5. Общетрудовая подготовка и воспитание сознательного отношения к труду.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Реализация указанных задач обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

Программа предполагает возможность подготовки учащихся к осознанному выбору профессии «резчик по дереву».Содержание теоретического обучения знакомит учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева и отделкой изделий из древесины. Учащиеся знакомятся со специальной литературой и иллюстративным материалом по резьбе, с творчеством известных мастеров. Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно при некотором опережающем изучении теоретического материала.

Программа интегрируется с разделом "Обработка древесины"
образовательной области "Технология".

Межпредметные связи: черчение, ИЗО, физика, экономика, историческое краеведение.

Программа кружка построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • общедоступность и поэтапность в достижении целей;
  • адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении;
  • дифференциация и индивидуализация заданий;
  • успешность деятельности учащихся и общественно-полезной значимости
  • деятельности учащихся;
  • сотрудничество взрослых и детей:
  • творческая заинтересованность и активность детей;
  • последовательность в приобретении знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся узнают:

Характеристики основных пород дерева, применяемых для художественной обработки;

Инструменты, приспособления и оборудование, применяемые
для выполнения различных видов резьбы;

Основы построения композиции при декоративном оформлении
изделий;

Технологический процесс изготовления изделий и способы
их декоративного оформления;

Материалы, применяемые для декоративной отделки изделий;

Правила безопасности труда и пожарной безопасности;

Основы ручной и механической деревообработки в рамках образовательной области "Технология";

Реальное соотношение потребительской стоимости изделия,
декорированного резьбой, и его себестоимости.

Учащиеся научатся:

Проектировать форму изделия, выполнять чертежи или эскизы;

Подбирать композицию для конкретного изделия, соотносить
пропорцию рисунка с размером изделия, правильно и симметрично
размещать рисунок (строить композицию);

Правильно подобрать материал, рационально разметить и обработать заготовку;

Владеть приемами шлифовки древесины;

Затачивать и править режущий инструмент;

Рационально и безопасно пользоваться инструментом;

Владеть двумя видами резьбы;

Эстетично производить отделку изделия;

Владеть приемами столярной и токарной (СТД-120М) обработки древесины.

2.Учебно-тематический план.

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Вводное занятие (1 час)

4. Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

5.Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)

Черновое точение.

Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

1. Вводное занятие (1 час)

Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.

Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.

Практические работы:

Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.

Решение организационных вопросов.

Правила внутреннего распорядка.

2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (1 час)

Эстетические возможности контурной резьбы по тону.

Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала. Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка, приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.

Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.

Правила безопасности труда при шлифовании древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.

Практические работы:

Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование, нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.

3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)

Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.

Основы декорирования изделия контурной резьбой. Калькирование рисунка, приемы калькирования.

Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и коррекция резьбы.

Практические работы:

Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (проводится под индивидуальным контролем учителя).

4. . Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Виды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформления. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение элементов композиции. Комбинирование различных видов композиции. Законы пропорции, симметрии и ассимметрии.

Практические работы:

Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.

Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).

5. Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)

Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.

Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.

Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.

Черновое точение.

Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.

Проект орнамента для токарного изделия (развертка)

Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.

Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.

Техника лакирования токарного изделия.

Практические работы:

Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование токарного изделия (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).

Годовой календарный учебный график.

№ п/п

Часы

Дата

Организационное занятие. Правила внутреннего распорядка. План работы. Оснащение для работы. Понятие о контурной резьбе по тонированному фону.

Инструменты для контурной резьбы по тону. Постановка руки резчика (упражнения). Т.Б. при работе резцами.

Резание «волны» (упражнения).

Резание замкнутого контура.

Приемы выборки фона.

Технология контурной резьбы по тону.

Понятие о разметке заготовки (нанесение рисунка).

Растительный орнамент (флористический).

Способы коррекции ошибок.

Отделка готового изделия. Т.Б. при лакировании изделия.

Понятие о калькировании.

Приемы и порядок разметки под кальку.

Применение и роль грунтования (лак НЦ). Т.Б. при работе с нитролаком.

Отработка техники резания.

Послойное лакирование.

Проектирование изделия (разделочная доска).

Соотношение рисунка и формы изделия.

Приемы привязки орнамента к изделию.

Резание контура.

Выборка фона.

Коррекция рисунка. Отделка изделия.

СТД-120М: устройство и назначение. Виды изделий.

