Капитальные вложения,инвестиции,понятие и показатели эффективности использования. Капитальные вложения: сущность, структура

В экономической литературе рассматриваются различные виды эффективности проектов капитальных вложений . Так, выделяются общественная, коммерческая и бюджетная эффективность. Эти понятия имеют следующее содержание.

Общественная эффективность характеризуется системой показателей, отражающих социально-экономические результаты реализации данного проекта, воздействующие на жизнь всего общества .

Коммерческая эффективность характеризуется системой показателей, дающих возможность установить целесообразность осуществления данного проекта с позиций инвестора.

Бюджетная эффективность проекта капитальных вложений характеризуется системой показателей, выражающих целесообразность осуществления этого проекта с позиций бюджетов различных уровней. Понятие бюджетной эффективности используется в том случае, когда проектом предусматривается использование средств бюджетов для финансирования капитальных вложений.

В процессе проведения анализа необходимо проверить обоснованность сумм, направляемых на финансирование капитальных вложений, их фактическое использование, а также целесообразность и эффективность осуществления конкретных мероприятий за счет определенных источников средств.

В результате анализа влияния осуществляемых капитальных вложений на эффективность основной (производственной), финансовой и инвестиционной деятельности организации определяется, какое воздействие оказали реализуемые проекты на следующие показатели:

    на повышение объема , качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции ;

    на повышение финансовых результатов деятельности организации (увеличение прибыли и снижение убытков) за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции вследствие экономии материальных, трудовых и финансовых затрат, а также уменьшения затрат на амортизацию и других расходов;

    на укрепление финансового состояния анализируемой организации.

Следовательно, при проведении анализа влияния осуществляемых капитальных вложений (в том числе научно-технических мероприятий) на эффективность деятельности организации необходимо установить, каким образом изменяются как обобщающие, так и частные показатели деятельности организации за счет общего действия всех факторов, а также каждого фактора в отдельности.

Рассмотрим порядок проведения такого анализа на примере показателясебестоимости продукции .

Величина снижения себестоимости продукции в целом по данной организации равняется сумме изменений этого показателя, имевших место за счет влияния различных технико-экономических факторов, в том числе и за счет научно-технических мероприятий, проводимых за счет капитальных вложений.

Следовательно, для того, чтобы определить величину снижения себестоимости, отражающую повышение эффективности производства, за счет проведения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений, следует определить экономию от снижения себестоимости в разрезе отдельных видов затрат, полученную за счет влияния отдельных технико-экономических факторов, и полученные результаты разделить на расчетную себестоимость продукции.

Так, для определения влияния совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили затраты на оплату труда, на общую величину снижения себестоимости продукции, следует относительную экономию по фонду заработной платы , полученную за счет внедрения рассматриваемых мероприятий, разделить на расчетную себестоимость продукции:

СС = СФот / СР · 100% ,

    СС - величина снижения себестоимости продукции, выраженная в процентах;

    СФот - величина относительной экономии (снижения) фонда оплаты труда (заработной платы), полученная за счет внедрения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений;

    СР - величина расчетной себестоимости выпускаемой продукции.

Аналогичным образом можно определить влияние совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили другие виды затрат (материальные затраты, амортизацию и др.) на общую величину снижения себестоимости продукции.

Исходя из этого, величина общего изменения себестоимости выпускаемой продукции должна равняться сумме её изменений под влиянием осуществленных мероприятий в порядке капитальных вложений, воздействующих на различные элементы себестоимости.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) является важнейшим резервом увеличения прибыли анализируемой организации. Следовательно, увеличение прибыли за счет осуществления научно-технических мероприятий в порядке реализации проектов капитальных вложений, направленных на увеличение эффективности расходования средств на оплату труда, материальных затрат, затрат на амортизацию и других расходов, можно определить на основе величины экономии этих затрат, умноженной на коэффициент рентабельности продукции в базисном периоде.

Эконом и ческая эффект и вность капит а льных влож е ний, показатель, характеризующий планомерные связи и количественные соотношения между затратами социалистического общества на расширение и простое воспроизводство основных фондов и получаемыми от этого результатами. Непосредственный результат капитальных вложений - ввод в действие производственных мощностей и непроизводственных объектов, конечный результат - прирост продукции и материальных услуг, а в целом - приростнационального дохода . Разработанные советскими экономистами теория и методы определения Э. э. к. в. обосновывают выбор оптимальных вариантов капиталовложений на стадиях перспективного и текущего планирования и проектирования, а также непосредственно в процессе управления предприятиями (объединениями), отраслями и комплексными целевыми программами развития экономики.

Эффект (результат) производств. капитальных вложений в масштабе народного хозяйства, его отраслей, а также отдельных подотраслей, где налажен соответственный учёт, проявляется в росте продукции валовой и конечной, а также чистой (т. е. национального дохода) в стоимостном и натуральном выражении; эффективность же измеряется отношением результата (продукции) к вызвавшим его затратам (вложениям). В тех отраслях и подотраслях, а также на предприятиях (объединениях), где чистая продукция (национальный доход) не исчисляется, в качестве показателя эффекта используется прибыль , а эффективность принимается как отношение прибыли к стоимости фондов или отношение прироста прибыли к приросту стоимости фондов (или капитальных вложений). Количественно этот показатель не отражает всей Э. э. к. в., т.к. не включает значительной части чистого продукта (заработную плату, общественные фонды потребления), но позволяет судить о её динамике.

Эффект непроизводственных капитальных вложений выражается в росте услуг, удовлетворяющих непроизводственные социально-культурные потребности (жилищные, бытовые, образование, здравоохранение), а эффективность измеряется отношением натуральных результатов (площадь жилых домов, число мест в школах, число коек в больницах и т.п.) к затратам (вложениям).

Определение абсолютной (общей) эффективности капитальных вложений (отношения эффекта к затратам) имеет большое значение для планирования воспроизводства общественного продукта и его анализа, особенно в связи с задачей повышения эффективности общественного производства в условиях полной занятости рабочей силы и растущего использования природных ресурсов (см. Экономическая эффективность социалистического производства ). По отраслям и предприятиям используются показателифондоотдачи или фондоёмкости , которые сопоставляются с показателями себестоимости продукции. Рост фондоёмкости (или снижение фондоотдачи) может компенсироваться снижением текущих затрат и окупаться в течение нормативного срока. В этом и заключается проблема окупаемости капитальных вложений .

Э. э. к. в., как производственных, так и непроизводственных, зависит в большой мере от снижения фактических затрат на строительство, повышения его качества, сокращения сроков строительства, степени освоения производственных мощностей и достижения проектных экономических показателей.

Различаются плановая и фактическая эффективность капитальных вложений. Плановая - задаётся планом исходя из возможностей использования внутренних ресурсов производства, повышения производительности труда, снижения материалоёмкости и фондоёмкости продукции, а также достижений технического прогресса и увеличения масштабов производства. Величина плановой эффективности определяется из соотношения планового эффекта и затрат. Фактическая - определяется сопоставлением отчётных данных о затратах с данными об эффекте по народному хозяйству, по отраслям и предприятиям.

Сравнительная Э. э. к. в. применяется для выбора наилучшего из возможных плановых и проектных вариантов капитальных вложений, имеющих целью осуществление поставленной народно-хозяйственной задачи по производству продукта для удовлетворения данной потребности. Для этого сопоставляются по вариантам капитальные вложения и текущие затраты и выбирается вариант, наилучший по срокам окупаемости или по приведённым затратам . Для расчётов сравнительной эффективности большое значение имеет правильное определение нормативного коэффициента эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости). Норматив сравнительной эффективности используется для приведения капитальных вложений к годовой размерности и суммирования с текущими затратами. Он устанавливается на уровне той минимально допустимой экономии текущих затрат или прибыли по отношению к вложениям, при которой данное вложение признаётся целесообразным для осуществления. Согласно Типовой методике определения эффективности капитальных вложений, нормативный коэффициент сравнительной эффективности по народному хозяйству может быть корректирован в отраслевых инструкциях по определению эффективности с учётом особенностей отраслей и районов (различия в заработной плате, техническом составе фондов, косвенном народно-хозяйственном эффекте, климатических условиях и т.д.).

Для приведения разновременных затрат к единому сроку в Типовой методике предусмотрено дисконтирование по сложным процентам. Норматив дисконтирования отражает среднее по народному хозяйству накопление по отношению к производственным фондам и находится поэтому в соответствии с темпом роста общественного производства. Капитальное вложение к концу 1-го года вместе с приростом превращается в К (1 + В ); эта величина, вложенная вновь, к концу 2-го года превращается в К (1 + В )(1 + В ) или К (1 +В ) 2 , а к концу n- го года - в К (1+ В ) n.

Отсюда видно, что вложение n- го года может быть приведено к начальному путём деления на (1+В ) n или умножения на коэффициент . Этот приём дисконтирования позволяет соизмерить разновременные вложения, сравнить и суммировать их, признав оптимальным тот вариант, согласно которому сумма приведённых капитальных вложений и текущих затрат получается при прочих равных условиях наименьшей 3 .

В качестве показателей эффективности использования капитальных вложений применяются следующие показатели.

1. Срок окупаемости капитальных вложений, который рассчитывают по формуле:

где К - объем капитальных вложений в ОФ за планируемый период;

∆ П - прирост прибыли, полученной в результате осуществления

капитальных вложений.

Прирост прибыли определяется как разность величины прибыли по конечным годам предшествующего и инвестиционного периода.

2. Коэффициент эффективности капитальных вложений, который рассчитываю по формуле:

После расчета величина Е сравнивается с соответствующим нормативом эффективности капитальных вложений, если Е ≥ Ен, то капитальные вложения признаются эффективными.

3. Удельные капитальные вложения, которые рассчитываются следующим образом:

где В г - годовой выпуск продукции (в натуральном или стоимостном

выражении).

Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является годовая сумма приведенных затрат. Этот показатель используется для оценки различных вариантов капитальных вложений. Показателем наилучшего варианта является минимум приведенных затрат. Они рассчитываются для каждого варианта по формуле:

ПЗ = С + Е н х К,

где С - текущие затраты (себестоимость) по варианту;

К - капитальные вложения по варианту;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капвложений.

Для выбора наиболее эффективного варианта определяется экономическая эффективность сравниваемых объектов инвестиций по минимуму приведенных затрат. Затем проводится расчет общей экономической эффективности предварительно выбранного по минимуму приведенных затрат варианта инвестиций. Экономические результаты должны обеспечить норматив эффективности. В противном случае производится дополнительный отбор вариантов с лучшими показателями по экономической эффективности.

В современных условиях основной недостаток методики определения эффективности капвложений по показателю абсолютной эффективности заключается в том, что величины нормативных коэффициентов в значительной степени занижены. В условиях рыночной экономики их величина должна адекватно изменяться в зависимости от изменения уровня инфляции и быть на уровне процентной ставки или другого аналогичного критерия, например, ставки дивиденда.

