Управление образовательным процессом школы сущность. Управление учебным процессом

В условиях демократизации общества образование, все больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития. В то же время, в многокомпонентной системе с множеством положительных и отрицательных обратных связей, в образовании идет постоянное движение, результатом которого является переход его структур и подсистем из одного упорядоченного состояния в другое. Таким образом, процессы самоорганизации в образовательной системе неизбежны всегда. С одной стороны, они стихийно «посягают» на разрушение целостности системы, а с другой стороны, спонтанно «сообщают» о появлении новых источников развития. Количественные и качественные характеристики этих процессов определяются внутренними условиями системы, в том числе ресурсными, а также мерой воздействия на систему извне. Отношение общества и государства к этому разное. В обществе все больше формируется потребность в многообразии содержания образования, что явно стимулирует процессы самоорганизации. Однако система, управляющая образованием, пытается сохранить свою целостность при этом не учитывает перспективные запросы общества, не учитывает, что образование как «сложное эволюционное целое» включает в себя большое количество структур и подсистем, темпы развития которых могут и не совпадать с темпами развития целого

В условиях демократизации общества образование, все больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития. В то же время, в многокомпонентной системе с множеством положительных и отрицательных обратных связей, в образовании идет постоянное движение, результатом которого является переход его структур и подсистем из одного упорядоченного состояния в другое .

Таким образом, процессы самоорганизации в образовательной системе неизбежны всегда. С одной стороны, они стихийно «посягают» на разрушение целостности системы, а с другой стороны, спонтанно «сообщают» о появлении новых источников развития. Количественные и качественные характеристики этих процессов определяются внутренними условиями системы, в том числе ресурсными, а также мерой воздействия на систему извне.

Отношение общества и государства к этому разное. В обществе все больше формируется потребность в многообразии содержания образования, что явно стимулирует процессы самоорганизации. Однако система, управляющая образованием, пытается сохранить свою целостность при этом не учитывает перспективные запросы общества, не учитывает, что образование как «сложное эволюционное целое» включает в себя большое количество структур и подсистем, темпы развития которых могут и не совпадать с темпами развития целого.

Складывается впечатление, что управляющая система дистанцируется от образовательной системы. Отдельные акты и даже программы, принимаемые вне общего контекста, еще больше обостряют возникшее противоречие, которое, в свою очередь, становиться причиной проблем образовательных систем разного уровня, в том числе и в образовательных учреждениях.

В период отчуждения общества и государства от системы образования (90-е годы XX века) инновационная деятельность в сфере образования стала выражением внутренней потребности системы к изменению. Поиск путей трансформации и развития, стремлением самостоятельно определить свою роль в меняющихся социально-экономических и политических условиях, было для образовательных коллективов обусловлено не только проблемой выживания, но и потребностью оказать реальное влияние на общество. Внутреннее многообразие образовательной системы, как результат инновационной деятельности, существенным образом изменило ситуацию, оказалось способным влиять на определение стратегических перспектив развития образования, выявляя при этом наиболее острые противоречия в системе в целом.

Инновационная деятельность – это качественный этап саморазвития личности, процесс самоактуализации субъектов образовательного процесса, ставший возможным как результат самообразования, саморефлексии. Поэтому для образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, особенно характерны процессы самоорганизации в педагогической и ученической среде, это может быть и возникновение устойчивых структур (творческие группы, объединения), и появление креативных личностей, способных к созданию «личностно-нового», безотносительно к предыдущему общественному опыту. Изменяется и степень активности среды, что ведет к расширению образовательного пространства, изменению отношений с ней всех его субъектов-участников процесса образования. В этих условиях управление становится системообразующим фактором дальнейшего развития системы. Появляется проблема оптимального соотношения целенаправленного организующего воздействия и самоорганизации, которое позволит сохранить не только целостность единого, но и долю хаоса, как источника самоорганизации и порядка в едином .

В динамично меняющейся социальной обстановке управление образовательным процессом должно носить опережающий, превентивный характер . При этом оперативность управленческих решений становится столь высокой, что невозможно их осуществление и выработка на уровне высоких административных эшелонов. Это предполагает все в большей степени передачу управленческих функций, в том числе и стратегических, на уровень школьных администраций, педагогических коллективов различных образовательных ступеней и даже на уровень малых творческих групп педагогических работников, в том числе классных руководителей, отдельных педагогов (мастеров, тьюторов, новаторов). Последнее возможно в инновационных образовательных учреждениях, в которых число участников управления намного больше, чем в стандартном образовательном учреждении. При этом часть степеней свободы, связанные административной формой управления, передаются свободным творческим группам, объединениям или педагогам. Возникает так называемые обогащенная образовательная среда с поливариантным выбором, живущая по своим синергетическим законам, законам самоорганизации и креативного динамического хаоса, порождающего новые цели (смыслы), ценности и творческие импульсы. Эта новая образовательная среда требует особого бережного к себе отношения и новых деликатных форм управления. В таком образовательном пространстве управляющий субъект делокализован и не отделим от участников образовательного процесса. В этом и заключается его синергетическая сущность, и именно поэтому синергетика привлекается нами как подход, адекватный современности в образовании .

В этих условиях администрация берет на себя функции, генерирующие стратегию развития, в том числе:

  • вынужденная реакция на самоорганизацию в общеобразовательном учреждении. Эту функцию можно определить как догоняющую.
  • инициирование инноваций. Это опережающая функция управления.

Для пояснения нашего подхода рассмотрим роль административного управления в общеобразовательном учреждении: доперестроечного периода, в период демократизации общества и в условиях демократического гражданского общества.

В первом случае администрация является проводником стандартов и регламентирующих указаний, выполняя исключительно функцию гомеостаза, инициатива педагогического коллектива минимальна, носит локальный характер, примером являются отдельные учителя-новаторы, которых знала вся российская школа. Администрация практически пассивна к инновациям снизу, что соответствует принципам жесткой централизации, характерной для советского периода развития общества.

На современном этапе в условиях демократизации общества системы управления все больше приобретает характер государственно-общественный, что закреплено законом об образовании. Повсеместно созданы Советы образовательных учреждений, которые должны осуществлять обратную связь коллективов педагогов, учащихся и родителей с администрацией, корректируя ее решения с учетом тенденций самоорганизации в образовательных пространствах. Однако, лишь на первый взгляд эта схема обеспечивает учет внутренних и внешних социальных взглядов и тенденций развития общества. На деле время между принятием управляющего административного решения, его воплощения в жизнь и корректировкой (обратная связь) достаточно продолжительно в современных условиях. Здесь мы имеем дело с «догоняющей», а во многих случаях безнадежно запаздывающей системой управления. Корректировка зачастую происходит методом проб и ошибок и нахождения оптимального варианта безнадежно отстает от уже изменившихся условий жизни. Такая система последовательного, медленного нащупывания оптимальных решений неэффективна в современных условиях, тем более в будущем.

Наиболее адекватной является третья – инновационно-синергетическая система управления. В этой системе администрация более не является пассивным, ждущим участником в инновационной цепи, выполняющим лишь функции «стимул-реакция». Роль администрации помимо гомеостатических функций, функций отклика на инициативы снизу дополняется функцией превентивного, опережающего управления, осуществляемого за счет генерации параллельных, альтернативных полей возможных инициатив, предъявляемых любым субъектам образовательного пространства. Это происходит не только в рамках коридора допустимых функциями гомеостаза, но и за счет процессов самоорганизации в образовательном пространстве, например, в направлении качественного нового развития образовательной программы.