Материал для токарной обработки. Резцы. Подготовка станка к работе.

Приемы точения цилиндра. Правила Т.Б.

Фасонное точение. Проектирование токарного изделия.

Требования к форме и качеству токарного изделия. Шлифовка.

Элементы и приемы деталировки токарного изделия.

Приемы отделки токарного изделия.

Обобщение по курсу. Обзорное занятие. Задание на лето.

Итого:

34 часа

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:

Формы контроля:

Наблюдение;

Собеседование;

Тестирование

Творческие выставки готовых изделий в кружке, общешкольного уровня;

Участие в творческих конкурсах, выставках муниципального, регионального уровней.

Участие в школьных, районных, областных олимпиадах

Участие в проектной деятельности;

- участие в предметной неделе эстетического и трудового воспитания.

- Критерии отслеживания усвоения программы:

Освоение программы осуществляется с учётом способностей и уровня заинтересованности учащегося. После освоения базового уровня ученик может выбрать направление специализации по одному из последующих разделов либо совершенствоваться по направлениям базового уровня.

Переход к следующему разделу определяется не количеством отработанных часов, а достижением соответствующего уровня (технически и художественно правильная реализация базовых приемов резьбы).Изучение нового материала закрепляется через выполнение практических работ.

- Условия реализации программы:

Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий. Оборудование : (Токарные станки по дереву; сверлильные станки; злектро – рубанок; электро - дрель; электро - лобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электро – выжигатель.)

Инструменты : резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.

Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.

Дидактические материалы: плакаты по темам – пиление, сверление, разметка, строгание, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.

- Воспитательная работа:

При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности)

Приёмы: беседа, объяснение, рассказ, сообщение, показ действий.

Репродуктивный метод обучения.

(для формирования знаний, умений, навыков)

Приёмы: опрос, задания по образцу.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы:

(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)

Активно используется личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать условия для раскрытия и развития субъектных возможностей каждого ученика, через представленный ему разнообразный и различной сложности дидактический материал.

5. Список литератуты:

  1. «Народное искусство Тверской земли» Калмыкова Л.В., Тверь – 1995 г.
  2. «Звери и птицы славянской мифологии в декоративно – прикладном искусстве» Тверское училище – колледж культуры, Тверь – 1998 г.
  3. «Резчик по дереву» Афанасьев А.Ф., Москва, «Московский рабочий» - 1988 г.
  4. «Обработка древесины в школьных мастерских» Я.В. Ривх, Москва, «Просвещение» - 1984 г.
  5. «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Д. Ильяев, Москва, «Экология» - 1996 г.
  6. «Домовая резьба» В.Г. Буриков, В.Н. Власов, Москва, «Нива России» - 1994 г.
  7. «Волшебный мир дерева» Г. Федотов, Москва, «Просвещение» - 1987 г.
  8. «Мозаика и резьба по дереву» Матвеева Г.А., Москва, «Высшая школа» - 1989 г.
  9. «Биоэнергостимулятор универсальный «ВИТА-1» (БИОН-01)» В.В. Григорчук, Е.Л. Мачерет.
  10. «Рефлексопрофилактика утомления» В.А.Захарченко, В.В. Григорчук.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида»

Декоративно-прикладное творчество (проект)

«Резьба по дереву». Изделие «Шкатулка».

Руководитель: Махалов Юрий Михайлович,

учитель технологии

специальной коррекционной школы VIII вида

2014 г

Оглавление

1. Выбор и обоснование темы проекта с.3

2. Цель и задачи проекта с.3

3. Схема обдумывания с.4

4. История и современность декоративной деревообработки с.4

5. Основные параметры и ограничения с.7

6. Развитие идеи с.7

7. Работа над формой шкатулки (варианты) с.8

8. Орнамент шкатулки с.9

9. Требования к изделию с.9

10. Инструменты и оборудование с.10

11. Материалы с.10

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки с.10

13. Контроль качества с.12

14. Техника безопасности при выполнении работы с.12

15. Эколого-экономическое обоснование с.12

16. Использованная литература с.13

    Выбор и обоснование темы проекта.

Занимаясь резьбой по дереву на уроках технологии, ученики смогут изготовить своими руками различные изделия и сделать его эстетически красивым, пусть даже оно будет небольших размеров. В школьной учебной мастерской есть возможность изготовить продукцию для реализации. Изучая образцы различных изделий, оставил свой выбор на изготовлении шкатулки.

Это изделие привлекло тем, что люди любят такие вещи и материала для шкатулки требуется немного. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, а шкатулка с вырезанным узором станет и украшением любой комнаты.

Кроме того, изготовление шкатулки - еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точности, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможно стей проявить свои способности.

    Цель и задачи проекта

Цель проекта – изготовить декоративную шкатулку из древесины.

Задачи:

    Изучить историю декоративной деревообработки.

    Определить основную идею проекта.

    Выбрать объект и технологию труда.

    Изготовить шкатулку согласно технологии.

    Провести контроль качества изделия.

3. Схема обдумывания.

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы.

4. История и современность декоративной деревообработки.

Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в незапамятные времена. Людям они служат для хранения различных мелких предметов. Предназначение может быть разным. В шкатулках держали деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты.

Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, в наше время - из пластмасс. Различались они размерами, конструкцией, по форме (квадратные, круглые, многогранные, овальные). Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород - ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой.

На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из дерева и украшать их резьбой. Большинство людей старалось приобрести себе такие изделия для украшения жилища.

Одним из таких видов была геометрическая или трехгранновыемчатая резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.

Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Особенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется - трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, но их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резьбу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем - под острым углом, значение которого определяется характером узора. Основные виды древесины те же, что и в прорезной резьбе. Да и вообще во всех видах резьбы - хвойные, липа, ольха, осина. Можно применять и твердые породы, но переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, т. е. от простого к более сложному.

Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания).

Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания азбучных элементов: с колышка и треугольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или с колышками, или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обра щаться к произведениям народного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Из сочетания треугольников и с колышков, сливающихся в производные узоры (ромбы, цепочки, витейки и т. п.), можно создавать нескончаемое разнообразие сочных, выразительных декоративных композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой, или сапожный, нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточен ным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (из готовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хоро шие ножи получаются из полотна косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или пороло на, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавли вая его на линию рисунка.

Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой может быть допол нена различной отделкой, повышающей декоративную вырази тельность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометриче ской резьбой может быть самой различной.

Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект. На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой резьбой по этому фону.

Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или полируется), а по ней уже режется узор, то декоративная выразительность изделия значительно повышается.

Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости материалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить окружающих.

5. Основные параметры и ограничения.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

    Экологически чистое

    Красивое

    Безопасное

    Прочное

    Соответствие выбранной стилистике.

6. Развитие идеи.

Сделав выбор объекта труда, необходимо обдумывать форму шка тулки. Для этого сделали обход по магазинам, рынкам, посмотрев образцы, изучили иллюстрации в книгах по резьбе. Собрав необходимую информацию, проработали такую схему:

Шкатулка

Материалы

Инструмен

ты

Технология отделки

Функция

Форма

Конструкция

Камень

Пластмасса

Металл

Древесина :

    Липа

    Осина

    Тополь

    Береза

    Бук

    Дуб

    Ясень

Рубанок,

ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты,

шлифовальная шкурка

Выжигание

Роспись по дереву

Резьба по дереву

Рабочая

Декоративная

Комбинированная

Круглая

Прямоугольная

Многогранная

Точеная

Клееная

Со съемной крышкой

В итоге определили для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль изготовления (резьба), выбрал материал и конструкцию шкатулки. Делая эскизы формы шкатулки учитывали, что она должна быть красивой, удобной в пользовании и посильной в изготовлении.

7. Работа над формой шкатулки (варианты).

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Окончательный вариант формы шкатулки

Форма боковых сторон шкатулки Форма верхней и нижней сторон шкатулки

8. Орнамент шкатулки

9. Требования к изделию.

Название изделия

Шкатулка

Функциональное назначение

Для хранения мелких предметов

Пользователь

Неограниченно

Единичное или массовое производство

Единичное

Размеры

Небольшие

Требования к материалам

Натуральные

Метод изготовления

Резьба по дереву

Внешний вид, стиль

Фольклорный (русский) стиль

Требования с точки зрения безопасности использования

Гладкая, без заусенцев поверхность

Экологические требования

Экологически чистые материалы - древесина

10. Инструменты и оборудование.

Для изготовления изделия понадобятся: рубанок, ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты, шлифовальная шкурка.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

    Материалы.

