Иные требования, предъявляемые к рекламе. Какие требования предъявляют к рекламе услуг Правовые требования к рекламе

Требования установил Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Требования предъявляемые к рекламе услуг

  • распространяют любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
  • адресуют неопределенному кругу лиц и
  • направляют для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.

Требование 1. Нельзя распространять недобросовестную рекламу

Так, недобросовестной рекламой признают некорректное сравнение своей услуги с услугой конкретного конкурента (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе). Нельзя сравнивать собственные услуги с услугами конкурентов по несопоставимым критериям , а также нельзя проводить неполное сравнение, поскольку это:

  • искажает представление о рекламируемой услуге и
  • не позволяет объективно оценить ее свойства.

На это указал Пленум ВАС РФ в абзаце 3 пункта 9 постановления от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»».

Рекламодатель разместил свой рекламный щит далеко от своего заведения, но рядом с заведением своего конкурента. Фраза на рекламном щите обыгрывала продукцию рекламодателя и его конкурента (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2013 г. по делу № А66-7255/2012).

Требование 2. Нельзя распространять недостоверную рекламу

Так, недостоверной рекламой будет информация о превосходстве своей услуги над другими, когда это не соответствует действительности (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе). Рекламодатель распространяет недостоверную рекламу, когда бездоказательно называет качество услуги в превосходной степени – «№ 1», «лучший», «самый», «только», «абсолютный», «единый», «единственный».

Реклама должна отвечать критериям достоверности, чтобы у потребителя было истинное представление об услуге, ее качестве, потребительских свойствах. Если реклама не сопровождается подтверждением, то она будет считаться недостоверной (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»).

Поэтому можно называть качества услуги в превосходной степени, но только когда у вас есть подтверждение этому. Например, привести в рекламе результаты авторитетного исследования или официальные статистические данные. При этом рекламодатель должен быть готов доказать превосходство услуги суду или антимонопольному органу.

Пример: Верховный суд РФ признал законным решение ФАС России привлечь рекламодателя к ответственности за недостоверное превосходство в рекламе

Требование 3. Нельзя распространять запрещенную рекламу

1) побуждает к совершению противоправных действий;

2) призывает к насилию и жестокости;

3) похожа на дорожные знаки (или иным образом угрожает безопасности движения транспорта);

4) формирует негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемыми услугами;

5) содержит:

  • информацию порнографического характера;
  • иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;
  • одобрение органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • демонстрацию курения и потребления алкоголя;
  • образы медицинских и фармацевтических работников, за несколькими исключениями (например, их можно использовать в рекламе медуслуг);
  • указание на лечебные свойства объекта рекламирования, который не является лекарством или медицинской услугой;
  • бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (например, в отношении пола, расы, национальности, профессии, возраста);
  • цену только в иностранной валюте, без показателей в рублях;
  • нарушение требований любых иных законов РФ;
  • нарушение требований закона по защите несовершеннолетних в рекламе (ст. 6 Закона о рекламе).

Помимо этого запрещено размещать:

  • рекламу товаров и услуг, которые нельзя рекламировать (ст. 7 Закона о рекламе);
  • рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации об услуге;
  • скрытую рекламу в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции.

Все эти правила установили части 4– 11 статьи 5 и статьи 6– 7 Закона о рекламе.

Требование 4. Соблюдать особенности различных способов распространения рекламы

1) в телепрограммах и телепередачах (ст. 14);

2) в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15);

3) в периодических печатных изданиях (ст. 16);

4) при кино- и видеообслуживании (ст. 17).

Видеообслуживание – комплекс мероприятий, связанный со съемкой, монтажом, обработкой и прочими действиями в отношении видеоконтента.

Исполнитель услуг (заказчик рекламы) по определению не может нарушить требования закона, которые установили эти статьи, поскольку рекламораспространитель в этом случае – телеканал, радиостанция, журнал и т. д. Они следят за тем, чтобы не нарушать эти положения.

  • прерывать рекламой религиозную передачу (ч. 3 ст. 15) или
  • выпускать рекламу в день траура (ч. 13 ст. 15).

Требования закона нужно соблюдать тогда, когда исполнитель услуг сам распространяет свою рекламу, то есть выступает не только как рекламодатель, но и как рекламораспространитель. Так, Закон о рекламе установил дополнительные требования к рекламе, которую распространяют:

1) по сетям электросвязи (ст. 18).

Например, нельзя рассылать SMS и письма без согласия получателей.

  • доказать, что абонент или адресат дали свое согласие;
  • немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, которое обратилось к нему с таким требованием.

Такие правила установила часть 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Перед тем как направлять сообщения рекламного характера адресату, нужно убедиться в достоверности номера телефона – принадлежит ли он лицу, который давал этот номер. Есть пример, когда суд подтвердил, что антимонопольный орган законно оштрафовал на 100 тыс. руб. организацию, которая рассылала сообщения гражданину К. Дело в том, что один из клиентов организации дал в качестве своего телефона номер К., а сотрудники организации не проверили принадлежность телефонного номера именно своему клиенту (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. по делу № А40-114200/12-122-633). Такой же логикой суд будет руководствоваться и в случае рекламной рассылки;

Нельзя без разрешения устанавливать наружную рекламу.

Разрешение выдают органы местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Региональные органы власти издают нормативные документы, которые регулируют выдачу разрешения.

За разрешение нужно заплатить госпошлину;

3) на транспортных средствах и с их использованием (ст. 20).

В частности, закон запрещает организации или предпринимателю:

  • распространять звуковую рекламу с использованием транспорта;
  • использовать транспорт исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций;
  • размещать рекламу на транспорте для перевозки опасных грузов.

Самым существенным правкам закон «О рекламе» подвергся в области общих требований к рекламе. Ранее статья закона, содержащая общие требования к рекламе, содержала в себе ряд ограничений, налагаемых на рекламу, и ряд указаний на необходимость размещения в рекламе определенных сведений. Отдельно приводились перечни признаков, по которым рекламу следует признать недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной или скрытой. При этом все перечисленные виды рекламы не допускались.

Теперь перечень основных требований состоит из трех частей:

  • 1. Признаки, по которым рекламу следует признать недобросовестной.
  • 2. Признаки, по которым рекламу следует признать недостоверной.
  • 3. Иные общие ограничения, налагаемые на рекламу.

Из нового закона исчезли требования о необходимости указании в рекламе номера лицензии и органа ее выдавшего, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, а также указания на обязательность сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации. Данные требования не приносили никакой практической пользы, поэтому были исключены из текста нового Закона.

К защите этических норм следует отнести следующие запреты: реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц; в рекламе не допускается пользование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного) наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Если сравнивать меры защиты этических норм в новом и старом законах, то нетрудно заметить, что из нового исчезли запреты на употребление в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений в отношении религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц, осталась только защита религиозных символов. Данное изменение позволит рекламодателям и рекламопроизводителям более вольно обходиться с объектами тех или иных убеждений граждан, в том числе религиозных, ведь защита религиозных символов и религиозных убеждений - это не одно и то же. Если в качестве примера взять известный карикатурный скандал, то, использовав в рекламе скандальные карикатуры (по крайней мере часть их), рекламораспространитель не совершит нарушения, поскольку в большинстве из них не используются религиозные символы. В данном случае налицо победа сторонников расширения свободы слова в отношении как религиозных, так и иных убеждений.

Исчезновение в новом Законе статьи, запрещающей заведомо ложную рекламу, объясняется просто: любая заведомо ложная реклама является недостоверной, понятие и признаки которой подробно раскрываются, и, соответственно, не допускается.

Во-первых, запрет на введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара полностью отнесен Законом к недостоверной рекламе (что, в общем-то, логично).

Во-вторых, появился запрет на нарушение антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 недобросовестной признается та реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  • а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  • в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом проводимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

В-третьих, впервые в российском законодательстве вводится запрет на использование так называемых «зонтичных» брэндов. Их применение представляет собой рекламу товаров, рекламирование которых жестко ограничено тем или иным законом, - по средством другого товара, имеющего с ним тождественные или сходные до степени смешения средства индивидуализации: название, логотип, форму упаковки или тары и тому подобное. Потребитель в большинстве случаев, видя или слыша подобную рекламу, относит ее не к тому товару, который формально рекламируется, а к тому, реклама которого данным способом, в данное время или в данном месте запрещена, и прорекламировать который фактически и хотел рекламодатель.

Наибольшее распространение использование «зонтичных» брэндов получило в сфере рекламы алкогольной продукции, как товаpa, реклама которого сопряжена с наибольшим (не считая таких специфических товаров как оружие, наркотические средства и тому подобного) количеством ограничений. Почти все компании, производящие или импортирующие алкогольную продукцию под широко известными товарными знаками, были замечены м рекламе товаров, услуг, конкурсов, лотерей или иных мероприятий, имеющих похожее или одинаковое название с алкогольными брэндами. Ограничения, накладываемые на рекламу алкоголя, закрывают для нее самые мощные СМИ и средства распространения рекламы: телевидение, радио, печатные издания (за небольшим исключением), средства размещения наружной рекламы. Производители спиртного, не желая, чтобы потребитель попросту забыл, как выглядит их продукция, вынуждены идти на хитрость и использовать «зонтичные» брэнды. Видя растущее число случаев обхода ограничений, наложенных на рекламу алкоголя и иных подобных товаров, законодатель попытался поставить на пути этих попыток серьезный заслон.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 нового Закона недобросовестной является та реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Насколько действенны подобные запреты и, самое главное, насколько они конституционны? В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Запрет рекламы товаров, имеющих товарные знаки идентичные или похожие на те, реклама которых ограничена, может привести к тому, что некоторые добросовестные производители будут ограничены в правах на рекламу своих товаров.

Дело в том, что существует ряд товарных знаков, под которыми давно и вполне легально выпускаются «безобидные» товары, схожие с товарными знаками алкогольных или иных товаров, реклама которых ограничена. Запрет на рекламу первых ставит их владельцев в невыгодное положение по сравнению с теми, которые обладают товарными знаками на аналогичные товары, но подобного сходства не имеют. Более того, появляется дополнительная возможность для недобросовестной конкуренции: желая ограничить возможности рекламы товарного знака того или иного обычного товара, недобросовестный конкурент может попытаться зарегистрировать аналогичный товарный знак, но по классу алкогольной или табачной продукции, и даже выпустить определенное количество таких товаров. Данные действия позволят инициировать запрет на рекламу товаров, реклама которых не ограничена.

Ответ на вопрос о конституционности пункта 3 части 2 статьи 5 нового Закона не является однозначным, ведь в данной форме содержится формулировка «осуществляется под видом». Сторонники указанного ограничения могут заявить, что запрет будет действовать только тогда, когда фактически будет рекламироваться другой товар, нежели указанный в самой рекламе, то есть добросовестные производители не пострадают.

В таком случае антимонопольному органу, применяющему санкции к участнику рекламного рынка на основании указанной выше нормы, придется доказывать наличие определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о его недобросовестности. Во-первых, нужно будет доказать, что рекламируемый товарный знак и товарный знак, реклама которого ограничена, имеют достаточную степень сходства. Во-вторых, что формально рекламируемый товар не производится вовсе или производится в количествах несопоставимых с объемом рекламы. В-третьих, что реклама формально рекламируемого товара прочно ассоциируется у большинства потребителей с фактически рекламируемым товаром.

Надо сказать, что аналогичные задачи стояли перед работниками антимонопольных органов и раньше, когда рассматриваемого объекта в законодательстве о рекламе не было. Так или иначе антимонопольные органы стремились запретить использование зонтичных» брэндов, ссылаясь на то, что фактически при этом рекламируются другие товары. Поэтому для доказывания сходства проводились экспертизы; для доказывания ограниченного производства «титульного» товара использовались сведения, получаемые из налоговых органов; а для доказывания ассоциации с фактически рекламируемым товаром проводились социологические исследования (опросы общественного мнения).

Производители в той или иной мере научились обходить эти препятствия: производство и реклама товаров под «зонтичными» брэндами поручались третьим фирмам, формально не зависящим oт предприятия-производителя фактически рекламируемой продукции; товары под этими брэндами стали реально производиться в объемах, не позволяющих сделать однозначного вывода о формальности их рекламы; стали проводиться «альтернативные» опросы общественного мнения, результаты которых указывали на отсутствие у потребителя ассоциаций с товарами, реклама которых ограничена.

Поэтому получается, что новое требование Закона ничего особенно нового в решение проблемы «зонтичных» брэндов не добавило, хотя в ходе рассмотрения законопроекта в Думе особенно подчеркивалось, что «зонтичные» брэнды будут запрещены. Законодатель смог только обобщить уже сложившуюся практику и более или менее четко сформулировать цель борьбы, с «зонтичными» брэндами. При этом не обошлось, правда, без нестыковок: в Законе говорится о запрете рекламы одного товара под видом другого, если товарный знак последнего относится к товарам, реклама которых ограничена. Однако Закон не предусматривает ситуации, когда обозначение товара, реклама которого ограничена, не зарегистрировано в качестве товарного знака. Это опять-таки ставит в неравное положение производителей товаров, имеющих зарегистрированные и незарегистрированные в качестве товарного знака обозначения.

Часть 3 статьи 5 Закона содержит в себе перечень признаков недостоверной рекламы. Часть из них присутствовала в старом законе и была перенесена в новый с небольшой коррекцией формулировок. Но многие признаки были введены в Закон впервые.

  • 1. Об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  • 2. О предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  • 3. О правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  • 4. О правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  • 5. Об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  • 6. О месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместо запрета на использование терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально, появился запрет на недостоверную информацию о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Новый Закон ввел довольно-таки длинный и, надо сказать, полный перечень товаров, запрещенных к рекламе.

  • 1. Наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • 2. Взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
  • 3. Органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
  • 4. Товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
  • 5. Товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
  • 6. Товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таковы общие требования к производству и распространению рекламы по новому законодательству о рекламе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика основных этапов подготовки и проведения рекламной кампании. Определение значения Федерального закона РФ "О рекламе" в регулировании правоотношений в области рекламной деятельности. Обобщение правовых требований, предъявляемых к рекламе.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    курсовая работа , добавлен 17.12.2003

    курсовая работа , добавлен 07.01.2007

    Понятие недобросовестной и недостоверной рекламы, их сущность и особенности, отличительные черты и методы борьбы. Основные свойства неэтичной рекламы. Общие положения Федерального Закона "О рекламе". Развитие российского и зарубежного рынка рекламы.

    шпаргалка , добавлен 12.04.2009

    Влияние рекламы на потребительское поведение людей. Отношение людей к рекламе. Основные виды, цели и задачи рекламы. Приемы психологического воздействия и манипулирования. Роль цвета и музыки в рекламе. Особенности рекламы для всех возрастных категорий.

    реферат , добавлен 15.09.2014

    Теоретические основы, сущность, задачи, виды рекламы. Общие и специальные требования к рекламе. Оценочные, расчетные и аналитические способы, относительная методика определения эффективности рекламы. Повышение эффективности рекламной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Определение понятия рекламы и рекламной деятельности. Изучение общих требований в данной сфере. Рассмотрение предпринимательской деятельности как правовой основы рекламы. Основные правовые проблемы государственного регулирования и саморегулирования.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2014

    История рекламы в России. Современное состояние, особенности рекламных коммуникаций. Методы, технологии создания рекламы и принципы воздействия музыки в рекламе на человека. Классификация коммуникативных функций музыки в рекламе. Современные виды рекламы.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2010

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие рекламы с точки зрения комплексного правового явления. Виды субъектов рекламных отношений. Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних. Сущность недобросовестной рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Характеристика института рекламы в российском законодательстве. Специальные требования к отдельным видам рекламы. Разновидности и источники правового регулирования ненадлежащей рекламы в России. Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Определение основных видов договорных обязательств, заключаемых в сфере рекламной деятельности в РФ. Роль интеллектуальных прав в рекламных договорах и их защита. Понятие ненадлежащей рекламы. Требования к содержанию и способам распространения рекламы.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2013

    Основные виды рекламы. Экологические образы в рекламе товаров и услуг. Субъекты экологических правоотношений. Нормы экологического права, воздействующие на возможности размещения наружной рекламы. Экологические требования как совокупность ограничений.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2010

    Сфера применения закона о рекламе. Понятия, используемые в законе. Понятие рекламы и способы ее распространения. Упрощение понятия "ненадлежащая реклама". Субъект и объект рекламной деятельности: спонсор и спонсорская реклама. Общие требования к рекламе.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Законодательно-правовые требования к рекламе, защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; ответственность рекламодателя. Правила размещения средств наружной рекламы. Порядок выдачи разрешения на установку рекламных конструкций.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие и сущность рекламы, ее роль в коммерческих товарно-рыночных отношениях. Правовое регулирование рекламной деятельности; общие и специальные требования к рекламе. Ненадлежащая реклама; ответственность рекламодателя за нарушение законодательства.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2013

1. Реклама должна быть распознаваема без специальных зна­ний или без применения технических средств именно как рек-лама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения.

2. Реклама на территории Российской Федерации распростра­няется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, до­полнительно на государственных языках республик и языках на­родов Российской Федерации. 3.Реклама товаров рекламодателя, а также самого рекламо­дателя, если осуществляемая им деятельность требует специаль­ного разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производ­ству и реализации в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, не допускается.

Специальные требования к рекламе могут быть связаны с во­просами изготовления, распространения рекламы, непосредст­венно с ее содержанием. В статьях 11-17 Закона «О рекламе» приводятся особенности отдельных видов рекламы, включая специальные требования к ним, однако они не распространяются на все виды рекламы. Например, в Законе не указаны особен­ности рекламы на одежде, упаковке товаров, сувенирной, уст­ной рекламы, рекламы в сети Интернет.

Статья 11 Закона формулирует особенности рекламы в радио-и телепрограммах. В таких программах не допускается преры­вать рекламой: детские и религиозные передачи; образователь­ные передачи более чем один раУв течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд; радиопостановки и художествен­ные фильмы без согласия правообладателей; транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Феде­ральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке ос­вещения деятельности органов государственной власти в госу­дарственных средствах массовой информации» 1 (ст. 13); иные пе­редачи, продолжительность трансляции которых составляет ме­нее 15 минут; другие передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.

Реклама в периодических печатных изданиях, не специализи­рующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не должна превышать 40% объема одного номера периодическо­го печатного издания. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и вы­ходящее в свет не реже одного раза в год. Согласно ст. 36 этого Закона под периодическими печатными изданиями, не специа­лизирующимися на сообщениях и материалах рекламного харак­тера, следует понимать периодические издания, не зарегистри­рованные в качестве таковых.

Что касается особенностей рекламы в кино-, видео- и справоч­ном обслуживании, то в соответствии со ст. 13 Закона «О рекла­ме» прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением перерывов между сериями (частями), в кино- и видеообслуживании не допускается. При справочном телефонном обслуживании реклама может предоставляться только после сообщения справки (справок), запрашиваемой абонентом. При платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.

Статьей 14 Закона «О рекламе» установлены особенности на­ружной рекламы, под которой понимается реклама в городских, сельских поселениях и на других территориях, осуществляемая в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.

Распространение рекламы на транспортных средствах осуще­ствляется по договору с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении последних. Случаи ограничения и запрета распро­странения рекламы на транспортных средствах в целях обеспече­ния безопасности движения определяются органами ГИБДД.

Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуще­ствляется только с разрешения федерального органа исполнитель­ной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи (в настоящее время - Министерство РФ по связи и инфор­матизации 1)- Им определяются порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы. Причем последняя не должна превышать величину расходов 1 на проведение работ по выдаче разрешений на распространение рекламы.

Закон «О рекламе» устанавливает также нормативные особен­ности рекламы отдельных видов товаров. Прежде всего - это реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, рас­пространяемая любыми способами. Такая реклама не должна:

Дискредитировать воздержание от алкоголя или от курения, содержать информацию 6 положительных терапевтических свой­ствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их вы­сокое содержание в продукте как достоинство;

Обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет,

высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у | несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;

Распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 ча­сов местного времени;

Распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

Распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных орга­низациях, а также ближе 100 метров от них.

Реклама табака и табачных изделий во всех случаях должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть;< отведено не менее трех секунд эфирного времени, а при распро­странении рекламы другими способами - не менее 5% реклам­ной площади (пространства).

Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, ме­дицинской техники при отсутствии разрешения на их производ­ство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, про­филактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разреше­ния на такие услуги согласно Закону «О рекламе» запрещена, даже если получен патент на изобретения в указанной области.

С 1 января 1999 г. введены в действие Методические указа­ния МУК 2.3.2.721-98 «2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биоло­гически активных добавок к пище». Согласно этому норматив­ному акту реклама биологически активных добавок к пище (БАД) в средствах массовой информации не должна противоречить материалам, согласованным при регистрации БАД.

Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и во­енной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Однако, если их реклама прямо или косвенно рас­крывает технологию производства, способы боевого и специаль­ного применения оружия, вооружения и военной техники, то и такая реклама запрещена.