Подчеркнем, что это отнюдь не единственные инициативы. И другие возможности могут порождаться процессами самоорганизации в образовательном пространстве. Возникающее многообразие параллельных путей развития образовательного процесса позволяет в ускоренном режиме выбирать и поддерживать наиболее оптимальные из них. Реализация опережающего, инновационного административного управления позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и высокой скоростью реакции на вызовы быстро изменяющихся социальных условий. Кроме того, такая синергетическая система, в большой степени моделируя саму социальную среду современного мира, оказывает влияние на его развитие, т.к. в образовании как ни в какой другой сфере представлено будущее в настоящем.

Управленческий и педагогический эксперимент по созданию и управлению такой обогащенной образовательной средой с многовариантным выбором уже более десяти лет ведется в гимназии №56 города Ижевска (директор Харитонова В.А.). Он проходит в тесном сотрудничестве с Удмуртским Государственным. Университетом (ректор Журавлев В.А.), открытой кафедрой «Синергетика и образования» Уд ГУ (Буданов В.Г зав. кафедрой 2001-2004.) и московскими синергетиками и психологами МГУ, ИФ РАН.

ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Синергетика в первую очередь представлена ее идеологами-основателями Г. Хакеном, И. Пригожиным, С. Курдюмовым. Однако, в гуманитарной сфере мы находим многие идеи синергетики еще до синергетики у наших психологов, физиологов, педагогов, философов (А.Ухтомский, М.Бахтин, Л.Выготский, Г.Леонтьев, Г.Щедровитский, В.Степин), в идеях постнеклассической науки, деятельностного подхода и развивающего обучения.

Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, хотя, только ради этого вряд ли стоило ее применять, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Однако, следует еще усмотреть в наших проблемах игру синергетических принципов, иначе не удастся построить адекватные модели .

Применим теперь методологические принципы синергетики к процессам взаимодействия образовательных учреждений разного уровня в некотором регионе.

Гомеостатичность . Гомеостаз это поддержание программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели-аттрактору. В нашем рассмотрении под системой может пониматься как отдельное образовательное учреждение, так и образовательная система региона или вся система образования России в целом, и тогда аттрактором-целью является как задача подготовки выпускников заданного уровня требований, определяемых, в конечном счете, социальным заказом, так и способ-траектория обучения. Обратные связи, фиксирующую программу функционирования определяются обязательными федеральными программами, уставными нормативами образовательных учреждений, традициями образовательной системы, а так же механизмами их реализации. Формирующие потоки в образовательных системах — это, прежде всего, потоки ресурсов материальных, административных, информационных, но следует так же принимать во внимание и психологический, мотивационно-ценностный ресурс, или как раньше говорили — человеческий фактор.

Особенности кризиса современной школы заключаются именно в том, что в сегодняшней России невозможно осуществлять программу гомеостаза в привычном смысле: за сравнительно короткий срок сменился социальный заказ, ослабели потоки материальных и административных ресурсов, в то время как резко возросли информационные потоки и деформировались потоки мотивационно-ценностных ресурсов. Потеря материальных потоков из центра лишь частично компенсируется за счет региональной, муниципальной поддержки, спонсорства, попечительства. Административный ресурс сегодня дополняется различными формами школьного самоуправления и спонсорской помощи, позволяющие хоть как-то держаться на плаву. Однако, справится с обвальными информационными потоками и ценностным сдвигом невозможно без радикального изменения аттрактора, т.е. смены форм образовательных траекторий, иного содержания и методов организации учебного процесса.

Иерархичность . Основным смыслом структурной иерархии, является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. Всякий раз элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы , которые теперь выражаются от лица коллектива всей системы, как параметры порядка. Такова в идеале роль законодательства в обществе, делегировавшего государству часть свобод своих граждан; такова роль и нормативно правовых, инструктивных документов, но лишь в случае, когда педагогическая среда их принимает и способна выполнять. При рассмотрении двух соседних уровней в состоянии гомеостаза принцип подчинения гласит : долгоживущие переменные управляют короткоживущими; вышележащий уровень, нижележащим, хотя сам образован из его элементов . В этом заключается смысл, так называемой, круговой причинности в самоорганизующихся системах.

Именно так иерархизована любая административная система, в том числе и образовательная. Поэтому любые образовательные реформы «сверху» обречены, если они не адекватны целям ниже лежащих уровней, образовательных субъектов разного уровня, в противном случае цена администрирования может быть дороже выигрыша от ожидаемого результата. Например, все попытки сократить административный аппарат вызывали за последние тридцать лет лишь его увеличение.

В российском образовательном кризисе наблюдается ослабление функций федеральных управляющих административных потоков, в силу их неспособности реагировать на быстроменяющуюся социальные потребности, ведь это самые медленные долгоживущие управляющие параметры. В то время, как передача больших административных полномочий на региональный или школьный уровень позволяет оперативно решать многие проблемы, что оправдывает существование разнообразных форм школьного самоуправления и повышенние социальной активности образовательных учреждений.

Нелинейность . нелинейность есть нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат действия суммы причин не равен сумме результатов отдельных причин . Кроме того, коллективные действия не сводятся к простой сумме индивидуальных независимых действий. В решаемой нами задаче взаимодействия образовательных учреждений разного уровня линейное управление возможно из единого центра при запрете коммуникации учреждений между собой — жесткое командное администрирование. Учет коллективных взаимодействий приводит к нелинейным откликам на административные воздействия. Сетевые коммуникации создают собственные иерархические уровни, живущие параллельно административным центрам, дополняющие их и, зачастую, более оперативные, чем последние.

Незамкнутость (открытость). Это означает, что иерархический уровень может развиваться, усложняться, только при обмене веществом, энергией, информацией с другими уровнями. Именно внешние потоки и являются управляющими параметрами систем, изменяя их мы проводим систему чередой перестроек-бифуркаций. Однако, в человекомерных системах внешнее и внутреннее иногда меняются местами, например мотивационный ресурс, является как внешним, так и внутренним но в разных контекстах.

Неустойчивость . Точки неустойчивости систем, в том числе и образовательных, и есть самые эффективные состояния для управления ими, выводя систему в неустойчивое состояние мы лишаем ее адаптивных способностей гомеостаза — отрицательных обратных связей, на преодоление которых теперь не надо тратить энергию управляющего воздействия. В образовании это хорошо иллюстрирует метод проблемного обучения: новая идея рождается, когда учащийся находится в неустойчивом состоянии хаоса сомнений и выбора при высоком мотивационном фоне. В частности новый материал желательно подавать именно в такие моменты. В этом суть генерации ценной информации .

Динамическая иерархичность (эмерджентность). Основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, т.е. на одном уровне, когда медленное изменение управляющих параметров мега-уровня приводит к бифуркации, неустойчивости системы на макро-уровне и перестройке его структуры. В точке бифуркации коллективные переменные, параметры порядка макро-уровня возвращают свои степени свободы в хаос микро уровня, растворяясь в нем. Затем в непосредственном процессе взаимодействия мега — и микро- уровней рождаются новые параметры порядка обновленного макро-уровня. Именно здесь происходит эволюционный отбор альтернатив развития макро-уровня. Это ключевой принцип синергетики. Любой процесс демократического голосования или выборов просто имитация этого принципа. В образовательных пространствах он описывает инновационные механизмы и явления смены доминант, рождение коллективных инициатив и новых образовательных программ и т.д..

Наблюдаемость . В синергетике это относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и изначально ожидаемому результату. Целостное описание иерархической системы складывается из коммуникации между наблюдателями разных уровней, подобно тому, как общая карта области сшивается из мозаики карт районов. В социальных системах огромную роль начинают играть культуро-исторические, личностные особенности наблюдателей. Именно последние два принципа включают принципы дополнительности и соответствия, кольцевой коммуникативности и относительности к средствам наблюдения, запуская процесс диалога внутреннего наблюдателя и метанаблюдателя.

В нашем случае речь идет о коммуникации наблюдателей-акторов из различных образовательных пространств, из различных образовательных учреждений. Фактически наша задача сформировать обогащенное, динамичное образовательное пространство, лишенное коммуникативных разрывов, адаптивное к социальным потребностям общества и региона, осуществляющее преемственность и согласованность в процессах непрерывного образования. Синергетика дает возможность не навязать, а вырастить такое пространство. Не смотря на то, что управление идет сверху вниз, но инновационные потоки идут снизу вверх, осуществляя адаптацию целостной системы к социальным изменениям. Управляющая вертикаль должна лишь поощрять и отбирать здоровые инновационные формы.

Модель управляемого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня на базе региона.

Модель комплекса «Универгимназия» как открытая развивающаяся система создана с целью объединения многоуровневого образовательного пространства региона. Это дает возможность решить следующие задачи:

  • обеспечить устойчивое взаимодействие образовательных учреждений для повышения качества образования в регионе;
  • обеспечить взаимодействие образовательных учреждений с органами государственного управления и общественностью;
  • разработать систему управления многоуровневым образовательным пространством региона на основе принципов эволюционно-синергетической парадигмы;
  • обеспечить адаптацию образовательных учреждений в постоянно изменяющемся социокультурном пространстве Удмуртской Республики;
  • создать модель единого информационного пространства региона для повышения эффективности использования интеллектуальных, информационных, научных, инновационных ресурсов образовательных учреждений разного уровня в Удмуртской республике;
  • подготовить высококвалифицированных сотрудников при переходе к новому режиму сотрудничества;
  • обеспечить единство учебного, научного и инновационного процессов различных видов учебных заведений во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой, создавая систему непрерывности образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней.

Комплекс «Универгимназия» является сложной, открытой, самоорганизующейся системой, позволяющей регулировать взаимодействие учреждений разного уровня, статуса, структурой, позволяющий решать вопрос оформления нормативно-правовых отношений между учреждениями разного уровня и с разными формами собственности в рамках единого образовательного пространства.

Рис. 2. Схема комплекса «Универгимназия»

Рассмотрим основные компоненты, представленные на рис. 2.:

  • 1. Базовый Университетский комплекс , включает базовый региональный университет или университеты, с их образовательными, научными и организационно-методическими подразделениями, филиалами, кадровым потенциалом, системами повышения квалификации, издательской базой и т.д.
  • 2. Базовый Гимназический комплекс : гимназии (или общеобразовательные учреждения повышенного уровня), экспериментальные площадки Министерства образования Российской Федерации, экспериментальные площадки региона, экспериментальные площадки базовых университетов.

Данные образовательные структуры разного уровня являются субъектами единого образовательного пространства комплекса «Универгимназия» и выступают одновременно и как субъекты, и как объекты, и как условие и средства единого образовательного процесса, реализуя принцип круговой причинности и коммуникации. Такое взаимодействие предполагает структурно — функциональные изменения в образовательном пространстве региона, средствами единого образовательного комплекса «Универгимназия» с двумя ведущими комплиментарными соподчиненными структурами: Базовый Университетский комплекс (УК) и Базовый Гимназический инновационный комплекс (ГК).

  • Базовый Университетский комплекс осуществляет головную функцию по разработке синергетической методологии непрерывного образования и сетевой коммуникации.
  • Базовый Гимназический инновационный комплекс предполагает развитие обогащенной образовательной среды.

Эти два базовых центра являются некими иерархическими этажами для реструктурирования и формирования образовательного пространства региона через создания третьего компонента — Регионального Сетевого Комплекса (РСК).

Регионально — Сетевой Комплекс объединяет образовательные учреждения региона (от дошкольных до высших). Он формирует единое информационное пространство на основе принципов открытости и доступности, не только для образовательных учреждений разного уровня, но и для общественных и государственных структур с регулярными обратными связями. Это могут быть: банки образовательных услуг, сайты, чаты, электронные библиотеки, Интернет – конференции, школы-семинары; в том числе в сети для школьников, преподавателей, педагогов, попечителей, родителей и т.д.

Необходимость такой структуры диктуется системно-синергетическими принципами иерархичности и гомеостаза, необходимых для поддержания программы функционирования за счет отрицательных обратных связей. Гомеостаз осуществляемый за счет отрицательных обратных связей в наиболее жесткой форме — это нормативные документы. Наиболее адаптивный механизм гомеостаза, связан с образовательной традицией, стилями, навыками. Внутри самих документов заложен порядок их самоизменения и саморазвития.

Каждый из трех участников развивающего образовательного пространства (Гимназический Комплекс, Университетский Комплекс, Регионально Сетевой Комплекс) взаимодействуют по принципам синергетики, поэтому в каждом из них предполагаются следующие функции: организационная, мониторинговая, информационная, коммуникационная, аналитическая (как некое рефлексивное начало).

Механизмы функционирования и управления моделью как процесса синергийного согласования.

Синергетика управления образовательного пространства заключается в первую очередь в том, что создает условия для продуктивной коммуникации, коммуникаций для последующего партнерства участников и структур образовательного пространства в условиях общей недостаточности ресурсов.

Из всех возможных сценариев взаимодействия участников образовательного пространства, чаще всего используется лишь та часть, в которой процесс коммуникаций инициирован из этой образовательной среды. Отметим также, что коммуникация не только необходимое условие создание целостности, но и механизм мониторинга образовательного пространства, а также управления с помощью изменения уровня коммуникативной связности или коммуникативных разрывов. В первом модельном приближении обсуждение проще всего проводить в когнитивной графике.

Реализация модели в когнитивной графике.

Рассмотрим этапы взаимодействия участников в едином образовательном пространстве.

I этап . Попарные взаимодействия.

На данном этапе происходит согласование программ средней и высшей школы, создание совместных спецкурсов преподавателями Университета и Гимназии, совместная организация и мониторинг социально-регионального заказа на образовательные услуги, организация единого Интернет — центра, совместная методическая и экспериментальная работа (рис. 4).

УГК – Университетско-Гимназический комплекс;

УРСК – Университетско-Региональный сетевой комплекс (союз вузов, создание ФПК);

ГРСК — Гимназический региональный сетевой комплекс;

Рис. 4. Когнитивный граф образования новых структур комплекса

В результате взаимодействия в комплексе создаются новые структуры:

  • Центры повышения квалификации работников образования по направлениям инновационной деятельности;
  • УНИРО — Учебно-научный институты развития образования как структурное подразделение Университетов, созданных для развития системы образования, изменения ее структуры и содержания, управления развитием образования;
  • Филиалы высших образовательных учреждений.

II этап. Согласование целей и функций участников целостного образовательного пространства

Результатом второго (основного) этапа является создание Университетско – Гимназического Регионального Сетевого Комплекса (УГРКС) – «Универгимназия» (рис. 5). Комплекс «Универгимназия» – открытая эволюционная система в потоках социальных изменений, в которой осуществляются как многочисленные процессы самоорганизации в сетевом комплексе, так и возможности административного управления через постоянные каналы и управление стимулированием и отбором процессов самоорганизации.

Рис. 5. Когнитивный граф Университетско – Гимназического Регионального Сетевого Комплекса

Модель управления

В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохранение и развитие системы образования, создание условий для развития коммуникативных связей между образовательными учреждениями региона. В конечном счете, цель управления – создание условий для развития личности. Задача управления – оптимизация взаимодействия исключающих друг друга процессов сохранения и изменения, происходящих в образовательном пространстве. Критерием этой оптимизации будет мера обеспечения развития субъектов образовательного пространства, мерой существующих для этого возможностей, мерой свободы выбора. Эту задачу можно представить как комплекс задач двух уровней: а) тактических – управление спонтанно сложившимся многообразием и б) стратегических – управление самим процессом возникновения многообразия. Управление сложившимся и формирующимся многообразием может осуществляться в соответствии со следующими принципами. Принцип многообразия подразумевает, что в случае, когда цель управления – создание условий для развития коммуникативных связей, управление ориентировано на создание и поддержку многообразия существующих и возникающих связей между элементами системы образовательного пространства. Принцип единства утверждает, что любое управление невозможно без организации устойчивых связей, форм общности элементов сложившегося многообразия, подчинено единой цели, что в свою очередь ограничивает степени свободы каждого из элементов. На первый взгляд эти принципы противоречат друг другу. Следование одному исключает действие другого. Искусство управления открытой системой образовательного пространства состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и сохранить одновременно стабильность структуры образовательного пространства. Это возможно только в том случае, когда эти принципы будут использоваться как дополняющие, взаимообуславливающие, а не исключающие друг друга.

В открытой системе новые элементы многообразия, возникающие спонтанно, угрожают сложившейся системе связей, требуют своего места в этой системе, вторгаются в нее, нарушая ее единство. Для сохранения этого единства необходимо, чтобы управление носило превентивный характер, предвидело возникновение новых элементов, поддерживало гибкость, вариативность связей между элементами, сохраняло определенную меру их свободы. Это позволит сохранить единство элементов в их отношении друг к другу, обеспечить условия для возникновения новых элементов, повышения степени их многообразия. Возникновение нового возможно там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеется большая свобода выбора. В данном случае действует принцип избыточности, благодаря которому возникающие новые элементы сохраняются все, независимо от того, имеются ли ближайшие перспективы включения их в сложившуюся систему. Именно это избыточное многообразие создает спектр возможных направлений развития системы образовательного пространства, предоставляет материал для отбора наиболее оптимальных тенденций этого развития. Искусство управления будет состоять в том, чтобы обеспечить условия отбора не директивного, а естественного характера, соответствующего собственным тенденциям развития системы.

Условием формирования самоорганизующихся структур является наличие формирующих потоков. В образовании мы отмечаем следующие типы потоков: информационные (степень коммуникативности), ресурсные (время, финансы, кадры и материальное обеспечение). В свою очередь управление процессом самоорганизации может быть представлено тремя основными типами:

  • Параметрическое: создание и фиксация управляющих потоков, которые являются управляющими параметрами. Это текущее среднесрочное управление, в состоянии нормы, управление на макро-уровне.
  • Динамическое: ситуационное, быстрое реагирование, принятие решений в точках выбора, бифуркациях, состояниях неустойчивости и динамического хаоса. Управление краткосрочными процессами на микро-уровне.
  • Игровое: установление правил коммуникаций, логики взаимодействий. Стратегическое, долговременное управление на мега-уровне.

Таким образом, возникают традиции, крупномасштабное моделирование.

При этих типах управления, образовательное пространство самоорганизуется за счет своих параметров порядка, иначе – коллективных переменных, возникающих в процессе динамической иерархизации системы отношений субъектов среды.

Математическая формализация модели

Перейдем от когнитивных моделей и поясняющей графики к математической формализации отношений и управляющих начал субъектов образовательного пространства. Основанием для моделирования является когнитивный граф согласования целостного образовательного пространства.

В качестве математического инструментария моделирования используем теорию нелинейных дифференциальных уравнений, являющуюся на сегодня наиболее развитым аппаратом исследования сложных развивающихся систем .

При исследовании открытых систем, способных к самоорганизации, в качестве динамических переменных выступают самые различные величины, например характеристики субъектов образовательного пространства.

Будем обозначать символами У i , Г i , Р i переменные характеристики, относящиеся к трем субъектам образовательного пространства, соответственно У i – Университетскому базовому комплексу; Г i – Гимназическому базовому комплексу; Р i – Региональному сетевому базовому комплексу.

Каждая переменная может нести дополнительные дискретные, внутренние степени свободы — типы характеристик, такие как: степень информатизации, уровень коммуникативности, величина административного ресурса, инновационный потенциал, уровень методического обеспечения, организационный потенциал, кадровый потенциал, материальный ресурс, уровень финансирования и т.д., относящиеся к данной переменной и обозначаемые натуральными индексами i , j , k .

Обращаясь к когнитивному анализу проведенному в предыдущих разделах, можно заключить, что простейшая формализация когнитивного графа согласования (рис.5) интерпретируется дифференциальной динамической системой, которая задается многомерной системой нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений: в левой части производными переменных по времени, а в правой части нелинейным полиномом третьей степени плюс алгебраические балансовые уравнения на коэффициенты системы с учетом потоков государственного. регулирования и региональных источников.

(1)

(2)

(3)

Производные по времени означают приращение тех или иных характеристик за «отчетный период», при необходимости можно было бы ввести модель с дискретным временем, но для простоты качественного анализа системы время выбрано непрерывным. В отсутствии левой части, когда все производные равны нулю, мы получаем стационарную систему без внутренней динамики развития, которая может оказаться и неустойчивой.

Константные члены а i отвечают линейному расширенному воспроизводству качеств системы и могут быть ассоциированы с простым экстенсивным способом развития системы, в отсутствие других слагаемых в правой части. Например, за счет внутренних резервов системы, или прямых дотаций государства, не зависящих от изменений характеристик системы. При этом наблюдается линейный по времени рост (убывание показателей системы).

Линейные члены в правой части, коэффициенты , , , если они доминируют, отвечают быстрым экспоненциальным и колебательным процессам в системе. Это возможно как за счет феноменов прямого донорства, спонсорства или передачи ресурсов одних субъектов образовательного пространства другим, а так же за счет потоков обладающих постоянством удельных характеристик. Например, государственное финансирование пропорциональное числу учащихся, фонд поощрения, растущий пропорционально числу отличников-студентов, числу методических пособий, или изобретений, инноваций.