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя. Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки

Наименование операции

Эскиз

Оборудование, инструменты

Разметить на заготовке стенки шкатулки

Верстак, карандаш, угольник, линейка

Распилить стенки

Ножовка

Выполнить угловые соединения

Верстак, ножовка, стамеска

Склеить стенки шкатулки

Клей, тиски

Обработать верхнюю и нижнюю кромки каркаса

Шлифовальный круг

Приклеить дно и крышку

Клей, тиски

Удалить припуски, обработать шкатулку по форме

Шлифовальный круг

Отшлифовать шкатулку

Шлифовальный круг, шлифшкурка

Наметить место пропила между крышкой и стенками

Карандаш, линейка, ножовка

Разметить орнамент

Карандаш, линейка, циркуль

Вырезать орнамент на шкатулке

Нож-косяк

Покрыть шкатулку лаком

Кисть, лак

Отрезать крышку и зачистить место распила

Ножовка, шлифовальная шкурка

Изготовить и установить петли

2 штуки

Проволока, плоскогубцы, кусачки

Покрыть шкатулку лаком вторично

Кисть, лак

Провести контроль качества

13. Контроль качества.

Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям:

    Шкатулка выполнена аккуратно, в соответствии с техно логией.

    Соблюдено единство композиционного решения орнамента и формы изделия.

    Выбранный материал соответствует назначению изделия.

14. Техника безопасности при выполнении работы.

1. Надежно закреплять заготовку при строгании, пилении и резьбе.

2. Работать исправным, налаженным инструментом.

    Для обработки деталей шлифовальным кругом использо вать специальный опорный столик.

    Резец держать в лотке верстака в защитном чехле.

5. Работая резцом, свободную руку держать с противопо ложной стороны от направления резания.

    Пыль, стружку, опилки удалять щеткой-сметкой.

    Работать в хорошо освещенном помещении.

    При лакировании работать в проветриваемом помещении.

    Стамеской резать древесину в направлении «от себя».

10. Во время резьбы следить за чистотой рук.

15. Эколого-экономическое обоснование.

Шкатулка является экологически безвредным, не принося щим опасных последствий здоровью человека изделием, так как изготовлена из чистой древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

Определяя цену своей шкатулки, суммировали затраты на материалы, электроэнергию (это составляет себестоимость), отчисления на предполагаемую зарплату, прибыль.

ц = с + п

Себестоимость включает в себя:

С 1 - стоимость древесины;

С 2 - стоимость лака;

Сз - стоимость электроэнергии на станок;

С 4- стоимость наждачной бумаги

С 6 - отчисления на зарплату;

С 7 - стоимость фанеры;

С 8 - стоимость ткани;

С 9 - стоимость материала на петли и замочек;

С 10 - стоимость клея.

Посчитаем себестоимость: С 1 = V 1200 = 0,0003 м 3 1200 = 0,36 р. С 2 =50г x 0,08р. = 4 р.

С 3 =1,5кВт x 1 ч (60 мин) x 2,43 р. = 3,64 р.

С 4= 25 р

С 6 =20ч. x 30 р/ч = 600р.

С 7 = 0,02м 2 80= 1,6 р.

С 8 = 0,06м 2 x 320 = 19,2 р

С 9= 35 рХ 2=70 руб

С 10 = 43 р

С = С 1 + С 2 + С 3 + С 4 + С 6 + С 7 + С 8 = 741 р.

Величина затрат на шкатулку составила 741 р. Если шкатулку продать за 950 р., то получаем прибыль, которую мож но использовать на приобретение материалов:

П = Ц - С = 950 - 741 = 209 р.

Проведя экономические расчеты, сделали вывод, что про дажа оправдывает себя.

Художественная резьба по деревянной поверхности является одной из древнейших разновидностей искусства в России. Подобной резьбой украшали избы, княжеские хоромы, корабли, домашнюю утварь, музыкальные инструменты, а также боевое оружие. Каждому региону страны был присущ свой уникальный стиль со своими особенностями. В церквях иконы, изображения святых и скульптуры, которые были вырезаны из дерева, поражали одухотворенностью и красотой.

Сегодня огромное количество изделий с неповторимым рельефным узором находится в музеях. И каждая вещь, которая была выполнена по технике художественной резьбы, уникальна и неповторима по своему, поскольку у каждого автора есть свое понимание и видение.

Художественная резьба отличается направлениями и стилями, однако установленная классификация, как таковая, отсутствует. В художественной резьбе можно условно выделить 3 основных способа - плоскостной, сквозной и рельефный. В свою очередь, все они подразделяются на виды, а также направления: ажурная (прорезная) и объемная (скульптурная) резьба. Каждое направление применяют в разных областях данного прикладного искусства. Ажурной прорезной резьбой украшают дома, а плоскостной - всевозможные изделия из дерева.

Наиболее древним и простым способом является геометрическая резьба - подвид плоскостной резьбы. Учиться художественной резьбе по дереву рекомендуется начинать именно с данной техники. Основное отличие плоскостной резьбы заключается в том, что узоры наносят на плоскую поверхность, а в прорезной резьбе фон удаляется после нанесения узора, и готовое изделие выглядит как кружева. Рельефная резьба содержит более глубокий орнамент, она используется для украшения мебели и интерьера. Самым сложным направлением резьбы по дереву является скульптурная резьба, поскольку художник должен ощущать пространство, знать практически каждый способ резьбы, а также уметь всесторонне изобразить объект.

Художественная резьба отличается техникой выполнения, поскольку дерево является разнородным природным материалом. Все виды древесины имеют свои особенные свойства, цвет, текстуру, требуют от мастеров специальных навыков и специальный набор инструментов. Все способы резьбы по дереву выполняются с помощью разных инструментов. Если геометрическая резьба по дереву некоторыми мастерами выполняется только ножом-косяком, скобчатая резьба обязательно потребует различных видов ножей для резьбы.

Художественная обработка металлов была популярна еще в глубокой древности. После того как человечество научилось использовать металлические предметы в бытовых целях, появились украшения. Интерес к металлическим изделиям, которые способны украшать...

Для декоративной холодной разновидности обработки поверхности стекла на сегодняшний день применяется ряд технологий, каждая из них обладает своими особенностями. Одной из успешно применяемых методик является гравирование. Оно производится...

Резьба по кости является ярким проявлением художественной культуры нашей страны. Обработка имеет давние традиции, это подтверждается многими предметами, которые были найдены во время археологических исследований. В Нижегородском крае косторезным...

Человек издревле использует дерево в повседневном обиходе. Из него сооружали суда, строили дома и храмы, делали мебель, посуду и игрушки. Особой теплотой и уютом отличалась художественная резьба по дереву. Работы мастеров в этой сфере и сейчас завораживают красотой.

Что такое резьба по дереву?

Декоративно-прикладное искусство обработки древесины, при котором создается эстетический объект, называют резьбой по дереву. Самым распространенным типом является художественная резьба по дереву, при которой узор выполняется с помощью топора, стамески, ножа или других инструментов. Таким способом в старину делали предметы быта, мебель, посуду. Продукция из дерева и сейчас встречаются в обиходе. Из древесины можно встретить как целые дома, так и игрушки.

История резьбы по дереву

Использование древесины упоминается с первобытных времен у разных народностей практически во всех концах Земли. Истоки резьбы по дереву берут свое начало с момента использования приемов обработки этого материала и зарождения деревянного зодчества. Первой находкой, изготовленной из дерева, является идол, обнаруженный на территории нынешнего Екатеринбурга. Ориентировочную дату его создания относят к VIII веку до нашей эры. Установлено, что туловище идола покрывает геометрическая резьба по дереву, а сам он символизирует связь между подземными и небесными мирами.

По мере развития человеческого общества использование древесины в обрядах утратило свой смысл, появлялись новые техники работы с деревом, совершенствовались инструменты. Люди стали использовать дерево для украшения предметов быта. С XVI века ручная резьба по дереву становится всеобщим промыслом, появляются первые мастерские. Умелые мастера украшают храмы, царские дворцы, дома богатых людей искусной самобытной резьбой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки. Дерево применялось во всех сферах жизни: в строительстве оборонительных укреплений и домов, в изготовлении посуды и орудий труда.


Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба , где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба , где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба , где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба , характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба , отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Плоскорельефная резьба по дереву

Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.


Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу , когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу , когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.


Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.


Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике - скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.


Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение . Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение . Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол . Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые . Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые . Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы . Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы . Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые . С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

Резьба по дереву – изделия

На протяжении многих веков люди и деревья неразрывно связаны между собой. Деревянные изделия несут в себе теплоту, уют и гармонию. В настоящее время художественная или фигурная резьба по дереву пользуется популярностью. Среди ярких примеров изделий можно выделить: