«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению). Творческий проект «Мой профессиональный выбор»

Каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросами: выбора образования, какие специальности востребованы, где получить образование? Прежде чем приступить к подробному изучению этой темы нужно точно решить, стоит ли вообще поступать в институт? Любой, кто заинтересован в успешном и перспективном будущем, даст положительный ответ.

В процессе обучения люди приобретают новые навыки, знания и умения. Кроме этого от учебы можно получить еще один важный плюс – общение. Новые знакомства, связи – все это обязательно пригодится во взрослой жизни. В народе часто произносят фразу – “найди занятие по душе, и тебе не придется работать ни единого дня в жизни”. Эта поговорка отлично передает важность выбора будущей профессии.

Виды специальностей

При выборе профессии необходимо обратить внимание на 2 основных нюанса – личностные качества и профпригодность. Одного желания работать в определенной сфере труда мало. Важно обладать определенным потенциалом. Перед тем как определиться с конкретным выбором, следует разобраться, какие бывают специальности.

  1. Технические.
    Техническое направление трудоустройства связано с использованием знаний, полученных в ходе изучения точных наук – математики, химии, физики, информатики. Профессии такого рода характеризуются постоянным развитием. Это связано с регулярным появлением новых технологий. В качестве инструментальной базы в данном случае выступают различные графики, расчеты и схемы.
  2. Педагогические.
    Специальности такого типа подразумевают постоянный контакт с людьми, в большинстве случаев таковыми являются дети. Учителя, преподаватели ВУЗов, няни, репетиторы, воспитатели – все эти профессии требуют наличия педагогического образования.
  3. Лингвистические.
    Иногда профессии этого вида сравнивают с творческими. Это обусловлено тем, что зачастую специальности такого типа предпочитают выбирать люди, склонные к творчеству. Журналисты, писатели, копирайтеры, филологи, редакторы – их список достаточно велик.
  4. Экономические.
    Как и в случае с техническими специальностями, экономические – требуют точности и определенности. Следует учесть – экономика подразумевает собой не только расчеты и вычисления. Помимо этого данная отрасль предполагает разработку соответствующих прогнозов и анализов.
  5. Военные.
    Представители специальностей военного плана не работают, а занимаются несением государственной службы. Для того чтобы в будущем добиться значительных достижений в этой сфере, рекомендуется приступить к получению образования еще в детстве. С этой целью в некоторых школах созданы специальные кадетские классы. В крупных городах есть гимназии, в которых детей обучают военному делу еще до поступления в ВУЗ.
  6. Медицинские.
    Медицина – одна из самых ответственных направлений трудовой деятельности. В ней должна присутствовать точность и конкретика. Специалисты, работающие в данной сфере, должны владеть химией и биологией. Некоторые профессии подразумевают знание физики и инженерных технологий.
  7. Творческие.
    Предрасположенность к таким специальностям должна присутствовать с детства. Музыканты, художники, актеры – это лишь малая часть профессий, входящих в данную группу.
  8. Юридические.
    Первое, с чем ассоциируются специальности этого вида – правосудие. За помощью к юристам, адвокатам и нотариусам обращаются как физические, так и юридические лица. Масштабы этой деятельности практически не имеют ограничений.

Перечисленные группы специальностей считаются основными. Помимо них существует множество других отраслей – животноводческие, аграрные, транспортные. Значительное количество профессий подразумевает постоянное взаимодействие с людьми – менеджеры, консультанты, продавцы.

Самые востребованные специальности

При выборе профессии часто появляется вопрос – какие специальности востребованы в России? Эту тему можно считать одной из важных, ведь при получении образования, направления которого не пользуются популярностью, найти работу становится очень тяжело.

Рынок вакансий характеризуется нестабильностью и переменчивостью. Профессия, которая в настоящее время находится на пике популярности, через несколько лет может стать совсем неактуальной. Поэтому к выбору образования необходимо подойти с особым вниманием.

В текущем году в России самыми востребованными считаются следующие специальности:

● школьные учителя и преподаватели учебных заведений среднего звена. Несмотря на то, что Правительство страны пытается улучшить условия труда и финансирование этих профессий, претендентов на вакансии достаточно мало;

● медицинские специалисты. Здесь наблюдается ситуация, аналогичная предыдущей. Наиболее востребованными профессиями в этом случае считаются медсестры, фельдшеры и санитары;

● инженеры. На рынке труда критически не хватает специалистов этой сферы деятельности. Их работа очень ценна, потому как без мощного инженерного корпуса развитие страны становится невозможным;

● специалисты IT-технологий. Нехватка кадров в этом случае считается катастрофической. В основном это связано с тем, что предрасположенностью к данной профессии обладают далеко не все. Недостаток кадров ведет к уменьшению скорости развития IT-технологий. Этим и обусловлен факт того, что обучение по этому направлению осуществляется по устаревшим программам;

● психологи. Востребованность этих специалистов пришла в Россию с Запада. Особенно популярны психологи, занимающиеся решением семейных проблем;

● маркетологи. На любом рынке в настоящий момент времени можно найти бесконечное число товаров. Для их успешного продвижения и реализации необходимо проведение соответствующего исследования и анализа. Недостаток специалистов этой отрасли связан с тем, что учебные заведения стали обучать таким профессиями совсем недавно, поэтому рынок труда еще не насытился такими сотрудниками;

● экологи. В данном случае причина дефицита и востребованности такая же, как и в предыдущей ситуации.

Главные критерии выбора специальности

Грамотный выбор профессии – залог успешного будущего. При размышлении на эту тему важно обратить внимание на наличие некоторых вещей:

  1. талант;
  2. способность;
  3. склонность.

Важной, но не основной характеристикой специальности считается уровень ее оплачиваемости. Если работа не будет приносить удовольствие, вряд ли кто-то задумается о ее финансовой стороне.

Какую специальность лучше выбрать? Рекомендуется в большей мере ориентироваться на личные интересы. К примеру человеку, любящему животных, стоит обратить внимание на такие профессии, как ветеринар, зоолог, кинолог. При этом нужно оценить перспективу дальнейшего роста и развития. Важно проанализировать такие нюансы, как открытие частной ветеринарной клиники в будущем. Так же обстоит ситуация с другими профессиями.

Конечный выбор специальности

Перед тем как принять окончательное решение по вопросу какую получить специальность, следует обратить внимание на некоторые рекомендации.

1. Главный ориентир – собственное желание. Не стоит сильно прислушиваться к мнению окружающих. Профессия должна быть выбрана самостоятельно.

2. Соотношение желания и способностей. Существует множество специальных тестов, которые помогут определить, какая специальность наиболее лучшим образом подходит конкретному человеку. При сильных затруднениях в выборе можно воспользоваться их помощью.

3. Поиск учебного заведения. При выборе профессии важно найти ВУЗ, в котором можно получить нужное образование.

4. Реальный анализ рынка вакансий. Оптимальным вариантом специальности считается та, которая не только придется по душе, но и будет востребованной.

5. Доходность – не основной критерий выбора. Важно обратить внимание на возможность развития и получения других перспектив.

Выбор образования – ключевой момент в жизни каждого человека. Подойти к этому вопросу необходимо с особым вниманием. Принятие грамотного решения – гарантия успешного будущего.

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно . Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, ) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста , испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со и выберите себе занятие по вкусу. А курс поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Обоснование (критерии) выбора будущей профессии государственного служащего. Выявление интересов, способностей, коммуникативных и организаторских склонностей, мотивов профессиональной направленности. Содержание деятельности, требования к будущей профессии.

    реферат , добавлен 09.11.2011

    Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Понятие профессиональной пригодности, основные факторы выбора профессии. Основные требования подростков к своей будущей специальности. Психологические приёмы молодежи при выборе профессии, виды профессионального отбора. Цель жизни человека и личности.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2011

    Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2017

    Специфика профессии "психолог". Главный принцип выбора профессии. Социограмма как метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Главные особенности и специфика составления объектограммы и хронограммы.

    реферат , добавлен 01.02.2012

    Проблема профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте. Эмпирическое исследование личностных особенностей старшеклассников, осуществивших и не осуществивших выбор будущей профессии. Интерпретация результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2011

    Мотивы выбора профессии. Формы влияния профессии на человека. Деформация внутренних и физических качеств человека под действием профессии. Физико-соматические признаки людей различного рода профессий. Факторы, определяющие профессиональный выбор.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Характеристика составляющих мотивации: мотива, потребности, цели, личности. Изучение профессиональной мотивации студентов первого курса гуманитарного факультета. Сравнительный анализ мотивов выбора профессии студентов-психологов и студентов-социологов.

    презентация , добавлен 19.08.2013

Всем известна формула выбора профессии, состоящая из трех слагаемых:

  • Хочу (ваши интересы, склонности, желания)
  • Могу (ваши ресурсы - здоровье, способности, личностные качества)
  • Надо (требования рынка труда).

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека вообще не имеют точек соприкосновения, не соответствуют друг другу, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может, да ещё и в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.

Если удается найти компромисс между тремя слагаемыми, то шансы на достижение профессиональной успешности возрастают. Интерес к профессии по мере ее освоения может расти, а с ростом профессионализма возрастает и конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Идеальный вариант (и самый редкий) – абсолютное совпадение ваших желаний, возможностей и требований рынка – предоставляет шанс получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Факторы выбора профессии

Личный профессиональный план считается обоснованным, когда имеется
согласованность между факторами выбора профессии.

Структура личного профессионального плана

1. Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы на данный момент развития).

Представление о том, кем хочет быть, каким хочет быть, что хочет, достигнуть, каковы идеалы жизни и деятельности.

2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»

3. Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей (особенно ближних) и способов работы над собой.

Знание себя (знание своих возможностей для достижения намеченных целей: ближних и дальних целей). Представления о внутренних условиях достижения целей (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояние здоровья).

4. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).

Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные последствия, возможное противодействие тех или иных людей)

5. Запасные варианты целей и пути их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Планирование жизни с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. (Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь»).

Мотивы выбора профессии


1) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:

  • добиться положения в обществе
  • получить престижную работу
  • жить и работать среди образованных людей

2) МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:

  • иметь хорошую заработную плату
  • получить чистую и легкую работу

3) МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:

  • реализовать свои способности
  • получить привлекательную, по душе, работу

4) МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:

  • приобрести глубокие профессиональные знания

5) МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:

  • получить интересную специальность

6) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:

  • приносить пользу людям, обществу
  • получить профессию с которой легче найти работу

7) МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • получить диплом об образовании
  • стать культурным, образованным человеком

8) ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:

  • просто необходимо получить какую-то профессию

Ошибки выбора профессии

НЕДОСТАТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ:

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.
  • Увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность).

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии.
  • Замена способностей положительными личными качествами.
  • Ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации.
  • Неопределенность желаний, жизненных целей.

НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРАВИЛАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Выбор профессии “за компанию”.
- 56.00 Кб

МОБУ «Подколкинская СОШ»

Творческий проект на тему

«Мой профессиональный выбор»

Ученицы 9 класса

Мищенко Анастасии

Учитель: Токмачёв П. М.

Подколки 2014

Профессия «Ветеринар»

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Проблема

До окончания школы и получения полного среднего образования остаётся совсем немного и стала чаще задаваться вопросом: куда пойти учиться и на кого? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Почему я выбрала именно эту профессию?

Осознание проблемной области

Определение потребности и её формулировка

Моей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Данная потребность на данный момент не является первостепенной, но через год, два я столкнусь с проблемой в выборе профессии для себя и поэтому я заранее анализирую какая профессия мне подходит и почему.

Определение задачи и формулировка

Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение. Для этого мне нужно:

  • изучить свои интересы и склонности;
  • выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии;
  • изучить мир профессий, потребности в кадрах.

Основные параметры и ограничения

  1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам;
  2. Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе.
  3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать моим финансовым возможностям.
  4. Востребованность профессии на рынке труда

Выявление традиций, истории, тенденций

Изучая мир профессий, я определила наиболее насколько они востребованы на рынке труда нашего региона, а также изучила традиции своей семьи. Выбирая будущую профессию, я отдала предпочтение следующим источникам информации:

Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, я разработала опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.

Выработка идей, вариантов, альтернативы

Сфера моей профессиональной деятельности человек-природа. Используя интернет-сайты, в которых приводится описания и характеристики профессий, выделим ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, животновод, зооинженер, зоотехник.

Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сферы профессиональной деятельности «человек - природа».

Работа должна:

  • быть разнообразной
  • подвижной
  • соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека
  • разносторонней

Моя будущая работа не должна быть «сидячей» и требующей только умственный труд. Она должна быть не только в помещении, но и на открытом воздухе.

Анализ и синтез идей

Выбор оптимального варианта профессии

Специаль-ность

Требования к специальности

Кол-во баллов

Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристи кам

Психофи-зическим характеристикам

Ветеринар-ный врач

Ветеринар-ный фельдшер

Животновод

Зооинженер

Зоотехник


Профессию ветеринарного врача я выбрала после анализа сферы профессиональной деятельности и думаю, что она соответствует моим интересам, склонностям и качествам личности. Такой вывод я сделала после проведения тестов, по которым я получил следующие результаты:

  • Уровень моей готовности к профессиональному самоопределению сначала был низким, но в процессе изучения мира профессий повысился до среднего. Поэтому, я думаю, что готова к профессиональному самоопределению.
  • Интересы и склонности – область профессий «человека – природа»
  • Уровень самооценки – адекватный
  • Особенности внимания – средний уровень произвольного внимания
  • Память – средний уровень развития памяти
  • Интеллект – средний
  • Эмоциональное отношение к выбору профессии – положительное
  • Волевые качества – развиты хорошо
  • Тип темперамента – флегматик
  • Уровень здоровья средний

Определение путей получения профессии и выбор места

обучения

Пути получения профессионального образования

Вид профессионального образовательного учреждения - вышее профессиональное образовательное учреждение

Тип образовательного учреждения – университет

Форма обучения – очная

Направление обучения – медико-биологическое

Конкретное учебное заведение - Оренбургский сельскохозяйственный университет

План моей профессиональной карьеры

  1. Закончить школу и поступить в профессиональной учебное заведение.
  2. Получить теоретическую подготовку по специальности «Ветеринария»
  3. Найти работу по специальности
  4. Освоить профессию «Ветеринара» на практике
  5. Достичь профессиональных успехов через 10 лет и стать профессионалом в данной области профессиональной деятельности.

Профессиональня проба

У нас в семье есть домашние животные: кролики, кошки, корова, пчёлы, собаки. В семье на мне лежит ответственность по уходу за кроликами. Я их кормлю, слежу за их здоровьем, если кто-то заболел,то лечу. Также я помогаю папе в пчеловодстве, то есть я уже имею навыки работы с животными, уходом за ними, лечением.

План подготовки к приобретению профессии

Цель - поступить в учебное заведение и овладеть специальностью ветеринара.

  1. изучить математику, физику, биологию, химию,
  2. научиться работать с животными
  3. закончить школу
  4. сдать вступительные экзамены в университет
  5. освоить учебную программу в университете, получить диплом
  6. найти работу по специальности
  7. совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Самоконтроль и самооценка

Свой творческий проект я оцениваю положительно, так как результат всего моего пути – выбор профессии «Ветеринара» , а также построение профессионального плана по достижению поставленных профессиональных целей.

Источники информации

Материал для своего проекта я брала с сайта:

http://www.moeobrazovanie.ru/ specialities_vuz/veterinariya. html


Краткое описание

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.