Квадратичные члены описывают парные обменные взаимодействия субъектов образовательных пространств. Коэффициенты матриц , , отвечают собственно парным межсубъектным взаимодействиям. Их величины задают интенсивность стилей партнерства, парных симбиозов на основе обмена и сотрудничества по взаимовыгодным качествам. Например, обмен кадровыми ресурсами. Обмен может происходить преподавателями, учащимися (обмен опытом); обмен кадрового и материального ресурсов (приглашение преподавателей для ведения учебного процесса); материального и инновационного (создание экспериментальных площадок, научные, инновационные гранты) и т.д. Но возможны и эффекты типа «хищник-жертва». Отметим, что возможно рассмотрение и квадратичного самодействия отдельных субъектов вида У i У i , Г i Г i , Р i Р i , но поскольку в модели делается акцент на межсубъектное взаимодействие, мы их для простоты рассмотрения опускаем. Такое самодействие может привести к так называемым режимам с обострением, или, наоборот, к эффектам самоограничения.

Трехсторонние взаимодействия. Коэффициенты трехмерной матрицы , , отвечают процессам коллективного согласования участников образовательного пространства региона, возникновение гармоничного целостного организма образовательной системы непрерывного образования на всей территории региона. Именно эта цель диктует разделение функций субъектов и координацию их усилий, отраженную в коэффициентах матрицы . Они призваны выровнять потоковые дисбалансы, неизбежно возникающие в сложной системе. Здесь происходят множественные циклические обмены типа: методология (Университет) – методики (Гимназия) – массовый педагогический эксперимент и обратный поток инноваций (Региональный сетевой комплекс) и т.д.

ББК 65.050

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ю.В. Подповетная ЧВВКУ(ВИ)

В статье рассматриваются существующие на сегодняшний день проблемы в системе образования. Выявлены аспекты, которые необходимо учитывать при управлении образовательным процессом в образовательном учреждении.

В настоящее время в системе образования происходит демократизация и гуманизация общественных отношений, в условиях которых образование призвано перейти на государственно-общественную форму управления. Г осударственно-общественный характер

управления образованием предполагает расширение самостоятельности и ответственности субъектов управления образованием на различных уровнях. Вместе с тем не утрачивается значимость осуществления единой стратегии в управлении образованием .

Таким образом, демократические изменения привели к обострению противоречия между стремлением субъектов управления образованием к самостоятельности и необходимостью обеспечения единства образовательного пространства.

Разрешение данного противоречия связано с потребностью решения ряда проблем в теории и практике образования. К ним относятся:

Разграничение полномочий субъектов управления образованием;

Проектирование взаимодействия субъектов управления образованием, не исключая самостоятельности каждого из них;

Обеспечение единства стратегических замыслов и т.д.

Отечественные исследования, посвященные управлению образованием, сориентированы, в основном, на административноволевые подходы в условиях единообразия содержания, форм и методов организации образования. Исследования, посвященные управлению образованием в условиях разграничения полномочий между субъектами, не охватывают рассматриваемую проблему в целом. В них управление образованием исследуется аспектно, а не относительно всех уровней управленческой вертикали. Зарубеж-

ные исследования по управлению социальными процессами сориентированы, в основном, на социальную действительность, которая не всегда характерна России.

Г.Н. Сериковым разработана концепция систематизации управления образованием. Согласно этой концепции, «целью управления образованием является разностороннее (управленческое) содействие тому, чтобы все участники образования могли бы как можно полнее проявлять себя в деятельности (во взаимодействии друг с другом и с другими людьми), направленной на удовлетворение своих образовательных потребностей и (или) на оказание поддержки в этом другим людям, но осуществляемое не в ущерб здоровью кого бы то ни было из участников образования» . Автор трактует управление образованием как «единство административного управления и самоуправления». При этом распределение между ними управленческих функций следует осуществлять с учетом уровня готовности соответствующих субъектов самоуправления взять на себя те или иные обязанности для самостоятельного исполнения.

Управление образовательным процессом образовательного учреждения предполагает двойственность положения каждого участника образования. С одной стороны, все участники образования являются субъектами своей деятельности. С другой стороны, подвергаясь влиянию извне, участники образования становятся зависимыми от соответствующих воздействий. Таким образом, выполнение ими своих функций в образовательном процессе находится в зависимости как от них самих, так и от других участников образования, а также от складывающихся условий, т.е. от состояния образовательной среды .

На основе вышеизложенного при осуществлении в практике образования управления

образовательным процессом необходимо учитывать:

Условия, в которых происходит управление образовательным процессом (состояние образовательной среды);

Взаимодействие участников образования, направленное на совместное исполнение своих компетенций в образовательном учреждении;

Управленческие компетенции субъектов управления образовательным процессом относительно уровневой вертикали образовательного учреждения.

Раскроем перечисленные аспекты.

Управление образовательным процессом происходит в рамках образовательного учреждения, которое представляет собой специфическую целостность, предназначенную для реализации образовательных программ. Основная функция образовательного учреждения - предоставление учащимся образовательных услуг, имеющих социальную значимость.

Каждое образовательное учреждение характеризуют: персонал (педагоги и

вспомогательный персонал); контингент учащихся; администрация; специфическая инфраструктура.

Персонал образовательного учреждения обеспечивает осуществление образовательных программ в образовательном процессе. Конечно, в первую очередь, это выполняют педагоги и учебно-вспомогательный персонал, которые непосредственно принимают участие в образовательном процессе. Другие специалисты (технические работники, менеджеры и др.), работая в образовательном учреждении, также влияют на качество образования учащихся. Поэтому необходимо предъявлять определенные требования педагогической направленности к квалификации не только учебно-педагогического персонала, но и вспомогательного.

Учащийся усваивает образовательную программу в образовательном учреждении. Контингент учащихся любого образовательного учреждения, различаясь возрастом, целями пребывания в образовательном учреждении, обладает некоторым общим признаком. Каждый представитель контингента является учащимся, т.е. он учится, усваивая содержание образовательной программы, пользуясь поддержкой (содействием в этом) со

стороны персонала образовательного учреждения.

Администрация образовательного учреждения представляет собой группу сотрудников, на каждого представителя которой возложены соответствующие должностные компетенции, относящиеся к управлению каким-то аспектом функционирования образовательного учреждения. Администрация представляет собой орган исполнительной власти, призванный определять общие ориентиры в исполнении государственно-общественных установок.

Инфраструктура образовательного учреждения не ограничивается зданием, оборудованием, прилегающей территорией и т.д. Она представляет некоторую специфическую среду, предназначенную для взаимодействия учащихся с персоналом. Поэтому, рассматривая инфраструктуру соответствующего образовательного учреждения, необходимо учитывать санитарно-гигиенические условия, учебно-материальные средства, а также формы организации образовательных процессов (формы взаимодействия учащихся, педагогов, администрации и вспомогательного состава). Инфраструктура образовательного учреждения также является своеобразным инструментом административного влияния на образование учащихся. Подбирая высококвалифицированные кадры, обновляя учебноматериальную базу, администрация создает условия, в которых учащиеся успешно усваивают содержание образовательной программы без ущерба для здоровья.

Кроме перечисленных характеристик образовательного учреждения, констатирующих состояние образовательной среды, в которой происходит управление образовательным процессом, необходимо отметить еще один момент. Основу образовательного учреждения составляют лицензированные образовательные программы. Персонал образовательного учреждения и учащиеся взаимодействуют в соответствии с нормативами, зафиксированными в учредительных и иных документах.

Разные условия образовательного пространства, существующие (созданные) в образовательном учреждении, различным образом влияют на взаимодействие учащихся с персоналом. Поэтому условия, существующие в образовательном учреждении, являются существенным аспектом общей ха-

рактеристики управления образовательным процессом.

Рассматривая взаимодействие участников образования в образовательном учреждении, необходимо отметить, что оно направлено на совместное с партнерами исполнение своих компетенций.

Взаимодействие персонала образовательного учреждения и учащихся подразделяется на учебно-педагогическое взаимодействие и взаимодействие обслуживания. Учебно-

педагогическое взаимодействие представляет собой совместное осуществление деятельностей учащихся и курирующих их педагогов. Этому же способствует взаимодействие учащихся между собой, а также взаимодействие педагогов, обслуживающих один и тот же контингент учащихся. Педагогическое взаимодействие одновременно является одним из элементов взаимодействия обслуживания, направленного на обеспечение учебно-

педагогического взаимодействия. К взаимодействию обслуживания относят и деятельность учебно-вспомогательного персонала. Координирует взаимодействие партнеров в образовательном учреждении администрация. Она взаимодействует как с персоналом, так и с учащимися.

С учетом представленного взаимодействия персонала и учащихся, можно выделить (по вертикали) три основных уровня управле-

ния образовательным процессом в образовательном учреждении:

Административный уровень управления;

Уровень управления персонала, включающий педагогический уровень управления и уровень управления вспомогательного персонала;

Ученический уровень самоуправления.

Административный уровень управления

образовательным процессом также подвержен управлению внешних субъектов образования и базируется на государственно-общественных установках.

Уровневая вертикаль управления образовательным процессом в образовательном учреждении представлена на схеме.

В соответствии с уровневым представлением управления образовательным процессом в образовательном учреждении можно реально влиять на его (управления) свойства (в том числе и на результаты). При этом необходимо добиваться согласованности действий субъектов управления, компетентных в отдельных аспектах осуществления образовательного процесса.

Управленческие компетенции субъектов управления образовательным процессом относительно уровневой вертикали образовательного учреждения определяются в соответствии с государственно-общественными установками. Соответствующие компетенции

Уровни управления образовательным процессом в образовательном учреждении

распределяются между администрацией, персоналом и учащимися.

Администрация берет на себя общие компетенции, выражающиеся в обеспечении условий, необходимых для осуществления образовательных процессов в образовательном учреждении (общее руководство методической работой, контроль соблюдения требований государственных образовательных стандартов в образовательных процессах, обеспечение педагогов и учащихся средствами осуществления учебно-педагогического

взаимодействия и т.д.).

Педагогам предоставляются управленческие компетенции в разработке методических замыслов осуществления образовательного процесса, в распределении содержания образования в течение учебных занятий, в определении заданий на самостоятельную работу учащихся. Они самостоятельно определяют методы осуществления учебно-педагогического взаимодействия, регламентируют образовательную деятельность учащихся на учебных занятиях, выбирают методы стимулирования учащихся. Педагоги осуществляют педагогический контроль образовательной деятельности и ее результатов.

Управленческие компетенции учащихся в образовательном учреждении, с одной стороны, предопределяются правами выбора предлагаемых им вариантов осуществления образовательной деятельности, а также некоторых форм учебно-педагогического

взаимодействия (например, консультаций, дополнительных занятий, досуговых мероприятий). С другой стороны, учащиеся, как субъекты собственной образовательной деятельности, полностью управляют ее осуществлением .

В современных условиях, в связи с демократизацией образования, в практике происходит перераспределение управленческих компетенций между участниками образовательного процесса. Администрация передает часть полномочий педагогам. Педагоги предоставляют учащимся некоторые управленческие компетенции (например, выбор вариантов самостоятельной работы, выбор формы подготовки доклада и т.п.). На сегодняшний день этот процесс не управляемый, а самоуправляемый. Поэтому, с учетом перечисленных управленческих компетенций субъектов управления образовательным процессом, необходимо опреде-

литься с принципиальными подходами к перераспределению этих компетенций между субъектами управления. Соответствующая проблема должна решаться на всех уровнях управленческой вертикали. При этом перераспределение компетенций следует осуществлять с учетом уровня готовности соответствующих субъектов управления взять на себя соответствующие обязанности.

Таким образом, выявленная проблема требует разрешения на основе специальных теоретических построений (общей концепции, методологии, теории, прикладных разработок и проектов).

С учетом этого первостепенными задачами проводимого в данном направлении исследования являются:

Выявление закономерностей, лежащих в основе перераспределения соотношений в управленческих компетенциях в сторону увеличения субъектной (управленческой) роли непосредственно участников образовательных процессов при сохранении общности образовательного пространства образовательного учреждения;

Обоснование содействия субъектам управления образовательным процессом в реализации инициативной деятельности, не противоречащей принципиальным установкам образовательной программы;

Выявление педагогических условий, побуждающих к активности участников образования в деятельности по реализации соответствующих управленческих компетенций в образовательном процессе.

Перечисленные задачи необходимо решать, руководствуясь следующими установками:

Приоритет образующейся личности;

Паритет между социальными, групповыми и индивидуальными потребностями участников образования;

Демократизация взаимодействий субъектов образования на основе партнерства и сотрудничества;

Гуманизация управления образовательным процессом на основе осуществления социальной защиты всех участников образования.

Литература

1. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для

студ. пед. специальностей и рук-ей образоват. учреждений/ДФ. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

2. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.

3. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.

4. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4 ч. -системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. -4 1. -169 с.

5. Сериков, Г.Н. Менеджмент физиче-

ской культуры и спорта: учебник / Г.Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Челябинск:

Уральская академия, 2004. - 208 с.

Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Обязанности:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Обязанности:

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Обязанности:

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер .

Читайте также:

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Мартынова Оксана Александровна - старший преподаватель кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного университета. (г.Ноябрьск)

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к понятию «управление», в том числе по анализу зарубежной литературы, а также цели, функции, задачи управления и особенности управления образовательным процессом.

Ключевые слова: Управление, цель, функции, задачи, особенности управления образовательным процессом.

Системы образования в различных странах способствуют реализации основных задач культурного и социально-экономического развития общества, так как ВУЗ подготавливает человека к активной деятельности в различных сферах культурной, экономической и политической жизни общества. Немалое значение имеет способность образовательного учреждения гибко и своевременно реагировать на запросы общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт. Выпускник высшего учебного заведения, который будет жить и трудиться в нашем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, а именно:
- адаптироваться в жизненных ситуациях, которые постоянно изменяются, приобретать знания, уметь умело применять их на практике, решая разнообразные вопросы и проблемы;
- уметь критически мыслить, видеть возникающие и самостоятельно находить рациональные пути для их преодоления, используя современные технологии; уметь генерировать новые идеи и творчески мыслить;
- работать с информацией, умея отбирать нужные для исследования определенных задач факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формировать выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;
- коммуникабельность и контактность в различных группах общества, умение работать сообща в различных областях и предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельность в развитии собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Для достижения целей образовательного процесса и формирования качеств личности, необходимых для ее успешной деятельности в жизни общества, необходимо изучение проблемы управления образовательным процессом, выявление его специфики, связанной, прежде всего, с уточнением ключевого понятия «управление», а также особенностей контекстного употребления данного термина.

Анализируя зарубежную литературу по проблемам и особенностям управления, можно сделать вывод, что исследователи в одних и тех же ситуациях пользуются как термином «управление», так и термином «менеджмент», вкладывая в них почти идентичную смысловую нагрузку (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури, В. Зигерт, Л. Ланг, М. Вудкок, Д. Френсис и др.). Этот факт позволяет говорить об определенной схожести данных понятий и объясняет правомерность их равнозначного анализа.

Подходы, сложившиеся в рамках классической теории управления, предлагают различные определения «управления». Так, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури управление трактуют как «процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» . Интересна и точка зрения П. Друкера, который управление рассматривает как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». По его мнению, управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

В. Зигерт, Л. Ланг, работая с понятием «менеджмент», включают в него методы и тактику управления предприятием и организацией, «самоуправление» и «саморегуляцию», а также работу с целями. В конечном итоге они приходят к выводу, что менеджмент - это «такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем» .

По определению М. Вудкока и Д. Френсиса менеджмент - это одна из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются персонифицированные отношения людей, объединенных трудовым процессом .

Е.П. Тонконогая, В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель под управлением понимают целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации деятельности в сложных динамических системах .

Наиболее же устоявшееся определение управления в отечественных подходах дано В.Г.Афанасьевым, который управление понимает как сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, осуществляемое на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах его эффективного функционирования и развития . Такую позицию ученого разделяет Л.И.Уманский, отмечая целенаправленный, системный характер воздействий на коллектив, основанный на сознательном использовании объективных законов общества, природы и самого управления с целью регулирования и обеспечения общественного процесса труда .

Итак, большая часть исследователей в определении управления сходятся в том, что оно направлено на достижение целей: организации, регулирования и обеспечения общественного процесса труда, целенаправленных воздействий на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья; в функциональном плане призвано обеспечить: формулировку и достижение целей организации, направленность действий группы сотрудничающих людей к общим целям, воздействие субъекта управления на его объект; в качестве своих объектов может иметь: отдельные индивиды, группы индивидов, целые организации, процессы; условием успешной реализации данного вида деятельности является осознанное использование объективных законов природы и общества, а также законов управления.

Таким образом, проанализировав обозначенные подходы, сделаем важное заключение в понимании управления. Управление - это процесс, который характеризуется такими основополагающими моментами, как: целенаправленность; динамичность; системность в воздействии субъекта управления на его объект; обеспечение эффективного функционирования и развития объекта управления.

Сделаем вывод, что основной целью управления является эффективное и планомерное использование сил, времени, средств, людских ресурсов для того, чтобы достичь оптимального результата. Потому основным направлением управления следует признать цель - результат.

В функциональном плане управление направлено на обеспечение формулировки и достижение целей организации, направление действий группы людей к общим целям, воздействие субъекта управления на его объект.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Целью процесса обучения в учебном заведении является подготовка специалиста нужной квалификации, определяемой с одной стороны государственным образовательным стандартом, а с другой - требованиями рынка труда. Средствами для достижения этой цели могут быть: "соблюдение расписания", "выпуск нужных методических материалов", "обеспечение квалификации преподавателей", "количество неуспевающих студентов" и многие другие - это средства для достижения цели.

Достижение целей обучения достигается путем оперативного управления образовательным процессом, учитывающего появление новых идей, научных инноваций, современных форм организации учебного процесса, широкое применение средств информатизации в педагогических технологиях, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг.

Задачей процесса управления является достижение цели с должным качеством протекающих в системе процессов. Информационные технологии открывают принципиально новые возможности в организации и управлении образовательным процессом, в частности, интеграцию различных систем, используемых в образовательных учреждениях (системы управления образовательным процессом - a decision support system (DSS), системы электронного обучения, системы психодиагностики и др.).

Итак, выделим особенности управления образовательным процессом:
- управление предопределено социальным заказом;
- процесс управления носит ярко выраженный воспитывающий характер;
- управление отличается многогранностью и сложностью целей;
- управление складывается из параллельных потоков;
- управление осуществляется на разных уровнях, одними из которых являются: администрация, преподаватель, студент.

Таким образом, в условиях информатизации образования необходимо выделить возможности повышения эффективности образовательного процесса вуза в целом путем интеграции обучающих систем с системами управления.

С учетом всего выше обозначенного можно сделать вывод, что управление образовательным процессом обеспечивает, с одной стороны, сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, с другой - эффективное функционирование, показателем которого является достижение целей образовательного процесса. Таким образом, управление образовательным процессом - это целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие.

Список литературы:

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. 382 с.
2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. 320 с.
3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. С.25
4. Мангустов И.С.,Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1975. 312 с.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.704 с.
6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М., 1996. 271 с.

В настоящем разделе обсуждается специфика образователь­ных систем – образовательных сетей и образовательных комплек­сов, перечисляются общие модели и методы управления, приво­дятся ссылки на результаты исследования базовых механизмов управления оргсистемами, что позволяет в следующем разделе установить возможность и целесообразность их использования при управлении образовательными комплексами, а также сформулиро­вать общие задачи управления образовательными комплексами.

Образовательная система. Образовательный комплекс как совокупность ОУ является образовательной системой , которая может рассматриваться как (см. рисунок 15):

    педагогическая система , в которой реализуется процесс обу­чения и воспитания. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как педагогика и психология ;

    экономическая система – исследованием соответствующих проблем занимается экономика ;

    социальная система , в которой участники – люди, их группы и коллективы вступают в социальные отношения друг с другом и с окружающей средой. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как социология и социальная психология ; 54

- организационная система , в которой участниками являются люди, их группы и коллективы. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как теория управления и менеджмент .

Рис. 15. Образовательная система как педагогическая, экономическая, социальная и организационная система

Разные аспекты рассмотрения позволяют выделить различные проблемы функционирования образовательных систем. В настоя­щей работе основной акцент делается на управлении образова­тельными системами, рассматриваемыми, в основном, как органи­зационные системы, естественно с учетом педагогической, экономической и социальной специфики.

Управление образовательными системами на сегодняшний день рассматривается (см. и работы с одноименным названием ) как "отраслевой" раздел менеджмента, то есть оперирует качественными построениями, содержащими в обобщенном виде успешный опыт управления конкретными образовательными системами, в основном, с учетом региональной специфики . Актуальной задачей является, как отмечалось во в ведении, разработка формальных моделей процедур принятия решений по управлению образовательными системами. Такие работы на сегодняшний день практически отсутствуют (исключение составляют ).

Математич е ские м о д е ли упр а влен и я организационными системамиосновываются на аппарате и результатах:

    теории принятия решений ;

    математической экономики;

    теории игр, в том числе – деловых и имитационных игр;

    теории управления проектами(в том числе - организационными проектами или проектами реформирования или реструктуризации),включая как качественные ,так и формальные подходы этого раздела теории управления.

Математические модели управления основываются на сле­дующей основной идее оптимизации функционирования любой системы. Предположим, что заданы:

    параметры, описывающие состояние управляемой системы и внешних условий ее функционирования (окружающей среды);

    зависимость состояния системы от управляющих воздейст­вий;

    множество допустимых управляющих воздействий;

    критерий эффективности функционирования системы (по­зволяющий сравнивать по эффективности любые ее состояния).

При этом критерием эффективности управления (управляю­щего воздействия) является значение критерия эффективности состояния системы, в котором она оказалась под влиянием этого управления. Тогда задача оптимизации заключается в поиске допустимого управляющего воздействия, имеющего максималь­ную эффективность, то есть приводящего систему в наиболее эффективное состояние. Общая схема структуры системы управ­ления элементом образовательной системы (образовательной сети или комплекса) приведена на рисунке 16

Рис. 16. Структура системы управления элементом ОК

Выбирая соответствующие основания классификации, можно выделить следующие виды управления :

    административное (институциональное, командное) и/или мотивационное управление (управление, побуждающее управляе­мых субъектов к совершению требуемых действий);

    проектное управление (управление в динамике – изменения­ми в системе, инновационной деятельностью и т.д.) и процессное управление (управление функционированием – «в статике» – регу­лярной, повторяющейся деятельностью при неизменных внешних условиях).

Для управления в динамике, в свою очередь, можно выделить рефлекторное 1 (ситуационное ) управление и опережающее управ­ ление . Кроме того, с точки зрения динамики существуют две про­блемы. Первая – проблема соотношения проектной (инновацион­ной) и процессной (повторяющейся) деятельности (за 200 лет в России в системе образования были проведены 26 реформ?!). Вторая проблема касается характерных времен изменений внеш­них условий и управляемого объекта (для любой системы сущест­вует предельный темп изменений, которые могут быть в ней реализованы при условии сохранения выполнения ею своих функций – слишком частые изменения могут разрушить или сильно дефор­мировать систему).

Модели и методы управления. Модель любой организаци­онной системы (в том числе – образовательного комплекса) опре­деляется заданием :

    состава (участников, то есть элементов системы);

    структуры (совокупности информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками);

    множеств допустимых стратегий участников, отражаю­щих, в том числе, институциональные, технологические и другие ограничения их совместной деятельности;

    целевых функций участников, отражающих их предпочтения и интересы;

    информированности – той информации, которой обладают участники на момент принятия решений о выбираемых стратегиях;

    порядка функционирования : последовательности получения информации и выбора стратегий участниками системы.

Управление , понимаемое как воздействие на управляемую сис­тему с целью обеспечения требуемого ее поведения , может затрагивать каждый из шести перечисленных параметров модели. Следовательно, основанием системы классификаций механизмов управления (процедур принятия управленческих решений) является предмет управления – изменяемая в процессе и результате управ­ления компонента системы.

По основанию «предмет управления» можно выделить:

    управление составом ;

    управление структурой ;

    институциональное управление (управление «допустимыми множествами») ;

    мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами);

    информационное управление (управление информацией, ко­торой обладают участники системы на момент принятия решений) ;

управление порядком функционирования (управление после­довательностью получения информации и выбора стратегий участниками системы), которое обычно рассматривают как управление структурой .

Простейшая (базовая ) модель оргсистемы включает одного управляемого субъекта – агента – и одного управляющего органа – центра , которые принимают решения однократно и в условиях полной информированности.

Расширениями базовой модели являются:

    динамические организационные системы (в которых участ­ники принимают решения многократно) ;

    многоэлементные системы (в которых имеется несколько агентов, принимающих решения одновременно и независимо) ;

    многоуровневые системы (имеющие трех- и более уровне-вую иерархическую структуру) ;

    системы с распределенным контролем (в которых имеется несколько центров, осуществляющих управление одними и теми же агентами) ;

    системы с неопределенностью (в которых участники не полностью информированы о существенных параметрах) ;

    системы с ограничениями совместной деятельности (в ко­торых существуют глобальные ограничения на совместный выбор агентами своих действий) ;

    системы с коалиционным поведением участников ;

    системы с сообщением информации (в которых одним из действий агентов является сообщение информации друг другу и/или центру) .

Механизмы управления. Ключевыми для теории управления организационными системами понятием являются понятие меха­низма функционирования системы – совокупности законов, правил и процедур, регламентирующих взаимодействие участников сис­темы; и понятие механизма управления – совокупности процедур принятия управленческих решений.

В соответствии с четырьмя общими функциями управления – планирование , организация , мотивация и контроль , выделяют четыре общих класса механизмов управления – механизмы плани­рования, механизмы организации, механизмы стимулирования (мотивации) и механизмы контроля. Детализируем состав этих классов механизмов управления с тем, чтобы в следующем разделе установить возможность и целесообразность их использования при управлении образовательными сетями и образовательными ком­плексами.

Механизмы планирования :

    механизмы распределения ресурса, в которых решается зада­ча ограниченного ресурса на основании заявок агентов ;

    механизмы активной экспертизы, предназначенные для адек­ватного оценивания неизвестных параметров экспертами – специа­листами в тех или иных областях ;

    механизмы внутренних (трансфертных) цен, используемые для согласования интересов подсистем ;

    конкурсные механизмы, основанные на идее упорядочении претендентов и выявлении победителей, занявших первые места в этих упорядочениях ;

    механизмы обмена, рассматривающие взаимовыгодный об­мен ресурсами между элементами системы .

Механизмы организации :

    механизмы смешанного финансирования, предназначенные для привлечения внешних инвестиций ;

    противозатратные механизмы, побуждающие монополистов снижать себестоимость производства ;

    механизмы «затраты-эффект», позволяющие выделять при­оритетные мероприятия и проекты ;

    механизмы агрегирования, используемые для более емкого представления информации об управляемой системе или процессе ;

    механизмы самоокупаемости, в которых результаты (в пер­вую очередь – финансовые) реализации уже выполненных проек­тов используются для начинающихся проектов ;

    механизмы оптимизации производственного и коммерческо­го циклов, позволяющие сокращать продолжительность этапов производства и реализации продукции ;

    механизмы назначения, дающие возможность определять оп­тимальное распределение ответственности между сотрудниками организации или участниками проекта .

Механизмы стимулирования :

    механизмы стимулирования за индивидуальные результаты, побуждающие агентов предпринимать действия в интересах управляющего органа ;

    механизмы стимулирования за результаты коллективной деятельности, позволяющие стимулировать коллективы агентов по результатам их совместной деятельности ;

    механизмы унифицированного стимулирования, дающие возможность использовать единые принципы поощрения деятель­ности всех участников системы ;

    механизмы «бригадной» оплаты труда, ориентированные на совместное использование показателей, характеризующих резуль­таты индивидуальной и коллективной деятельности ;

    механизмы стимулирования матричных структурах управле­ния, отражающих ситуацию взаимодействия между агентами, функциональными руководителями и руководителями проектов .

Механизмы контроля :

    механизмы комплексного оценивания, в которых решается задача построения системы агрегированного оценивания сложных систем ;

    механизмы согласия, дающие возможность принимать согла­сованные экспертные решения ;

    многоканальные механизмы, использующие процедуры при­нятия решений несколькими каналами (руководителями, эксперта­ми и т.д.) ;

    механизмы опережающего самоконтроля, побуждающие агентов на ранних этапах отклонения результатов от планов при­нимать корректирующие меры ;

    механизмы страхования, позволяющие перераспределять риск между субъектами управления ;

    компенсационные механизмы, ориентированные на опере­жающую компенсацию отклонений результатов от плана .

Перечислив базовые механизмы управления оргсистемами, перейдем к установлению возможности и целесообразности их использования при управлении образовательными комплексами, а также сформулируем общие задачи управления образовательными комплексами.