Недостатком методики определения сравнительной эффективности капитальных вложений является то, что критерием для определения лучшего варианта являются приведенные затраты, а не прибыль, которая в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики. Кроме того, данная методика не может быть использована при обосновании капитальных вложений, направляемых на улучшение качества продукции, так как улучшение качества продукции на предприятии, как правило, ведет к увеличению издержек производства продукции.

Чтобы привести предстоящие разновременные расходы и доходы к условиям их соизмеримости по экономической ценности используют коэффициент приведения (дисконтирования) :

В = 1 / (1 + Е нп)t ,

где Е нп - норматив для приведения разновременных затрат (норма дисконта);

t - период времени приведения в годах.

Величина нормы дисконта зависит от темпа инфляции, минимальной нормы прибыли на капитал и оценки рисков.

В 1994 г. были изданы методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, которые были разработаны по заданию Правительства РФ с целью унификации методов оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям.

Понятие инвестиций

В самом общем виде инвестиции определяются как денежные средства, банковские вклады, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование лицензии кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

По финансовому определению инвестиции - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Экономическое определение инвестиций рассматривает их как расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств, а также на связанные с этим изменением оборотных средств. Ведь изменение в товарно-материальных запасах во многом объясняются движением расходов на основной капитал.

Инвестиции в рыночной экономике как процесс вложений средств в любой форме неразрывно связано с получением дохода или какого-либо эффекта. Инвестиции - это ресурс, затрачивая который можно получить намечиный результат. Таким образом, сущность инвестиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурсов и получение результатов. Если затраты ресурса, т.е. инвестиции, не приводят к желаемому результату, то они становятся бесполезными.

Инвестиции представляют собой использование финансовых ресурсов в форме краткосрочных или долгосрочных капиталовложений. Инвестиции осуществляются юридическими или физическими лицами.

Понятие капитальных вложений

Капиталообразующие инвестиции - это вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание действующего производства, а также вложение средств в создание товарно-производственных запасов, прироста оборотных средств и нематериальных активов.

Капитальные вложения - составная часть капиталообразующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направляемые на создание и воспроизводство основных средств. Капитальные вложения являются необходимым условием существования предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это приведет к потере прибыли, неспособности предприятия конкурировать на рынке.

В состав капитальных вложений входят: затраты на строительно-монтажные работы; затраты на приобретение основных средств (станки, машины, оборудование); затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), проектно-изыскательские работы и т.д.; инвестиции в трудовые ресурсы; прочие затраты.

Направление использования капитальных вложений

Важнейшими направлениями использования капитальных вложений являются:

· Новое строительство, т.е. строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях;

· Расширение действующих предприятий за счет сооружения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов;

· Реконструкция, т.е. осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих основных цехов. К реконструкции также относятся расширение существующих и сооружение новых объектов вспомогательного назначения, возведение новых цехов взамен ликвидированных;

· Техническое перевооружение действующего предприятия, т.е. повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации, процессов модернизации изношенного оборудования.

Выбор предприятием того или иного направления капитальных вложений зависит от целей, которые оно преследует при осуществление инвестиций. Однако чаще эффективнее осуществлять капитальные вложения на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, что позволяет значительно сократить сроки ввода в действие производственных мощностей (как правило, отпадает необходимость сооружения вспомогательных цехов, коммуникаций, линий электропередач и систем водоснабжения), с относительно меньшими капитальными вложениями, чем при строительстве новых или расширении действующих предприятий. Окупаются такие затраты в среднем в три раза быстрее.

Необходимость капитальных вложений обусловлена долгосрочными прогнозами сбыта, которые определяют мощность и форму производственных процессов, в отдельных случаях на несколько лет.

Кроме капитальных вложений в средства производства фирма может также инвестировать в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности или производительности труда рабочих. Эти затраты можно рассматривать как инвестиции, поскольку эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.

Показатели эффективности

По отдельным отраслям и подотраслям промышленности, предприятиям и объединениям, объектам строительства обобщающими показателями сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является срок окупаемости (Ток) или коэффициент эффективности капитальных вложений (Е), которые определяются соответственно по формулам:

a) Для отраслей, подотраслей и хозяйственных объединений

Ток.расч=К/П1 - П0; Е=П1 - П0/К

Где Ток.расч - срок окупаемости расчетный; К - объем капитальных вложений в основные производственные фонды за планируемый период; П1 - прибыль в последнем году планируемого периода; П0 - прибыль в базисном гоу;

b) Для объектов строительства, отдельных предприятий

Ток.расч= К/Ц - С; Е=Ц - С/К,

Где К - сметная стоимость строящегося объекта; Ц - стоимость годового выпуска продукции в ценах предприятия; С - проектная себестоимость годового выпуска продукции.

Для определения фактической эффективности капитальных вложений экономический эффект от их реализации в виде прироста прибыли можно сопоставить с приростом основных производственных фондов:

Е=П1 - П0/Ф1 - Ф0 или Ток.расч= Ф1 - Ф0/ П1 - П0

Где Ф1 - размер основных производственных фондов на конец планируемого года; Ф0 - размер основных производственных фондов в базисном периоде.

В целях всестороннего анализа экономической эффективности капитальных вложений учитываются также показатели, отрожающие отдельные стороны получаемого эффекта: удельные капитальные вложения, капиталоотдача, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, себестоимость продукции и т.д.

Расчет срока окупаемости и коэффициента эффективности:

К=631321,8т.р. - 598500т.р.=32821,8т.р.

П=166242,31т.р. - 151437,11т.р.=14805,2т.р.

Ток=32821,8т.р./14805,2т.р.=2,22

Е=14805,2т.р./32821,8т.р.=0,45

При наличии нескольких видов аналогичной заменяемой техники или технологии сравнение производится с наиболее эффективным видом, а при отсутствии какой-либо заменяемой техники - с ручным трудом.

Сопоставимость должна быть обеспечена по:

Объемам работ;

По составу и срокам получения готовой продукции;

Условиям эксплуатации техники или организационному обеспечению базовой и новой технологии;

Качественным параметрам машин и продукции;

Методам определения стоимостных показателей;

Тарифным ставкам, нормам отчислений, тарифам на энергию, реализационным ценам.

Приведение вариантов в сопоставимый вид по количеству выпускаемой продукции заключается в расчете величин капитальных вложений и себестоимости при условии равного для всех вариантов годового выпуска продукции сопоставимого качества.

Приведение капитальных и текущих затрат, а также результатов производства, к одному моменту времени - началу расчетного года - выполняется путем корректировки через коэффициент приведения. Этот коэффициент определяется для каждого конкретного года по формуле:

Е п = (1 + Е нп) т,

где Е нп - норматив приведения (0,1 или 10%)

т - число лет, отделяющее конкретный приводимый год от расчетного года.

Прошлые затраты и результаты, имевшие место до начала расчетного года, умножаются на коэффициенты приведения конкретных лет, а будущие после начала расчетного года - делятся на эти коэффициенты.

В качестве расчетного года принимается первый год после окончания сроков планового или нормативного освоения новой техники или технологии.

Подобное приведение используется только в расчетах экономической эффективности и не может служить основанием для изменения смет на капитальное строительство и других плановых показателей.

Капитальные вложения, выступающие в качестве расчетного показателя для обоснования эффективности новой техники и суммы капитальных вложений, включают в себя все затраты, связанные с созданием основных и оборотных фондов в процессе приобретения и эксплуатации базовой и новой техники. Эти затраты охватывают все единовременные затраты независимо от источника финансирования - централизованные капитальные ассигнования, фонд развития производства, кредиты банка, амортизационные отчисления. Рекомендуется пользоваться следующей формулой:

К = Кц + Кд + Км + Кс + Коб + Кна + Коп,

где, К - размер капитальных вложений;

Кц - цена приобретения

Кд - затраты по доставке техники

Км - затраты на монтаж

Кс - сопутствующие капитальные и эксплуатационные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации техники;

Коб - затраты на увеличение размера оборотных средств (при определенных условиях данный элемент может принимать отрицательные значения, то есть происходит высвобождение нормируемых оборотных средств)

Кна - недоамортизированая часть стоимости списанных основных производственных средств за минусом ликвидационной стоимости;

Коп - затраты на мероприятия по предотвращению отрицательного воздействия техники на окружающую среду.

В некоторых случаях целесообразно учитывать в величине капитальных вложений убыток (+) или прибыль (-) от производства и реализации продукции в период освоения новой техники, предшествовавшей расчетному году.

Эксплуатационные затраты (себестоимость) продукции могут быть представлены в виде себестоимости единицы продукции или себестоимости годового выпуска продукции.

Для сопоставления себестоимости по базовому и новому варианту рекомендуется провести сопоставление по каждому элементу и статье затрат и оформить результаты расчетов в виде таблицы.

Эффективность капитальных вложений устанавливается на каждом этапе проектирования и внедрения нового объекта, хозяйственного или технического решения, то есть при составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) заданий на проектирование, изготовлении и испытании образцов, освоении объектов.

В зависимости от целевого назначения и области применения могут быть рассчитаны два вида экономической эффективности - общая и сравнительная.

Общая эффективность капитальных вложений рассчитывается:

При разработке планов развития предприятий (техпромфинплана, перспективного плана, бизнес-плана);

При разработке отдельных проблем развития и размещения производства;

При оценке выполнения планов капитального строительства.

Показатель общей эффективности характеризует отношение прибыли к капитальным вложениям и выступает в виде коэффициентов.

В процессе планирования капитальных вложений определяется коэффициент эк. эффективности прироста прибыли:

Е пп = П: К,

где П - прирост прибыли в планируемом периоде (не обязательно 1 год) для новых объектов - вся сумма получаемой прибыли, для реконструкции и оргтехмероприятий - ее прирост.

При расчете общей эффективности капитальных вложений определяются также сроки окупаемости капитальных вложений по формулам:

При планировании капитальных вложений:

Т ок = К: П (лет)

По планово-убыточному производству:

Т ок = К: С

Для целей анализа и учета влияния важнейших факторов на эффективность капитальных вложений используются дополнительные показатели: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.п.

При досрочном вводе объектов в эксплуатацию рассчитывается единовременный реальный эффект в размере дополнительной прибыли.

Сравнительная эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении вариантов:

Хозяйственных и технических решений;

Размещения предприятий и цехов;

По выбору взаимозаменемой продукции;

По внедрению новых видов техники;

При строительстве и реконструкции предприятий

При определении эффективности вариантов капитальных вложений сначала рассчитывается сравнительная экономическая эффективность, а затем общая, поскольку их показатели не противоречат, а дополняют друг друга. Суть сравнительной эффективности заключается в экономическом сравнении двух и более вариантов капитальных вложений между собой или в сопоставлении с базовым вариантом. Определение наиболее экономичного варианта проводится по минимуму приведенных затрат, рассчитываемых по каждому варианту. Приведенные затраты представляют собой приведенные к одному показателю себестоимость и часть капитальных вложений в размере нормативной прибыли:

З = С + Е н х К

где С - себестоимость продукции;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

принимается в размере 0.12-0.15;

К - общие капитальные вложения в производственные фонды.

Показатели З, С, и К могут применяться как в полной сумме ко всему объему продукции, так и в виде удельных величин на единицу продукции.

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений представляет собой показатель, обратный нормативному сроку окупаемости - 8 лет при 0,12 и 7 - при 0,15. При более длительных сроках окупаемости капитальные вложения считаются неэффективными вне зависимости от уровня других показателей.

В некоторых изданиях при характеристике данного показателя приводится схема расчета, учитывающего инфляционные процессы и, связанные с ними колебания в уровне цен на материально-производственные запасы и объектов основных средств, используемые при осуществлении капитальных вложений. По нашему мнению, этого делать не следует, так как, во-первых, уровень инфляции на достаточно большом временном отрезке (а в случаях с капитальными вложениями речь идет о 5-8 годах) рассчитать практически невозможно. Однако основная причина, по которой следует отказаться от такой корректировки, заключается в другом - уровень инфляции, как правило не поражает какую-то одну отрасль или вид деятельности, а характерен для всего народного хозяйства. Это значит, что уровень цен на сельскохозяйственную продукцию буде расти примерно такими же темпами, как и на материально-производственные запасы и внеоборотные активы, приобретаемые при осуществлении капитальных вложений. Диспаритет цен, характерный для определенных периодов (причем, не в пользу сельскохозяйственного производства) на большом временном плече нивелируется.

Если при сравнении двух вариантов при одинаковом объеме производства выполняются неравенства:

К 1 >= К 2 и С 1 >= С 2 ,

то более эффективным является второй вариант. В случае полного равенства необходимо рассчитывать приведенные затраты.

Если в результате капитальных вложений изменяется размер прибыли, то сравнительная эффективность может определяться через коэффициент рентабельности капитальных вложений:

причем, капитальных вложений здесь берутся в размере новых вложений, а прирост прибыли - как сумма годовой экономии от снижения себестоимости и прироста прибыли. Полученный коэффициент сопоставляется с показателем рентабельности по предприятию в базовом варианте.

Показатели ожидаемой и плановой эффективности новой техники

Основными показателями ожидаемой и плановой эффективности новой

техники выступают:

1.годовой экономический эффект от использования новой техники на сельскохозяйственном предприятии:

Э = (З 1 - З 2) х А 2 + С к,

где З 1 и З 2 - приведенные затраты на единицу продукции, производимой с помощью базовой и новой техники соответственно;

А 2 - годовой объем продукции, производимой с помощью новой техники в расчетном году в натуральных единицах;

С к - экономия (+) или убыток (-) от изменения качества годового объема продукции при использовании новой техники.

Годовой эффект может определяться в расчете на единицу новой техники. Для перехода к общему эффекту необходимо умножить полученный показатель на количество единиц внедряемой техники или суммировать данные по всем видам внедряемой техники.

Показатель С к определяется только в том случае, если использование новой техники связано с изменением качества продукции. В простейшем случае эта величина может быть определена по формуле:

С к = (Ц 2 - Ц 1) х А 2 ,

где Ц1 и Ц2 - цена единицы готовой продукции соответственно до и после внедрения.

2. рост производительности труда (условное высвобождение рабочих)

Рост производительности труда определяется по формуле:

где Н 2 и Н 1 сменная или годовая выработка после и до внедрения.

Помимо показателей плановой эффективности применяются показатели фактической эффективности, основными из которых являются:

Фактический экономический эффект;

Фактический социально-экономический эффект;

Фактический рост производительности труда.

Фактический экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э ф = [(С ф 1 + Е пл х Ф 1) - (С ф 2 + Е пл х Ф 2)] х А ф - Е кр. х Ф кр + С к,

где: С ф 1 и С ф 2 - фактическая себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения;

Ф 1 и Ф 2 - фактическая среднегодовая стоимость основных производственных средств до и после внедрения на единицу продукции;

Е пл. - налог на имущество;

А ф - фактический объем продукции, выполненный новой техникой за период;

Е кр. - фактический размер платы за банковский кредит;

Ф кр. - размер непогашенной части кредита на приобретение новой техники.

Фактический социально-экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э с = Э ф + С т,

где, С т - фактическое снижение непроизводительных затрат при использовании новой техники.

Снижение непроизводительных затрат имеет место в результате устранения (полного или частичного) производственного травматизма или профессиональных заболеваний. В состав этих затрат должны включаться:

Расходы на лечение пострадавших рабочих;

Выплаты рабочим за время лечения;

Выплаты пособий по инвалидности;

Дополнительные затраты на подготовку квалифицированных рабочих взамен выбывших;

Затраты на санаторно-курортное лечение пострадавших;

Дополнительные расходы в связи с сохранением заработной платы при переводе на более легкую работу и т.п.

Все затраты берутся из бухгалтерской документации.

При оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.

Расчет дополнительных показателей экономической эффективности новой техники или капитальных вложений.

Дополнительные показатели эффективности отражают конкретные особенности техники. Они подразделяются на общие и частные показатели.

Общие показатели используются для оценки эффективности любых средств механизации и автоматизации независимо от их назначения и конструкции: расход электроэнергии, топлива и металла на единицу продукции, удельные показатели веса и мощности на единицу часовой производительности машины, эксплуатационная надежность, срок службы, показатели научной организации труда и другие. Используются также некоторые стоимостные показатели, например, удельные капитальных вложений на 1 час работы машины, цена на 1 т веса и т.п..

Наиболее часто применяются следующие общие показатели:

Количество высвобожденных рабочих:

Т 1 Т 2 А 2 А 2

Ч = (--- - ---) х А 2 или Ч = (--- - ---) х Д 2 ,

Д 1 Д 2 Н 1 Н 2

где Т 1 и Т 2 - трудоемкость натуральной единицы продукции до и после внедрения;

Д 1 и Д 2 - годовой фонд рабочего времени одного рабочего до и после внедрения;

Н 1 и Н 2 - сменная выработка рабочего в натуральных единицах до и после внедрения.:

Удельная фондоемкость продукции:

Удельная энергонасыщенность:

У э = М д: М

где М д - мощность машины

М - масса машины;

Уровень автоматизации труда:

У а = А а: А,

где А а - объем автоматизированных работ;

Социальные результаты могут характеризоваться следующими показателями:

Высвобождение рабочих с ручных работ (в т.ч. женщин);

Улучшение условий труда;

Улучшение профессиональной структуры рабочих кадров;

Сокращение заболеваемости.

Составление сводной таблицы показателей эффективности, анализ результатов и разработка предложений по улучшению использования новой техники.

Лекция 12. условий осуществления предпринимательской деятельности в АПК

1. Методы и формы государственного воздействия на становление и развитие сельского предпринимательства

Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капитализма не успело достичь сколь-нибудь значительного уровня). Начиная с 1861 года правительством неоднократно предпринимались меры, направленные на повышение эффективности сельского хозяйства.

Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, чтобы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отменено, все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще никогда полноценно не существовал). Однако, на первых порах, обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйственной продукции. Причиной тому было отсутствие средств труда и предметов труда у новых собственников земли.

В результате, в начале века (1908-1911 гг.) правительством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенствованию системы сельского хозяйства. В частности, фактически директивным путем было установлено общинное земледелие.

Несмотря на объявленную в тот период государственную поддержку, финансовых средств в стране было явно недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйственных кредитов (они использовались, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или поставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых объектов основных средств.

Следующим этапом государственного регулирования сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. Принято считать, что первые колхозы появились в конце 20-х - начале 30-х гг. Однако, это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной поддержки эта тенденция дальнейшего развития не получила. Можно по-всякому относиться к коллективизации, и, не вызывает сомнения тот факт, что при этом были допущены перегибы и некоторые из свобод личности грубо попирались. Но нельзя не признать того, что в тот период государственная политика в области развития сельскохозяйственного производства была наиболее продуманной и последовательной - сначала, во второй половине 20-х гг. была практически заново создана тяжелая и машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации.

В послевоенный период была предпринята беспрецедентная по масштабам попытка резкого увеличения объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции экстенсивными методами - посредством освоения целинных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, следует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным - существенное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах традиционного развития земледелия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяйственной техники в новые регионы.

В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что потребовалось принятие полномасштабной Продовольственной программы, предусматривающей развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Итоги выполнения программы никто не анализировал - в 1991 году (а срок выполнения программы был установлен 1990 год) уже было не до этого.

С переходом к рыночной экономике, как водится произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия - объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам (на этот раз по-настоящему) и полный отказ от государственного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы - право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не предусмотрено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельством в массе своей не особенно огорчены - заложить землю в условиях краха банковской системы вряд ли возможно, а продать некому - у тех, кто может и хочет землю обрабатывать, денег на ее приобретение нет).

По истечение шести лет очередных коренных преобразований в агропромышленном комплексе, стало очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может.

В соответствии со статьей 1 закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:

стабилизация и развитие агропромышленного производства,

обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации,

улучшение продовольственного обеспечения населения,

поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики,

сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности,

защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села;

Для финансирования мероприятий по государственной поддержке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

Законом определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть использованы на:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами. Так как основным направлением инвестиционной деятельности в области сельского хозяйства является осуществление капитальных вложений посредством лизинга, то следует предположить, что приоритетным в использовании этого вида государственной поддержки будет именно поддержка лизинга;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Как нетрудно убедиться весь перечень мероприятий, указанных в данном абзаце, относится к мероприятиям, носящим долгосрочный характер, а, следовательно, требующим осуществления дополнительных капитальных вложений. Очевидно, что в современной ситуации даже рентабельные хозяйства не смогут обеспечить не только строительство новых мелиоративных сооружений, но и полноценное содержание действующих. Следует оговориться, что технология выделения средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характером их использования пока законодательно не определена;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и формирования оборотных средств. Весьма вероятно, что одним из основных условий выделения подобного кредита будет являться разработка расчетов в обоснование сумм и сроков кредитов и ссуд. Достаточно новой является политика, направленная на всемерное развитие страхования в сфере агропромышленного производства, в том числе сельскохозяйственной продукции. Несмотря на существенный риск осуществления страховых операций в этой отрасли народного хозяйства, страховая деятельность может быть весьма прибыльной. Отнюдь не каждый год является неурожайным и не каждый год возникает необходимость выплаты страхового возмещения. Скорее, наоборот, при правильном определении степени риска и границ ответственности суммы страховых платежей могут с лихвой перекрыть суммы возможных страховых возмещений. Кроме того, законодательством в отношении страховых организаций, осуществляющих основную деятельность в агропромышленном комплексе предусмотрены весьма серьезные налоговые и иные льготы;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур. Механизм осуществления этого вида государственной поддержки также пока находится в стадии разработки. Возможно два основных направления, по которым будет осуществляться компенсация - перечисление бюджетных средств сельскохозяйственным предприятиям в соответствии с размером осуществленных ими затрат; установление более низких государственных регулируемых цен на продукцию и услуги (в первую очередь продукцию энергетики и услуги транспорта), оказывающие максимальное влияние на структуру и уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции. В последнее время преобладает вторая точка зрения:

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования по которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Разумеется, что установление и предоставление таких компенсаций может осуществляться только в пределах сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на государственную поддержку агропромышленного комплекса.

Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки Правительство Российской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, содержащую:

показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год; предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

сведения о социальном развитии села;

анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Несмотря на то, что сбор и обработка подобной информации является прерогативой территориальных органов государственной статистики, по нашему мнению, более точные результаты могут быть получены только посредством сбора и обработки данных специализированными подразделениями, которыми призваны стать информационно-консультационные центры. Дело в том, что формы статистической отчетности, хотя и постоянно обновляются, все-таки не отражают современного состояния структуры информации о деятельности отдельных предприятий, их объединений и отрасли в целом. Кроме того, форма представления данных в статистической отчетности представляется чрезмерно громоздкой и не позволяет без дополнительного анализа осуществить качественное и быстрое получение всех необходимых данных. В том де случае, когда сбор и первичная обработка информации осуществляется специализированными подразделениями, специалисты которых имеют специфические знания в области сельского хозяйства, может быть обеспечена максимальная оперативность реагирования на любое изменение законодательной базы, а также может быть обеспечен действенный контроль за качеством поступающей информации на любом уровне ее сбора.

Законом предусмотрена возможность разработки государственных программ развития агропромышленного производства. В настоящее время действует Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2020 года.

Отдельными направлениями, по которым осуществляется государственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:

государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При осуществлении этого вида государственного регулирования предполагается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных

продукции, сырья и продовольствия. Но, при этом, в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Следует оговориться, что данная норма носит отсылочный характер, то есть для ее реализации нужна дополнительная законодательная и нормативная проработка;

участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширяет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредитования предполагает повышенный риск материальных потерь кредитными учреждениями и необходимость увеличения ими размера оборотных средств. Однако, тот факт, что такая форма залога поддерживается государством, означает возможность минимизации потерь и максимизации возможной прибыль за счет использования средств федерального и других бюджетов.

Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

выделение бюджетных ресурсов;

кредитование;

выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Приобретенные в собственность государства заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.

Перечисленные меры участия государства в операциях залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не исключает проведения таких операций сельскохозяйственным предприятием и без участия государства. В этом случае, исполнение сторонами обязательств, возникших в связи с договором залога, регулируется соответствующими положениями гражданского законодательства;

проведение закупочных и товарных интервенций . Закупочные и товарные интервенции государство осуществляет для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Закупочные интервенции - закупки и залоговые операции с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях:

когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня,

когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Законодательством предусмотрена возможность предоставления дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Так и дотации и компенсации являются элементами бюджетного регулирования доходов и расходов, регионов, отраслей и отдельных предприятий, то их предоставление обусловлено необходимостью выделения целевых средств на эти цели в соответствующем бюджете.

Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства. При осуществлении этого вида государственного регулирования из средств федерального бюджета выделяются средства для:

краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

лизинга в сфере агропромышленного производства;

предоставления кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

При кредитовании за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства взыскивается не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Направлением государственного регулирования следует считать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Использование инкассовой формы расчетов в последнее время было существенно сужено ввиду его нормативной неурегулированности. Общий порядок безналичных расчетов, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для предприятий всех форм собственности, не запрещает осуществление такой формы расчета, но и не устанавливает порядок ее осуществления. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию, закреплено федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.

Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание пени в пользу поставщика также производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов полученной пени;

Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством Российской Федерации;

потребности осуществления научных исследований обуславливают необходимость государственной поддержки основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства. Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

фундаментальные и прикладные научные исследования;

государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;

подготовка, повышение квалификации и переквалификации специалистов в соответствующих учебных заведениях;

деятельность служб консультации и информации.

Из перечисленных направлений существенный эффект в минимальные сроки могут дать два последних направления. Причем, если создание (или, точнее, восстановление) системы повышения квалификации находится в начальной стадии, то создание системы информационно-консультационных центров практически завершено.

Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций . Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота определены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1997 г. N 1367.

Субъектами хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства может производиться лизинг без участия государства. В этом случае порядок осуществления операций регулируется гражданским законодательством.

Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантированных и целевых цен. Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако, в ряде случаев, в целях регулирования рынка продукции и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить гарантированные и целевые цены. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. То есть, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью государственных тарифов и, следовательно, должны включать затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).

Однако, следует иметь в виду, что гарантированные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. К сожалению до настоящего времени перечисленные элементы не установлены, что делает эту форму государственной поддержки практически невозможной.


Похожая информация.


Капитальные вложения - это одна из форм реальных инвестиций в воспроизводство основных фондов предприятия. Капитальные вложения в основные фонды принимают формы:

  • нового строительства,
  • реконструкции,
  • модернизации,
  • напитального ремонта.

Для оценки эффективности инвестиций зарубежными фирмами используется показатель рентабельности:

Р = (П / И) х 100,

  • П - прибыль;
  • И - инвестиции.

Финансирование капитальных вложений

Непосредственные источники финансирования капитальных вложений - следующие денежные средства :

  • собственные деньги инвесторов;
  • амортизационный фонд, сбережения физических и юридических лиц, деньги, полученные от страховых органов в возмещение страховых случаев, связанных с основными фондами
  • привлеченные и заемные финансовые ресурсы, - банковские кредиты, поступления от продажи акций и облигаций, иностранные инвестиции, взносы других организаций, заинтересованных в использовании будущих основных фондов;
  • субсидии и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из внебюджетных фондов.

Финансирование капитальных вложений проводят за счет одного или нескольких источников. Все перечисленные средства сосредоточиваются на пассивных счетах коммерческих банков. Благодаря временному оседанию на этих счетах они используются как банковские ресурсы, хотя имеют целевое назначение.

Страница была полезной?

Еще найдено про капитальные вложения


  1. Так в бухгалтерском учете создавался амортизационный фонд средства которого списывались как источники финансирования капитальных вложений в основные средства и их капитальный ремонт Для этого были разработаны методики количественного
  2. Методические подходы к определению требуемой нормы прибыли капитальных вложений
    Рассмотрены подходы к определению требуемой нормы прибыли капитальных вложений Определены их преимущества и недостатки Показаны способы оценки влияния риска на величину требуемой
  3. Амортизационные отчисления и их роль в формировании инвестиционного потенциала предприятия
    Лишь в 2009 г эта тенденция была преломлена и доля амортизационных отчислений как источника финансирования капитальных вложений возросла до 18,7 % по состоянию на 01.01.2010 и до 20,5 Гона 01.01.2011.

  4. Источники финансирования капитальных вложений - это денежные средства аккумулируемые в целевых фондах на счетах предприятий и направляемые
  5. Анализ величины экономической выгоды корпорации при реализации различных подходов к расчетам амортизационной премии
    Российской Федерации ст 258 налогоплательщику предоставлено право формировать себестоимость продукции в частности за счет включения в состав расходов налогового периода расходы на капитальные вложения Сумма таких расходов определяется как процентное соотношение от суммы первоначальной стоимости основных производственных
  6. Объект капитального строительства
    Инвесторы заказчики застройщики подрядчики пользователи объектов капитальных вложений Инвесторами могут быть физические и юридические лица государственные органы органы местного самоуправления а
  7. Анализ существующих методов оценки инвестиционной активности предприятия
    Связывает понятие с размером выручки на величину капитальных вложений и обосновывает положительную связь между приростом выручки и уровнем капитальных вложений компаний С О Аширов Д А Ендовицкий 4 А Н Исаенко В В
  8. Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации
    Положительная динамика обусловлена значительным ростом основных средств и капитальных вложений соответственно на 75 162,9 тыс и 5 395,9 тыс руб или на 10
  9. Законные способы снижения и ликвидации налоговых платежей
    Вся сумма предоплаты в период когда она была выдана застройщиком включена в расчет льгот по налогу на прибыль направленную на финансирование капитальных вложений Такого рода действия налоговая инспекция квалифицирует как занижение налогооблагаемой прибыли что аргументируется ссылкой
  10. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования инвестиционной активности
    М Кейнс выделял уровень процентных ставок бюджетную и налоговую политики ожидаемую рентабельность капитальных вложений Значительный вклад в развитие теории инвестиционного поведения внес известный американский ученый Д Иоргенсон
  11. Концепция целевого использования амортизационных отчислений на реновацию основных средств
    Согласно экономической теории амортизационные отчисления предназначены для простого воспроизводства объектов основных средств и являются собственным источником финансирования реальных инвестиций или капитальных вложений На практике в настоящее время большинство отечественных предприятий для финансирования реальных инвестиций используют
  12. Капитальные инвестиции
    Учет капитальных инвестиций Капитальные вложения в бухгалтерском учете отражаются на счете 08 Вложения во внеоборотные активы Согласно п
  13. Внутренний аудит основных средств организации - часть 1
    К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель осушительные оросительные и другие мелиоративные работы и в арендованные
  14. Эффективная амортизационная политика как фактор повышения инновационно-инвестиционной активности промышленных предприятий
    Франция доля амортизационных отчислений в общей структуре капитальных Вложений постоянно растет если в середине XX века этот показатель составлял 25-30% то в
  15. Фундаментальная ценность, фундаментальная стоимость и справедливая стоимость предприятия: понятия, показатели, методики их расчета
    В современной экономике нашей страны практика разработки и систематического обновления нормативов удельных капитальных вложений в строительство привязку к месту расположения и ввод в действие предприятий не получила
  16. Оценка акций и стоимости коммерческих организаций на основе новой модели финансовой отчетности
    Эти модели позволяют выявить источники роста стоимости организации определить драйверы стоимости выделить соответствующие подконтрольные показатели провести анализ влияния рассматриваемых стратегий развития и соответствующих предложений по капитальным вложениям и инвестициям на уровень подконтрольных показателей и величину стоимости организации Таким образом рассмотренные
  17. Малый бизнес и прогнозирование финансовых результатов
    SPA-центр На первом этапе предприятие определяет перечень услуг работ которые оно планирует оказывать покупателям центры затрат необходимые активы для осуществления деятельности источники их формирования период прогнозирования валюту в которой составляются бюджеты годовой бюджет капитальных вложений и бюджет текущих расходов с разбивкой по кварталам и статьям затрат Следующим этапом
  18. Премия за риск отменяет амортизацию и умножает цены
    Федерации о налогах и сборах подконтрольные расходы - расходы связанные с производством и реализацией продукции услуг по регулируемым видам деятельности за исключением расходов на финансирование капитальных вложений расходов на амортизацию основных средств выделено авторами статьи и нематериальных активов расходов на
  19. Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии
    Большое значение с точки зрения движения денежных потоков имеет анализ структуры источников финансирования капитальных вложений позволяющий определить особенности формирования и использования финансовых средств от инвестиционной и финансовой деятельности
  20. Распределение и использование прибыли
    Прибыль не является единственным источником финансирования капитальных вложений поэтому сумма последней операции может быть меньше первоначальной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов